Найти в Дзене
Александр Асов и К°

Притча о "Стезе Воина" и о "Сладости жизни", рассказанная князем Бусом Белояром на 1-й Медовый Спас

Сегодня в день Медового Спаса 14 августа вспомним и перескажем древнюю притчу о "Сладости жизни", имеющуюся как в наших ведославных источниках (в "Ярилиной книге". "Белой Крынице"), так и в греко-христианских (в "Повести о Варлааме и Иоасафе), также в арабо-буддийской "Повести о Джайнасаре и Будасафе" и в грузинской "Балавариани"...

Мудрецы прошлого, волхвы, созерцатели, стремящиеся к Просветлению, издревле ждали Спаса. Того, о ком предвещал пращур Богумир, — того, кто не только будет ведать о Стезе Прави и укажет пути, но и сам пройдёт ими...

И пришёл он, князь Бус, и поведал, что Стезя Прави ведёт за Великое Коловращение, в коем вечно сменяются Явь, Правь и Навь. Туда, где нет Смерти...

Но пройти этим путём может лишь человек — смертный, Праведный воин, Витязь ясного света. Тот, кто не имеет страха в своём сердце. Тот, кто встанет на пути Смерти и преодолеет всё.

Этот путь закрыт для бессмертных. Потому и богам, чтобы пройти сей Путь, нужно родиться смертными. И оттого человек, который может пройти этою Стезёй, — выше богов, тратящих свою вечность на игры и потому умаляющихся в силе своей.

Потому и боги зависят от людей. Их сила и слабость основаны на людской вере... Они давно уже не ощущают Красоту Жизни, Счастье быть Живым, ибо они не знают и Смерти.

— Я расскажу вам одну Притчу —«О Сладости Жизни», — молвил как-то раз тем мудрецам князь Бус Белояр.

«Некогда один охотник, преследуя в горах ирбиса, упал с обрыва в глубокое ущелье. Падая, он ухватился одною рукой за ветку, протянувшуюся над пропастью.
Оглядевшись, он увидел, что под ним в ущелье свился ужасный дракон, открывший пасть и готовый проглотить его. А ещё он увидел двух мышей, белую и чёрную, что подгрызали ту ветку.
И если они её сгрызут, то ему придётся рухнуть в пасть дракона. Но тут охотник узрел, что по веточке из дупла, в котором поселились пчёлы, стекает капля сотового мёда...
И тут же охотник презрел и аспидов-мышей, и дракона, и подставил сладкой капле свой рот...»

Медальон с образом из притчи о сладости жизни. VI век
Медальон с образом из притчи о сладости жизни. VI век

— О чём же эта притча? — спросил мудрецов князь Бус Белояр.

Мудрецы задумались...

— Нетрудно понять, — сказал самый мудрый седовласый старец,  — что охотник — это просто человек. Такой, как любой из нас. Охота на ирбиса — это испытания земной жизни. Дракон — это Смерть, что поджидает нас каждый миг. Чёрный и белый аспиды — это день и ночь, которые безжалостно умаляют нашу и без того краткую жизнь... Но человек того не замечает, он мечтает только о капле преходящего земного счастья... Потому, зная неизбежный ужасный конец, нужно не тянуться к мимолётным наслаждениям, а со страхом в сердце молиться о милости Божьей!..»

— Да... Обычно из сей притчи уставшие от жизни люди делают именно такой вывод... — грустно улыбнулся Бус Белояр.

А потом он обернулся и с жаром, с разгорающейся искрою в глазах, яростно возразил:

— И всё же нет! Притча говорит об ином! Охотник — это бесстрашный воин, преследующий ирбиса. Это витязь, следующий Стезёю Ясного Света, Стезёю Праведности. Он ясно видит и то, что жизнь уходит, и то, что Смерть рядом... А она всегда рядом.

Но в сердце его нет страха, и не потому, что взор его обращён к иллюзии жизни. А в том, что для просветлённого духа, для воина, отринувшего смерть, всё это не имеет значения.

А мёд жизни, который он вкушает, означает, что он принял единственно верное решение. Он не опускает руки и не тратит время на бормотание заклинаний и мантр, он набирается сил для грядущего сражения.

Вкушение же мёда с Мирового древа — это и излечение духа, и стремление к бессмертию, и обретение сил и высшего знания...

Есть вывод из притчи:
нет смысла бежать,
ло­вить наслаждения миг и страдать.
Коль воин ты —
ирбису встань на пути,
чтоб все испытания жизни пройти.
Чтоб тлена избегнуть,
ты должен суметь
Дра­кона-смерть одолеть!

* * *

Жизнь Буса Белояра — это всегда и вызов Смерти, и непрекращающийся диалог с Нею... Ибо Бус намеренно стал смертным, как и люди, дабы пройти весь Путь до конца, до восхождения на Небо к Источнику Бессмертия.

И он проходил его, и не один раз, ибо он всегда возвращался к людям, сострадая их бедам и принимая на себя тяжкую ношу... Ведь для Буса Белояра сама Смерть являлась не более чем Вратами Судьбы, Вратами Перерождения.

Когда он впервые взошёл на небо, будучи на Востоке, он узрел, что дома — в Русколани, его отец Дажень-яр, принял на Волге бой с драконом Морияром, и затем принял смерть, оставив престол...

Он увидел сие, уже пребывая за Вратами Судьбы, — иным, уже нечеловеческим взором. И он уже знал, что его отец Дажень-яр по Закону Коловращения будет возвращаться вновь и вновь, и вместе со своими соратниками опять будет бросаться в самую гущу врагов, умирать и снова возрождаться — и в этом мире, и в том, что за пределами оного...

Бус уже тогда мог бы уйти навсегда, но он вернулся, дабы пройти весь Путь до конца.

И это значило, что впереди — Война с извечным злом, не потакание оному, но Ответ ему. Ибо лишь после возвращения Равновесия Сил Нави и Яви, Света и Тьмы, достижимы Мир и Прощение. Нельзя своим недеянием оставлять мироздание во Тьме...

Ибо слабым, безвольным закрыты все Пути. Лишь на высшей точке приложения всех сил достижимо Равновесие, там открывается Путь к Пробуждению... И так Бус, сострадая людям, вернулся, ибо основная задача ещё не была решена...

Людям не только на Востоке, но и на Руси нужно было открыть Путь к избавлению от страданий — путь, ведущий в Вечность...

А для сего нужно обрести Освобождение от Пут бесконечного Коловращения Яви-Нави, идя Стезёю Прави, Стезёю Витязя Ясного Света — к Величайшей Цели, то есть — к Пробуждению и Просветлению...

+++++

Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".