Органическим существам нельзя заниматься только работой. Они не предназначены для этого. Более того, они от этого портятся.
Друзья, как прекрасно, что у нас с вами есть книги, обеспечивающие прекрасный отдых от работы! Сегодня спешу поделиться своими впечатлениями от второй части стимпанковского романа, действие которого разворачивается в альтернативной Российской империи 19 века.
Что за фрукт?
«Проклятие дома Грезецких» — вторая книга серии «Расследования механического сыщика» Тимура Суворкина. Главные герои, сыщик Виктор Остроумов и его механическая напарница Ариадна Стим, продолжают раскрывать запутанные дела. В этот раз им предстоит взяться за расследование пропажи одного из сыновей известного рода изобретателей Грезецких, а также за ещё одно более важное дело — покушение на императрицу.
Если не читали мою прошлогоднюю публикацию о первой книге, то предлагаю сделать это сейчас, потому что там я побольше рассказала про созданный Тимуром Суворкиным мир и персонажей. Только не забудьте потом вернуться!
Мои впечатления
Отношения между Виктором и Ариадной такие же забавные. Первый всё пытается раскрыть дело раньше своей механической подруги, но пока безуспешно, вторая же постоянно подкалывает своего начальника («Виктор, ну как же это не остроумно») и время от времени дуется на него. Отношения эти очень сложные и похожи на раскачивающиеся качели, но неизменным остаётся одно — их забота друг о друге и готовность отдать жизнь за напарника (бедолага Остроумов постоянно оказывается на волосок от смерти). Виктор и Ариадна — парочка необычная, поэтому и заботу они проявляют особым образом. Механическая сыщица, например, обожает читать телефонные справочники, любит их намного больше художественных произведений и видит в них много смешного. Так что Виктор находит для неё более старые издания, которые девушка-робот ещё точно не читала. В свою очередь Виктор грустит из-за того, что не может прогуляться с девушкой мечты по праздничному городу, а одному неинтересно. Так что Ариадна выдвигает предложение: она притворится обычной девушкой и составит компанию, чтобы молодой человек мог от души насладиться маскарадом и не чувствовать себя одиноким. Однако перед этим она чисто по-женски попробовала сосватать ему сначала коллегу:
И, между прочим, у неё прекрасный репродуктивный возраст. <...> Я просто предположила, что она может вам нравиться. У неё симметричное лицо, а также математически приятные пропорции тела.
А потом служанку:
Вы можете пригласить её. Это очень практично. Так как вы живёте в одном с ней помещении, то вам не потребуется тратить время, чтобы провожать её до дома. Какая отличная придумка. Я молодец. Как, впрочем, и всегда.
В общем, Ариадна — просто чудо. Но Виктору я иногда сочувствую.
В публикации про первую книгу я высказала желание узнать побольше о других роботах, и автор меня порадовал. В ходе расследования пропажи одного из членов семьи изобретателей мы знакомимся с огромными железными сфинксами, охраняющими усадьбу, и роботом, мечтающим стать человеком. А во второй части мы встречаем вторую Ариадну, медицинскую версию, и это ужасно смешно. Вам попадались когда-нибудь видео того, как несколько колонок с Алисой ставят рядом, и они переговариваются? Почему-то в этих беседах проявляются все стервозные черты этой дамы (этих дам?). Вот и здесь получилось так же:
— Весьма остроумное замечание. Не ожидала его услышать от механизма, стоящего на двадцать тысяч золотых царских рублей меньше, чем я. <...>
— Я вижу, вы знаете мою стоимость, но не знаете индекса инфляции в империи. Впрочем, это простительно, медицинским версиям не требуется такое блестящее всестороннее образование, как сыскным.
Вся беседа велась в таком духе. Правда, потом оказалось, что именно такого рода беседы механизмы считают приятными и дружелюбными.
Теперь о самих расследованиях, ведь это всё-таки детектив. Хотя я была бы рада, даже если бы убрали все детективные линии и просто оставили саркастические беседы Ариадны с кем бы то ни было.
В начале первой части, когда герои начали расследовать пропажу Грезецкого, мне показалось, что эта история в детективном плане меня не впечатлит и расследование какое-то вялое. Я ожидала, что убийцей окажется какой-нибудь малозаметный третьестепенный персонаж с каким-нибудь простейшим мотивом, который мы уже сто раз видели. Как же я ошибалась. Тимуру Суворкину не только удаётся прописывать остроумные диалоги, из-за которых я смеюсь в голос, даже когда слушаю книгу в общественном месте. У него также хорошо получается и детективная составляющая. В частности её развязка. Причём я была поражена не только мотивом, но и степенью жестокости. Это ж надо было такое придумать вообще!
Чем больше я вас узнаю, Виктор, тем больше убеждаюсь, что из вас вышел бы отличный маньяк. Так что, пожалуйста, не увольняйтесь из сыска — по эту сторону закона вы ценнее.
В ходе второго расследования я, честно сказать, запуталась в некоторых персонажах, всяких там начальниках, с которыми знакомится Остроумов. Но, думаю, это не беда. Волноваться об этом перестаёшь ровно в тот момент, когда автор вновь поражает тебя описываемой жестокостью. И тут мы знакомимся с ещё одним типом разумных механизмов, о которых я подробнее говорить не буду, чтобы не спойлерить.
Кстати говоря о начальниках. В этом томе мы также встречаем императрицу. И теперь я боюсь, как бы мне не начать путать её с императрицей из цикла про графа Аверина: в обоих циклах это молодые красивые девушки, которые больше интересуются наукой нежели политикой, но им приходится полностью посвящать себя второму, потому что таков их долг перед страной. И в обоих циклах чувствуется неровное дыхание главного героя по отношению к главе империи. При этом и там, и там вероятность такого союза всё-таки очень мала.
Напоследок хочу привести ещё пару цитат на тему «Человек vs Робот». В этой книге особенно ярко проявляется не просто мотив сравнения людей с механизмами, а ещё и тема стремления создать робота, максимально приближённого к человеку. Почти как у Мэри Шелли, только с шестерёнками.
Виктор, почему вы смотрите на меня с сочувствием? Вы что, меня жалеете? Право, какая глупость. Я полагаю, вы никогда в жизни не желали превратиться в робота. Так почему же я должна мечтать стать человеком? Я совершенная машина, и я ценю себя такой, какая я есть.
Давайте все последуем примеру Ариадны и тоже будем ценить себя такими, какие мы есть.
Дело не шло. Однако он не бросал попыток. Через год первая из машин наконец осознала себя как личность, но, увы, делала она только одну вещь.
— Какую же? — спросил я.
— Кричала. Кричала круглые сутки. Кричала и просила её отключить.
А вот этому примеру мы следовать не будем. Но если вдруг кому-то всё же захочется покричать, милости прошу в комментарии. Всех выслушаем.
Итог
Буду с нетерпением ждать следующую книгу, потому что получаю большое удовольствие от этой серии. И хочу ещё добавить, что я просто в шоке от того, как Игорю Князеву удаётся изображать такой приятный женский голос Ариадны. Талантище. В прошлый раз я не была уверена, озвучивает ли он один или с женщиной. В списке чтецов значится только он. В комментариях к одной публикации блога «Свет книг», в которой Светлана упомянула Князева, меня уверили, что все голоса в этой книге действительно изображает он один.
Новостей насчёт следующей части я пока не видела, но не сомневаюсь, что она будет. Жду новых подколов Ариадны и хочу узнать, каково Виктору на новой должности.
Кстати, предлагаю полюбоваться на этих двоих вблизи:
____________________________
Возможно, вас также заинтересуют и другие мои публикации: