С момента выхода первой части в 1991 году серия Sid Meier’s Civilization стала одним из столпов жанра 4X. Многие игры вдохновлялись ей и даже пытались бросить вызов, но безуспешно. Теперь, спустя почти десятилетие поддержки Civilization VI, Firaxis наконец готова представить долгожданную Civilization 7.
Как и в предыдущих играх серии, игрокам предстоит вести свою нацию через эпохи истории к величию. Опытные стратеги сразу узнают привычный пошаговый геймплей, но в этот раз он ощущается по-новому. Разделение цивилизаций и лидеров, сокращение игры до трёх эпох — пожалуй, это самые масштабные изменения за всю историю франшизы. Поначалу они могут сбить с толку, но студия создала увлекательное стратегическое приключение, которое будет развиваться ещё годы.
Новый подход к лидерам — свежий взгляд на историю
Уже с первых минут игры становится ясно: Civilization 7 ломает шаблоны. Раньше игроки выбирали историческую нацию с фиксированным лидером, который сопровождал их через века. Каждая цивилизация имела уникальные плюсы, минусы и требовала особой стратегии. В новой игре цивилизации остались, но лидеры теперь отделены от них. Более того — за одну партию вы смените три разные нации!
Сначала вы выбираете историческую личность, которая будет вести ваш народ. У каждого лидера теперь свои способности, причём не все они связаны с управлением государством. Среди них не только Екатерина Великая или Наполеон, но и такие фигуры, как Гарриет Табмен или Никколо Макиавелли. Как всегда, в будущем добавят новых персонажей через DLC.
После выбора лидера вы определяете стартовую цивилизацию — у каждой свои бонусы и недостатки. Поскольку лидеры и нации теперь независимы, можно экспериментировать с комбинациями. Игра подскажет оптимальные варианты, но никто не мешает выбрать что-то неочевидное. По мере прохождения трёх эпох вы будете брать под контроль новую цивилизацию с уникальными юнитами, чудесами и механиками — это делает каждый этап игры по-настоящему разным.
Поначалу такой подход кажется непривычным, но он добавляет стратегической глубины. Приходится адаптироваться, осваивать новые возможности и перестраивать тактику. Особенно интересно, что некоторые цивилизации блокируются до выполнения определённых условий — например, основания городов или постройки зданий. Каждый «анлок» тематически связан с историей соответствующей нации. А если не выполнили условия — не беда, в запасе есть сильные дефолтные варианты.
Три эпохи — три разных игры
Firaxis радикально переработала систему эпох. Теперь вся партия умещается в три масштабных этапа, каждый со своей механикой.
Стартуете вы в Эпоху Античности — закладываете основы цивилизации, знакомитесь с соседями и делаете всё, что привыкли в предыдущих играх серии. Примерно через 150–200 ходов наступает Эпоха Исследований. Здесь нужно расширять границы, осваивать новые земли и добывать экзотические ресурсы. Половина карты, ранее скрытая, открывается для колонизации. В отличие от Civilization 6, система лояльности упрощена — можно строить города где угодно, если считаете, что вам хватит сил защитить их.
Финальная Современная Эпоха — время борьбы за победу. Экспансия завершена, теперь нужно укреплять города, копить ресурсы и готовиться к Мировой Войне (да, она неизбежна, если кто-то решит добиться военной победы).
Смена эпох работает как мягкий ресет: города и юниты сохраняются, но вы выбираете новую цивилизацию, получаете свежие технологии и политические институты, а города-государства заменяются новыми. Это даёт отстающим шанс нагнать, а лидерам — переосмыслить стратегию. Некоторые здания заменяются, открываются чудеса новой эпохи.
За успехи в предыдущей эпохе игроки получают очки, которые можно вложить в бонусы для следующего этапа. Они не сделают вас непобедимыми, но дадут небольшое преимущество.
Система эпох делает игру динамичнее, но не без минусов. Например, в Эпоху Исследований только цивилизации на одном континенте получают преимущества от «далёких земель» — изначальная территория не считается таковой. Firaxis обещает доработать это, но пока это слегка ломает погружение. Кроме того, игра может казаться слишком быстрой — возможно, стоило бы увеличить длительность партии.
Множество других изменений
Civilization 7 меняет столько механик, что некоторые нюансы можно и пропустить.
- Атрибуты лидеров: выполняя задачи, вы прокачиваете шесть ветвей талантов — Культурную, Дипломатическую, Экономическую, Экспансионистскую, Военную и Научную. Это позволяет глубже кастомизировать стиль игры.
- Новая система войны: больше не нужно двигать каждый юнит отдельно. Теперь вы нанимаете командиров, которые объединяют до шести отрядов в один отряд. В бою они получают бонусы, а со временем прокачиваются, открывая новые возможности.
- Переработанные города-государства, упрощённое управление новыми поселениями, доработанная дипломатия, возврат к реалистичной графике, исчезновение строителей (наконец-то!), новые коллекционные «мементо» — и это далеко не всё.
Опытные игроки быстро освоятся, но Civilization 7 действительно не похожа на предыдущие части.
Победа: пока не идеально
Главная цель — победить, и в Civilization 7 для этого есть четыре основных пути. Типы побед знакомые: Культурная, Военная, Научная и Экономическая, но достигаются они иначе.
Теперь прогресс идёт через Пути Наследия — цепочки задач в каждой эпохе. Выполняя шаги, вы получаете очки, дающие преимущества в следующей эпохе. Если завершить весь путь, откроется Золотой Век с особыми бонусами.
Проблема в том, что сами задачи порой слишком просты и не создают ощущения триумфа. Например, для Культурной победы нужно собрать 15 артефактов и провести Всемирную выставку. Да, есть и другие условия, но если сосредоточиться, это не так сложно — и победа может разочаровать.
Разработчики уже признали, что система требует доработки, но пока финал игры может казаться невыразительным.
Итог: достойное продолжение легенды
Sid Meier’s Civilization 7 предлагает свежий, увлекательный опыт для фанатов серии и жанра. Захватывающий пошаговый геймплей, эксперименты с лидерами и цивилизациями, необычный взгляд на историю — всё это делает игру почти идеальной. Недочёты есть, но, как и с предыдущими частями, их наверняка исправят патчами и DLC.
Так что если вы ждали нового Civilization или никогда не играли в серию — самое время попробовать.
Другие обзоры: