Православное богослужение существует для соборной молитвы, возглавляемой епископами и иереями, для внимания Писаниям, а также для священнодействий, наделенных символическим смыслом (входов с кадилом, Евангелием, Дарами и прочих) и скрытым от чувственного восприятия благодатным содержанием.
Молитва перед иконой – это индивидуальное обращение к Богу, святым угодникам и Ангелам. Оно сопровождается целованием образов (прикладыванием к ним) и поклонами, выражающими любовь к Творцу и святым силам, и осознание собственного несовершенства перед их величием. В знак пламенения такой молитвы перед образами возжигают свечи, покупая которые верующие жертвуют деньги на содержание храма, и зарплату священнослужителям и причетникам.
Церковное собрание по самой своей идее духовно объединяет людей, значит, каждый христианин должен делать на богослужении то же самое, что делают остальные братья и сестры – молиться о том, о чем призывают молиться на ектениях дьяконы и священники, внимать Библейским чтениям, вспоминать духовный символизм той или иной части службы, и благоговеть перед Богом, когда Святой Дух превращает привычную нам материю в благодатную святыню.
Следовательно, во время соборной молитвы лучше не ходить по храму ради личной молитвы перед иконами и возжигания свеч. Это не грех, но это и не признак стремления к духовному совершенству, потому что там, где нужно действовать соборно, многие крещеные люди не просто действуют по личным соображениям, но и мешают молитве других, особенно когда в храме тесно.
Индивидуально помолиться и зажечь свечки перед иконами лучше до или после службы.
Прикладываться к иконам нужно так: на образах целуют руки, ноги и края одежд Христа, Его угодников и Ангелов. Но никак не лики – это несмиренно и дерзко.
Смущающей и иногда искушающей соборно молящихся является привычка некоторых православных просить во время службы передать по цепочке свечку к какой-нибудь иконе и зажечь ее: люди сосредоточены на молитве, а тут "вот тебе!" – соблаговоли, брат или сестра, обработать в голове мою информацию, напрячь другого человека, чтобы тот сбил с состояния сосредоточенности значительную часть собрания.
В этом заключается еще не вся неправильность данной неблагочестивой привычки: ее глупость еще и в том, что обряда с мистическим содержанием под названием "поставить свечку" вообще не существует. Пламя свечи, как сказано выше, – это материальный символ молитвы, возносимой перед святой иконой, поэтому с точки зрения личных священнодействий молитвенника обычай "передавать свечку" вообще нелогичен. Конечно, Бог и святые угодники принимают и такой порыв в свою сторону, но любовь к духовным собратьям и сестрам, и благоговение к службе ценятся ими больше.
Ну и, наконец, совсем дико для священников и вдумчивых христиан выглядят разговоры, беготня со свечками и целование икон после того, как все спели на литургии молитву Господню "Отче наш".
В эти минуты Самого Христа, присутствующего на престоле в святой Чаше под видом хлеба и вина, причащаются священнослужители, и вскоре после этого Господь выходит духовно исцелять и питать верующих в Него. Этот отрезок литургии – не перерыв ради не слишком сильной для большинства участников соборной молитвы усталости, а момент особых духовного напряжения, радости, благодарности Богу и осознания величественности момента, по сравнению с которым все остальное в жизни человека – ничто. Какой может быть смысл возношения молитв к Богу и святым силам перед их образами, когда в храм снизошел Сам Христос? Никакого смысла в этом нет, поэтому нужно хотя бы проявить уважение к священнослужителям и не разговаривать в течение временного отрезка между "Отче наш" и причащением паствы.
К сожалению, некоторые настоятели благословляют алтарников в эти божественные минуты проходить по храму с корзинками ради сбора с прихожан милостыни. Это такой психологический прием: чаще просишь – больше дают. Понятно, что чем больше денег, тем быстрее будут строиться новые храмы и оказана милость нуждающимся, о которых заботятся многие общины, но в таком обычае нет благоговения и доверия к Богу, Который заботится даже о каждой небесной птице и полевой лилии (Мф. 6:25-34).
Когда в храме Сам Спаситель, наступает вечность – Небесное Царство, а все тленное и временное теряет свой смысл.
Чтобы проросло зерно добродетели благоговения, успокаивать свою душу от неуместной храмовой суеты нужно и во время молитв, по которым материя превращается во вспомогательные святыни – литийные хлеба с вином и маслом, святую воду и прочее. Ради нашего блага в эти моменты также действует Святой Дух.
Все вышеназванные неблагочестивые привычки породили в русском народе устойчивое выражение о неблагоговении – "носится как оглашенный". То есть, некрещеный. В древней Церкви, пока пастыри не убеждались, что желающие принять крещение уверовали в бесконечную важность Иисусовой жертвы, силу таинств и важность богослужения в очах Божьих, эти люди до соборной службы не допускались. Поэтому внутреннему и внешнему единству наших христианских предков и предшественников нам еще нужно поучиться.
🌿🕊🌿
Спасибо, что дочитали до конца!🙏 Мы благодарны за каждый лайк и перепост, читаем каждый ваш комментарий!❤️