Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Шедевр Виктора Орта: особняк Эдмона Ван Этвельде. Бельгийская архитектура между модерном и эксплуатацией Конго

Оглавление

Дом Ван Этвельде (сейчас отель Ван Этвельде )
Дом Ван Этвельде (сейчас отель Ван Этвельде )

На рубеже XIX–XX веков Бельгия переживала период стремительной экономической трансформации, сопровождавшейся расцветом искусства и архитектуры. Однако за фасадом индустриального роста и культурного ренессанса скрывалась мрачная реальность колониальной эксплуатации Конго, финансировавшей этот «золотой век».

Дом Эдмона Ван Этвельде, созданный архитектором Виктором Орта, стал символом этой эпохи, объединив новаторский дизайн, личные амбиции заказчика и кровавые деньги колониальной системы.

Леопольд заказал большое количество зданий, городских проектов и общественных работ, в основном за счет прибыли, полученной от эксплуатации природных ресурсов и населения Конго. Эти проекты принесли ему прозвище «Король-строитель»
Леопольд заказал большое количество зданий, городских проектов и общественных работ, в основном за счет прибыли, полученной от эксплуатации природных ресурсов и населения Конго. Эти проекты принесли ему прозвище «Король-строитель»

Экономический фундамент бельгийского модерна

1880–1914 годы стали для Бельгии временем второй промышленной революции, роста банковского сектора и формирования корпоративных гигантов. Колониальная политика в Конго, где под контролем короля Леопольда II добывались каучук и слоновая кость, стала ключевым источником обогащения.

Экспорт каучука вырос с 580 до 3740 тонн всего за пять лет (1895–1900), а прибыли текли в карманы бельгийских элит. Однако эта экономическая «успешность» строилась на принудительном труде, насилии и геноциде: миллионы конголезцев погибли от голода, эпидемий и карательных операций, когда за невыполнение квот сборщиков казнили, а деревни брали в заложники.

Архитектор Виктор Орта
Архитектор Виктор Орта

Искусство как инструмент национального мифа

Исследователи, такие как Джейн Блок и Дебора Сильверман, видят в бельгийском модерне не только эстетический прорыв, но и политический проект. Художники Фландрии и Валлонии, вдохновляясь прошлым, стремились создать новую «бельгийскую идентичность» на французском языке, замалчивая при этом внутренние противоречия — лингвистические, региональные и религиозные.

Архитектура Виктора Орта, лидера ар-нуво, воплощала этот парадокс: её изящные линии и стеклянные витражи символизировали прогресс, но финансировались колониальными чиновниками вроде Эдмона Ван Этвельде, главного администратора Конго в 1885–1906 гг.

Витраж и металлическая ковка зимнего сада должны были напоминать листья пальм и растительность Африки
Витраж и металлическая ковка зимнего сада должны были напоминать листья пальм и растительность Африки

-5

Дом Ван Этвельде: африканский стиль как манифест

Заказанный в 1897 году дом Ван Этвельде стал архитектурной метафорой эпохи. Заказчик, цинично называвший Конго «частным садом Леопольда», пожелал, чтобы здание сочеталось с «африканским стилем» — аллегорией его власти над колонией. Орта, однако, интерпретировал это иначе: вместо экзотических мотивов он создал новаторское пространство с центральной стеклянной ротондой, ставшей сердцем дома. Столовая с витражами и открытым планом демонстрировала технический прогресс, но также служила местом, где принимались решения о дальнейшей эксплуатации Конго.

На фасаде, впервые в архитектуре модерна, в таком количестве использовался металл
На фасаде, впервые в архитектуре модерна, в таком количестве использовался металл

-7

-8

После смерти Ван Этвельде в 1925 году дом сменил несколько функций. В 1950-х его купила Федерация газовой промышленности, превратив в офисы. Ученик Орта, Жан Делэ, сохранил витражи, спрятав их внутри, — жест, напоминающий о попытках Бельгии «спрятать» колониальное прошлое. Реставрация 1988 года вернула зданию первоначальный облик, но его история остаётся напоминанием о том, как архитектура может одновременно прославлять прогресс и маскировать преступления.

-9

-10

15 мая 2023 года в Брюсселе произошло знаковое событие: для публики открылся отель Ван Этвельде в одноимённом особняке — жемчужина архитектуры ар-нуво, созданная Виктором Орта. В рамках Года ар-нуво это здание, входящее в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, не только демонстрирует восстановленный стеклянный купол, но и становится центром диалога о наследии колониализма. Как шедевр эпохи модерна сочетает эстетику с исторической памятью?

-11

Кабинет Ван Этвельде
Кабинет Ван Этвельде

-13

-14

Зимний сад
Зимний сад

Реставрация и новое рождение

После многолетних запустений отель обрёл вторую жизнь. Реставрация, длившаяся пять месяцев, вернула блеск стеклянному куполу зимнего сада — сердцу здания. Архитектор Барбара Ван дер Ви и мастерская Mestdagh восстановили витражи, укрепили конструкции и модернизировали систему вентиляции. Однако это лишь первый этап: предстоит реставрация столовой с её уникальными гобеленами и растительными орнаментами.

-16

Екатерина Серёжина