Дело «Сергей Григорович против „Кибертайм систем Екатеринбург“»
Сегодня будет весьма необычная статья: не о том как сталкеры играют на гитаре, не о лабораториях и даже не о Сидоровиче. Речь пойдет о «Сталкере Онлайн».
Мало кто знает, что пока в уютном киевском офисе GSC Game World делали S.T.A.L.K.E.R. Online, чтобы скрасить ожидание фанатов от разработки S.T.A.L.K.E.R. 2, в Екатеринбурге тем временем во всю шла разработка своего STALKER-online. Как так получилось? DK.RU пишет, что в 2009 году местный предприниматель Владислав Ницак, прочитав книгу «Пикник на обочине» и опробовав украинскую игру S.T.A.L.K.E.R., решил, что пора создавать свою online-игру про сталкерство. Причиной такого шага заявлялась неудовлетворенность существующими играми: людям не хватало кооператива. Реальность скорее всего немного прозаична: на фоне популярности игр серии S.T.A.L.K.E.R. Ницак решил бросить свой проект про виртуальный Екатеринбург и заняться чем то более прибыльным.
В течении 2009 года предприимчивый екатеринбуржец занялся сбором команды для разработки, в основном — из мододелов оригинального Сталкера. В качестве движка решено было использовать BigWorld (по словам Ницака, он купил его за 250 000$). Если верить слитой переписке тех лет, то Ницак в тот момент плохо осознавал разницу между модом и игрой, и даже намеревался на первых порах портировать модели, принадлежащие GSC Game World, но, судя по всему, отказался от этой идеи. В январе 2010-го компания «Кибертайм систем Екатеринбург», где Ницак являлся директором, зарегистрировала домен www.stalker-online.su, а в феврале учредила ЗАО «Сталкер Онлайн».
Несмотря на то, что проекты GSC Game World и «Кибертайм систем Екатеринбург» различались концептуально (первые разрабатывали простенькую браузерную игру, а вторые — сетевой шутер на своем движке), использование бренда «STALKER» в названии проекта не могло понравится Сергею Григоровичу. И тогда он, узнав о существовании проекта, решил подать на его разработчиков в суд для защиты прав на свой товарный знак.
В конце 2011 года Григорович подал иск в Арбитражный суд Свердловской области. Наш истец потребовал взыскать с «Кибертайм систем Екатеринбург» миллион рублей, а также запретить компании использовать домен www.stalker-online.su. В обоснование заявленных требований Григорович сослался на то, что на него в России зарегистрирован товарный знак «S.T.A.L.K.E.R. shadow of Chernobyl», а используемый екатеринбуржцами логотип «STALKER-online» похож на этот товарный знак до степени смешения: доминирующим элементом в обоих является слово STALKER, точки в нем роли не играют, а обозначение «shadow of chernobyl» является второстепенным. Соответственно, может создаться впечатление, будто екатеринбургский STALKER-online имеет какое-то отношение к украинским играм.
Компания «Кибертайм систем Екатеринбург» с такой трактовкой не согласилась, и представила суду свои возражения: логотип проекта и торговый знак не сходны (точки в слове stalker имеют значение, само слово «stalker/сталкер» использовалось задолго до выхода украинских игр для обозначения искателей, а на территории РФ оно также известно как фантастический фильм по мотивам повести «Пикник на обочине», снятый в 1979 году на киностудии «Мосфильм»); проект еще находится в стадии бета-тестирования и не извлекает прибыль, поэтому сумма взысканий является завышенной; на сайте прямо указана компания-разработчик, поэтому спутать игры весьма сложно.
16 февраля 2011 года по делу было вынесено решение. Суд постановил следующее:
1. Обозначение «S.T.A.L.K.E.R.» обладает особенностью в написании — заглавные буквы латиницы через точки, что отличает его от английского слова «stalker», не подлежащего охране как товарный знак;
2. Используемое истцом обозначение «shadow of chernobyl» по отношению к слову «S.T.A.L.K.E.R» не является второстепенным. Словосочетание «shadow of chernobyl» — это устойчивое выражение, позволяющее выделить определенный тип компьютерной игры из серии S.T.A.L.K.E.R (что указал сам Григорович), в связи чем слово S.T.A.L.K.E.R в спорном товарном знаке не имеет доминирующего значения;
3. Буквенный состав спорных словосочетаний совпадает менее чем на 50%, звуковое совпадение («сталкер онлайн» и «сталкер шэдоу оф чернобыль») не приводит к возможности смешения этих двух наименований компьютерных игр.
4. Смешения в сознании потребителей обозначения «STALKER-online» и товарного знака «S.T.A.L.K.E.R shadow of chernobyl» не происходит, поскольку потребителями является специфическая аудитория, разбирающаяся в компьютерных технологиях и специальных терминах.
5. Использование ответчиком спорного обозначения stalker online не приводит к получению необоснованных преимуществ на рынке.
Таким образом, суд отказал Григоровичу в удовлетворении иска. Глава GSC Game World попытался обжаловать это решение сначала в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде в мае, а затем — в Федеральном арбитражном суде Уральского округа в августе того же года, но безуспешно. Cуды подтвердили решение суда первой инстанции и право «Кибертайм систем Екатеринбург» использовать «Stalker/Сталкер» в названии своих проектов.
В источниках с этими процессами связано заблуждение, будто суды предписали екатеринбуржцам изменить название проекта, и так он получил название sZone online.
Но это не так, в судебных решения ничего подобного нет. В 2013 году, когда екатеринбургский Stalker Online стал получать первую прибыль (в районе 200 тыс. при выручке в 5 миллионов), между Ницаком и акционерами его компании произошел корпоративный конфликт, в результате которого Ницак был уволен из собственной компании, а права на Stalker Online впоследствии перешли к компании акционеров — ООО «Мобильные Технологии». Ницаку пришлось переименовать свой проект в sZone online, но в конце концов и права на код «sZone online» у Ницака отобрали, повесив на него долги. Сейчас он занимается другим похожим проектом — Anomaly Zone.
А игра Stalker Online здравствует и поныне, принося деньги своим владельцам: за 2020 отчетный год выручка составила 60 миллионов, прибыль почти 5 миллионов рублей.
Спасибо за прочтение!
Поддержать выход новых интересных статей вы можете подписавшись на премиум или подкинуть донат. Советую заглянуть на канал и посмотреть подборки, там всё разложено по темам и удобно найти интересное именно для вас.
#шутер #стелс #ведьмак #skyrim #quake #StarCitizen #выживание #хоррор #гта #припять #rpg #сюжет #сталкер #лор #разработка #новости #секреты