Найти в Дзене
Культурный Кот

Каванабэ Кёсай. Японский художник-демонист

Недавно в русскоязычном сегменте интернета завирусилась японская картина XIX века, на которой главный герой похож на Филиппа Киркорова. Автор произведения - Каванабэ Кёсай, чьё творческое наследие просто колоссально. Однако художник был настолько противоречивой личностью, что японские чиновники больше 100 лет держали в забвении имя Кёсая. И сегодня я предлагаю изучить 3 темы из творчества этого японца. Настолько популярная серия гравюр, что мастеру пришлось увеличить её до двух сотен. Рецепт успеха оказался прост. Основой сюжета становилась известная поговорка, афоризм или легенда, которая сопровождалась качественной иллюстрацией. Сюжет поговорки художник изображал буквально, что добавляло особой комичности. Например, в Японии XIX века в отношении взрослых детей, живущих с родителями использовался афоризм: "Грызть голень отца". И Кёсай рисовал лежащего на спине пожилого мужчину, чью ногу кусал молодой человек. Кроме того в этой серии гравюр художник саркастически взглянул на нормы япо
Оглавление

Недавно в русскоязычном сегменте интернета завирусилась японская картина XIX века, на которой главный герой похож на Филиппа Киркорова. Автор произведения - Каванабэ Кёсай, чьё творческое наследие просто колоссально.

Та самая картина с "Киркоровым". Источник: Яндекс картинки
Та самая картина с "Киркоровым". Источник: Яндекс картинки

Однако художник был настолько противоречивой личностью, что японские чиновники больше 100 лет держали в забвении имя Кёсая. И сегодня я предлагаю изучить 3 темы из творчества этого японца.

Фотопортрет Каванабэ Кёсая. Источник: Яндекс картинки
Фотопортрет Каванабэ Кёсая. Источник: Яндекс картинки

Сто картин Кёсая

Настолько популярная серия гравюр, что мастеру пришлось увеличить её до двух сотен. Рецепт успеха оказался прост. Основой сюжета становилась известная поговорка, афоризм или легенда, которая сопровождалась качественной иллюстрацией. Сюжет поговорки художник изображал буквально, что добавляло особой комичности.

Одна из гравюр альбома. Источник: Яндекс картинки
Одна из гравюр альбома. Источник: Яндекс картинки

Например, в Японии XIX века в отношении взрослых детей, живущих с родителями использовался афоризм: "Грызть голень отца". И Кёсай рисовал лежащего на спине пожилого мужчину, чью ногу кусал молодой человек. Кроме того в этой серии гравюр художник саркастически взглянул на нормы японского этикета, а также этнические стереотипы.

Сатира

В своих произведениях Каванабэ регулярно высмеивал глупых чиновников, за что несколько раз сидел в кутузке. Так в 1864 вышла его серия "Сто безумств Кёсай". Ключевой гравюрой альбома стала "Изображение великой битвы лягушек" - иносказательное изображение карательного похода правительственных войск против княжества Тёсю.

Изображение великой битвы лягушек. Источник: Яндекс картинки
Изображение великой битвы лягушек. Источник: Яндекс картинки

Но не только бюрократы становились героями сатиры. Кёсай также жёстко проходился по соотечественникам за их безумное желание "европеизироваться". В 1874 году он нарисовал карикатуру на образовательную реформу. Художник изобразил учителей в виде бакэмоно (монстры) облачённых в "западные платья".

Японская школа, какой её видел Кёсай. Источник: Яндекс картинки
Японская школа, какой её видел Кёсай. Источник: Яндекс картинки

Демоны

Поскольку мастер злоупотреблял горячительными напитками, некоторые исследователи склонны считать, что образы шайтанов являлись ему в приступах белой горячки. Главная работа художника из "нечистой тематики" - сборник "Ночной парад 100 демонов". К сожалению, альбом вышел в свет после смерти Каванабэ. В этом параде Кёсай изобразил всю чертовщину японского фольклора: от воинов-скелетов до упырихи Отафуку.

Завершающая гравюра из альбома. Источник: Яндекс картинки
Завершающая гравюра из альбома. Источник: Яндекс картинки

Жутковатые и потусторонние герои встречаются и в других работах художника. Так в одной из гравюр он фантазировал на тему принудительной "европеизации" ада, а на другой картине изобразил призрак женщины с отрубленной головой.

Призрак женщины с отрубленной головой. Источник: Яндекс картинки
Призрак женщины с отрубленной головой. Источник: Яндекс картинки

Каванабэ Кёсай отличался нечеловеческой продуктивностью и умел работать в любой технике: от китайской графики до журнальных иллюстраций. Именно поэтому его творческий багаж до сих пор полностью не изучен.

Это тоже работа Кёсая. Источник: Яндекс картинки
Это тоже работа Кёсая. Источник: Яндекс картинки

А вам доводилось сталкиваться с работами Кёсая? Что вы думаете о подобном искусстве? Пишите ответы в комментарии, ставьте лайки да подписывайтесь на канал. 後でもっと面白くなります !!

Читайте также:

Кацусика Хокусай - художник, который стал успешным только в 70 лет

Хироши Ёсида - японский "европеец"

Правила традиционного японского чаепития