Небольшой участок парка на правом берегу Славянки между Висконтиевым и Пильбашенным мостами в конце XVIII века представлял собой малоосвоенную северную окраину парка и назывался Сильвия, то есть Лес. Когда парк по правому берегу Славянки продвинулся дальше на север, новый участок стал называться Новой Сильвией, а Сильвия стала Старой Сильвией. В 1792-1795 годах Винченцо Бренна создал новую планировку Старой Сильвии. В центр леса он поместил круглую площадку, от которой лучами расходятся во все стороны 12 аллей. В результате Старая Сильвия получила неофициальное название Двенадцать Дорожек, и стала похожа на циферблат солнечных часов, позволяющих легко определять время по положению солнца.
В 1798 году Павел I распорядился перенести из Царского Села в Старую Сильвию бронзовые скульптуры, копии античных мраморных скульптур, хранящихся в музеях Италии и Ватикана. Восковые модели этих копий были выполнены скульпторами Фёдором Гордеевичем Гордеевым и его учеником Павлом Петровичем Соколовым. Скульптуры отлиты в бронзе в 1790-х годах литейными мастерами французом Эдмоном Гастеклу и Василием Борисовичем Можаловым.
Эти статуи при Екатерине II были установлены в Царском Селе на пандусе Камероновой галереи и во Фрейлинском садике. Павел I, ненавидевший свою мать, после её смерти стал методично отменять её решения, как важные, так и совершенно второстепенные. Перестановка скульптур оказалась, на мой взгляд, удачным решением. Около Екатерининского дворца, перегруженного украшениями, скульптуры, как мне кажется, просто терялись. А в Старой Сильвии, среди леса, они выглядят волшебной сказкой.
В центре круглой площадки установили скульптуру Аполлона, греческого бога солнца и солнечного света, покровителя искусств. Аполлон жил на горе Парнас в окружении девяти муз. Скульптура изображала Аполлона в лавровом венке и с кифарой в руках (кифара – щипковый струнный музыкальный инструмент, разновидность лиры). Конкретная статуя называется Аполлон Мусагет (покровитель муз) или Аполлон Кифаред (играющий на кифаре). Увы, кифара Аполлона была утрачена в XIX веке. Этот Аполлон недолго простоял в центре Старой Сильвии. Уже в 1818 году Аполлона Мусагета переместили в Новую Сильвию.
Его место в центре площадки занял Аполлон Бельведерский из Колоннады Аполлона, которая была частично разрушена бурей.
Аполлон Бельведерский – копия римской скульптуры, хранящейся во дворце Бельведер в Ватикане. Римская скульптура, в свою очередь, является копией более ранней греческой скульптуры. Оба павловских Аполлона и ныне занимают места, определённые им двести с лишним лет назад. Аполлон Бельведерский в левой руке держал лук, из которого только что выпустил стрелу. Увы, лук до нашего времени не сохранился.
Вокруг Аполлона по периметру круглой площадки между дорожками-лучами установили двенадцать скульптур – девять муз и троих богов. Перечислю их в том порядке, в каком они стоят по часовой стрелке.
Меркурий (Гермес). В римской мифологии Меркурий - бог торговли. В греческой мифологии Гермес – вестник богов и покровитель путников.
Венера (в греческой мифологии Афродита) – богиня красоты и любви. Скульптура называется Венера Каллипига. «Каллипига» с древнегреческого переводится как «прекраснобёдрая», или, может быть, точнее «прекраснозадая». В наше время «прекраснозадая» звучит немного грубовато, но древних греков, при их отношении к человеческому телу, это нисколько не смущало. Богиня эротично повернула голову и любуется собственными ягодицами. Интересно, что когда скульптура была найдена в развалинах дворца римского императора Нерона, у неё была отбита голова, найти которую не удалось. Эротичный поворот головы был воссоздан итальянским скульптором-реставратором уже в эпоху Возрождения. Вывод о положении головы Венеры был сделан на основании того, как напряжены сохранившиеся мраморные мышцы спины и шеи.
Полигимния – муза гимнов и ораторского искусства.
Каллиопа - муза эпической поэзии и философии, держит в левой руке восковую табличку, а в правой, возможно, был утраченный стилос.
Клио - муза истории со свитком папируса. Надпись Euterpe на основании скульптуры сделана ошибочно при отливке.
Урания - муза астрономии с небесной сферой в руке.
Флора - богиня весны и цветов с венком на голове и цветами в руке.
Эвтерпа - муза лирической поэзии и музыки. Надпись CLIO на основании скульптуры сделана ошибочно при отливке.
Мельпомена - муза трагедии с трагической маской в руке.
Талия - муза комедии. Рядом с ней комическая маска.
Терпсихора - муза танца держит в руках лиру.
Эрато - муза любовной поэзии и песен держит в руках кифару.
По периферии Старой Сильвии идёт кольцевая дорожка, в которую упираются радиальные дорожки-лучи. На кольцевой дорожке в конце некоторых радиальных тоже стоят скульптуры.
Скульптура, которая в Новое время получила название «Боргезский боец», изображает гладиатора с мечом в правой руке и щитом в левой. Меч и щит утрачены ещё в древности. Найденная во время раскопок скульптура оказалась на вилле кардинала Боргезе, откуда и произошло её название. Информационная табличка в парке около скульптуры называет её «Боргезский борец». Думаю, что это ошибка, правильно – «боец». История сохранила для нас имя ваятеля античного оригинала. Это Агасий из города Эфес. Бронзовая копия появилась в парке только в 1946 году. До революции она украшала кабинет Вел. Князя Константина Константиновича в Павловском дворце.
Скульптура Актеона – единственная из скульптур Старой Сильвии, которая не является копией античного оригинала, хотя её сюжет также взят из греческой мифологии. Актеон – охотник, который случайно увидел, как купается обнажённая богиня охоты и женского целомудрия Артемида. Разгневанная Артемида превратила Актеона в оленя, и его разорвали его собственные собаки. Скульптура создана Иваном Петровичем Мартосом для Большого каскада в Петергофе. В Павловске стоит авторское повторение скульптуры.
Четыре скульптуры изображают детей царицы Ниобы, сына Илонея и трёх дочерей, которых называют Ниобидами. Ниоба, у которой было много детей, позволила себе возгордиться перед богиней Лето, у которой детей было всего двое – Аполлон и Артемида. Разгневанный Аполлон отомстил за оскорбление матери, поразив детей Ниобы стрелами из лука. От горя Ниоба превратилась в камень. Скульптуры изображают Илонея, поражённого стрелой, и Ниобид, пытающихся спастись от Аполлона с луком.
Большинство скульптур Старой Сильвии во время немецкой оккупации в 1941-1944 годах были зарыты в землю. После освобождения Павловска скульптуры были, хотя и не без труда, найдены и установлены на прежних местах.
Кроме скульптур в Старой Сильвии расположены памятник Вел. Князю Вячеславу Константиновичу, и Памятник родителям, о которых я уже писал, а также Амфитеатр на высоком берегу Славянки. Амфитеатр – это своего рода зрительный зал под открытым небом, а сцена располагалась на поляне на противоположном берегу Славянки. Декорациями к спектаклям служили прекрасные пейзажи парка.
Публикации моего канала перечислены здесь.