Найти в Дзене
Боевая техника мира.

С мотором в багажнике. "Макси" последний "вагончик" Долматовского.

Незамысловатый, но оригинальный внешний вид «Макси», названного так «в противовес» популярному британскому «Мини», был придуман выдающимся автодизайнером Ю. А. Долматовским в содружестве с единомышленниками В. Арямовым, А. Кузьмичевым, Г. Петровым, А. Ольшанецким и Т. Шепелевой.
Машина базировалась на агрегатах ЗАЗика с 40 сильным мотором. Кузов был выклеен из стеклопластика. По довольно сложной технологии - в пуансон.
Т.е. сначала лепился из пластилина на раме, весь корпус в натуральную величину. Потом на него наносили гипсовую быстросохнущую скорлупу-пуансон. И затем в получившуюся ванну помещали выкройки стеклоткани пропитанные эпоксидной смолой, формируя уже сам кузов.
Такой способ позволял получить очень чистые внешние поверхности, практически не нуждающиеся в дополнительной обработке. Ну разве что покраске. Если пигмент не вносили в смолу в процессе выклейки.
Так-же вклеивать усиливающие элементы, можно было прямо в процессе изготовления. Чем достигалась высокая прочность конст

Незамысловатый, но оригинальный внешний вид «Макси», названного так «в противовес» популярному британскому «Мини», был придуман выдающимся автодизайнером Ю. А. Долматовским в содружестве с единомышленниками В. Арямовым, А. Кузьмичевым, Г. Петровым, А. Ольшанецким и Т. Шепелевой.
Машина базировалась на агрегатах ЗАЗика с 40 сильным мотором. Кузов был выклеен из стеклопластика. По довольно сложной технологии - в пуансон.
Т.е. сначала лепился из пластилина на раме, весь корпус в натуральную величину. Потом на него наносили гипсовую быстросохнущую скорлупу-пуансон. И затем в получившуюся ванну помещали выкройки стеклоткани пропитанные эпоксидной смолой, формируя уже сам кузов.
Такой способ позволял получить очень чистые внешние поверхности, практически не нуждающиеся в дополнительной обработке. Ну разве что покраске. Если пигмент не вносили в смолу в процессе выклейки.
Так-же вклеивать усиливающие элементы, можно было прямо в процессе изготовления. Чем достигалась высокая прочность конструкции.
По крайней мере такая технология часто описывалась в советских журналах, где описывался процесс изготовления самодельных автомобилей.
Кроме значительной сложности предварительной подготовки, такой способ требовал ещё и развитого пространственного воображения.
Ну и для меня загадка - где самодельщики добывали десятки килограмм эпоксидной смолы и рулоны стеклоткани? Эти предметы в свободной продаже появились только к началу 80-х...

-2

В итоге, получился автомобиль с обманчивой внешностью. Когда я просто рассматривал фото и схемы машины, мне казалось что "Макси" действительно довольно крупная и довольно внушительная машина. Ну никак не меньше Москвича 408.
А потом когда углубился в описания и увидел фото которое вверху...мой мир перевернулся!
:-))
Автомобиль очень маленький. При этом салон достаточно просторный. Доступ к задним сидениям более удобный, а внутренняя ширина такая что пассажиры не толкают друг друга локтями.
То есть фактическое подтверждение известного лозунга - внутри больше чем снаружи.

-3

Анатомические кресла водителя и переднего пассажира были весьма удивительными по конструкции. И не потому что использовались оклеенные поролоном стеклопластиковые «ковши», а потому что они были поворотными, установленными на шарнирных кронштейнах. Кинематика вращений сидений определяла их сложную траекторию с поворотом на угол 45 градусов и подъемом над колесной аркой, благодаря чему кресло нависало над дверным проемом, существенно облегчая процесс посадки-высадки.

-4

Необычная конструкция крепления передних кресел\сидений, позволила сделать задние места пассажиров довольно удобными., ровный пол без горба туннеля, позволял вытянуть ноги для комфортной позы.
Необычными были и двери. Тут был использован опыт полученный при создании ВНИИТЭ ПТ. Широкие двери отъезжали назад на салазках. Позволяя парковать машину довольно близко к препятствиям, мешавшим открывать распашные двери обычных автомобилей.

-5

Видимо Долматовский, на этой машине окончательно "опустил руки". Макси даже не предполагалось передавать в серию.
Это был чистый дизайнерский поисковый ходовой макет. Что-то вроде американских шоу.каров, которые делают по большей части для того чтобы публика увидела - "а вот мы как можем!!!".
Свойства стеклопластиковых кузовов уже показала неудачная эксплуатация автобуса-маршрутки "Старт". Пластик плохо реагировал на перепады температуры. Непредсказуемо "оплывал" на жаре и неожиданно лопался на морозе.

-6

Поэтому даже не пытаясь заинтересовать автопромышленность, Юрий Аронович опубликовал схемы машины в журнале "Моделист Конструктор", ожидая что хоть кто-то из автосамодельщиков заинтересуется и сделает себе такую самоделку.

  • габариты — 3330×1510×1320 мм;
  • база — 2023 мм;

Оптимисты пишут что в целом по стране были построены чуть ли не сотня таких машин.
Но журнальные статьи тех лет дают другую картину. Хорошо если существовало штук пять автосамоделок близкой конструкции и внешнего вида.

-7

Я думаю что Юрий Аронович был немало расстроен, когда увидел свою машину во французском фраке.
Рено Твинго. 1993 год.

  • Длина-3430 мм
  • Ширина-1639 мм
  • Высота-1420 мм
  • Колёсная база-2345 мм

На этом, цикл "с мотором в багажнике" ставлю на паузу. Основное внимание будет на "Автомузей". позже публикации возобновятся.

И на этом сегодня всё.

С мотором в багажнике. | Боевая техника мира. | Дзен
Очерки истории джипа. | Боевая техника мира. | Дзен
Два ФИАТА. | Боевая техника мира. | Дзен

Спасибо за просмотры, лайки и подписки.