Тарифный натиск президента Соединённых Штатов Дональда Трампа почти месяц будоражит Вашингтон и Уолл-стрит. С тех пор как в начале апреля США повысили пошлины для Китая до 145%, объём грузовых перевозок между странами резко сократился. По одной из оценок, на 60%. Многие американцы ещё не ощутили острой нехватки китайских товаров, но скоро всё изменится. Об этом предупреждает агентство Bloomberg.
К середине мая тысячи больших и малых компаний начнут нуждаться в пополнении запасов. Гигантские ретейлеры вроде Walmart и Target сообщили Трампу на встрече на прошлой неделе, что покупатели могут скоро увидеть пустые полки и более высокие цены.
Главный экономист Apollo Management Торстен Слок недавно предупредил о надвигающемся ковидподобном дефиците и значительных увольнениях в таких отраслях, как грузоперевозки, логистика и розничная торговля.
Время уходит
Хотя в последние дни Трамп продемонстрировал признаки готовности проявлять гибкость в отношении импортных пошлин против Китая и других стран, возможно, уже слишком поздно предотвращать шок, который отразится на экономике США и может продлиться до Рождества.
«Время идёт», - сказал президент компании Gersons Companies Джим Герсон. Данная организация в течение 84 лет поставляет праздничные украшения и свечи для крупных розничных сетей США.
Компания базируется в Олате, штат Канзас, и поставляет более половины своей продукции из Китая. Сейчас около 250 контейнеров ожидает отправки.
«Мы должны разобраться с этим. Надеюсь, это произойдёт очень скоро», - сказал Герсон.
Даже если военные действия ослабнут, возобновление транстихоокеанской торговли сопряжено с дополнительными рисками. Отрасль грузовых перевозок сократила мощности, чтобы соответствовать слабому спросу. Это означает, что всплеск заказов в случае разрядки отношений между сверхдержавами может привести к перегрузке сети, задержкам и росту издержек. Аналогичный сценарий развивался во время пандемии коронавируса, когда цены на контейнерные перевозки выросли в четыре раза, а в портах скопилось множество грузовых судов.
«В портах будет наблюдаться резкий рост загрузки, что приведёт к задержкам и заторам в работе грузовых и железнодорожных перевозок. Порты рассчитаны на стабильные потоки, а не на периодические изменения объёмов перевозок», - пояснил главный исполнительный директор консультанта по морским перевозкам Vespucci Maritime Ларс Йенсен.
Введение пошлин США в отношении Китая произошло в критический для розничной торговли момент. В марте и апреле поставщики начинают наращивать запасы на вторую половину года, чтобы выполнить заказы на товары для подготовки к школе и Рождеству. Для многих фирм первые праздничные товары должны прибыть в США примерно через две недели.
«Мы парализованы», - посетовал Джей Форман, генеральный директор компании Basic Fun, поставляющей игрушки крупным розничным клиентам вроде Amazon и Walmart. Форман назвал тарифы «фактическим эмбарго» и сказал, что пока клиенты лишь приостанавливают заказы, но начнут отменять их, если тарифы в Китае останутся на текущем уровне ещё надолго.
Шок для экономики
На переднем крае такого подрыва поставок оказалась Азия. Сейчас в портах Китая насчитывается около 40 грузовых судов, которые затем отправятся в США. Это на 40% меньше, чем в начале апреля, согласно собранным Bloomberg данным отслеживания судов. Данные суда перевозят около 320 тысяч контейнеров, что примерно на треть меньше, чем в тот момент, когда Трамп объявил о повышении тарифов почти на все товары из Китая до 145%.
По словам руководителя отдела исследований платформы бронирования грузов Freightos Джуда Левина, многие американские импортёры будут размещать заказы у других торговых партнёров, для которых действует отсрочка в пошлинах на 90 дней. Это поможет смягчить связанные с Китаем потрясения.
Некоторые грузовладельцы в США обращаются к поставщикам из Юго-Восточной Азии. На прошлой неделе компания Hapag-Lloyd, пятый по величине контейнерный перевозчик в мире, сообщила, что отменяет около 30% рейсов из Китая в США. Но при этом её бизнес резко вырос за счёт экспортёров из Камбоджи, Таиланда и Вьетнама.
Однако, по словам Левина, в ближайшие месяцы всё ещё может быть сложно преодолеть последствия негативного воздействия на экономику.
«Вероятно, произойдёт значительное замедление», - сказал Левин.
Тревожные прогнозы
На фоне быстрого падения спроса на поставки китайских товаров в США грузоперевозчики сокращают пропускную способность, чтобы не допустить резкого снижения цен на свои услуги. В апреле отменено около 80 рейсов из Китая в США, что примерно на 60% больше, чем в любой другой месяц во время пандемии коронавируса. Такие сведения привёл ветеран отрасли Джон Маккоун.
«Можно с уверенностью сказать, что сектор контейнерных перевозок никогда не сталкивался с такими макроэкономическими трудностями, как сейчас», - отметил Маккоун в аналитической записке.
Всемирная торговая организация предупредила, что объём торговли товарами между США и Китаем может сократиться на 80%, поддержав заявление министра финансов США Скотта Бессента, что текущая ситуация, по сути, является торговым эмбарго. Опрошенные агентством Bloomberg эксперты ожидают, что во II квартале импорт сократится на 7% в годовом исчислении, что станет самым большим падением с начала пандемии коронавируса.
Надвигающийся спад предложения заставил экономистов пересмотреть прогнозы по инфляции, поскольку он может привести к росту цен. Руководители компаний говорят, что цены на некоторые товары из Китая могут вырасти вдвое. И это произойдёт в то время, когда настроения потребителей резко ухудшаются.
Если торговая война США с Китаем продлится ещё несколько недель, то поставщикам и розничным торговцам придётся принимать непростые решения относительно второй половины года, в том числе о том, какие товары отгружать и насколько повышать цены.
Поставщики ожидают отмены большого количества заказов. Это заставит ретейлеров прочёсывать рынки США и других стран в поисках товаров для заполнения своих полок, даже если они будут с прошлого Рождества.
Подобные события станут серьёзным финансовым ударом, на который многие компании могут отреагировать сокращением расходов, включая рабочие места, или привлечением дорогостоящих долговых обязательств.
Сравнивая текущую ситуацию с эпохой COVID-2019, собеседники издания отмечают, что последствия пошлин могут быть хуже. Но с ними будет легче справиться, если Трамп отменит тарифы.