Найти в Дзене
Воздух Писателя

Писатель должен быть безжалостным

Вы создали идеального героя? Умного, красивого, благородного? Теперь отнимите у него всё. Разрушьте его жизнь. Разбейте ему сердце. Убейте тех, кого он любит. Звучит жестоко? Безусловно. Необходимо? Абсолютно. Дисклеймер: это мой канал, где я просто делюсь своими находками о писательстве и своим мнением. Я не говорю, что моё мнение самое важное или единственно существующее — мир слишком многогранен. Если согласны с мнением — делитесь в комментариях. Не согласны — давайте обсудим там же. Итак, на чём строится это мнение: Писатель, который щадит своих персонажей, создаёт произведения без души. История рождается из конфликта, а конфликт — это всегда боль. Счастливые люди, живущие благополучной жизнью, не нуждаются в истории. Более того, они никому не интересны. Достоевский заставил Раскольникова убить старушку, а потом безжалостно вёл его через муки совести. Толстой бросил Анну Каренину под поезд. Хемингуэй отнял у старика Сантьяго его рыбу-мечту. И мы до сих пор читаем эти книги. "Я слиш
Оглавление

Вы создали идеального героя? Умного, красивого, благородного? Теперь отнимите у него всё. Разрушьте его жизнь. Разбейте ему сердце. Убейте тех, кого он любит.

Звучит жестоко? Безусловно. Необходимо? Абсолютно.

Дисклеймер: это мой канал, где я просто делюсь своими находками о писательстве и своим мнением. Я не говорю, что моё мнение самое важное или единственно существующее — мир слишком многогранен. Если согласны с мнением — делитесь в комментариях. Не согласны — давайте обсудим там же.

Итак, на чём строится это мнение:

Без страдания нет истории

Писатель, который щадит своих персонажей, создаёт произведения без души. История рождается из конфликта, а конфликт — это всегда боль. Счастливые люди, живущие благополучной жизнью, не нуждаются в истории. Более того, они никому не интересны.

Достоевский заставил Раскольникова убить старушку, а потом безжалостно вёл его через муки совести. Толстой бросил Анну Каренину под поезд. Хемингуэй отнял у старика Сантьяго его рыбу-мечту. И мы до сих пор читаем эти книги.

Сопротивление — главный враг писателя

"Я слишком люблю своего героя, чтобы причинить ему боль," — говорите вы. Это не любовь. Это слабость, которая обрекает вашего персонажа на жалкое существование картонной куклы.

Настоящая любовь к персонажу — это дать ему возможность проявить силу перед лицом невзгод. Создать ситуации, в которых раскроется его истинная природа. Алмаз нужно огранить, а для этого необходимы давление и острые инструменты.

Принцип "убей своих любимых"

Уильям Фолкнер советовал "убивать своих любимых" — отказываться от самых любимых фраз и сцен ради блага целого произведения. Но этот принцип работает и буквально: иногда для развития сюжета необходимо убить любимого персонажа.

Смерть Дамблдора. Гибель Неда Старка. Эти сюжетные повороты вызвали шок у читателей именно потому, что авторы не побоялись быть безжалостными к своим дарлингам.

Контраст создаёт глубину

Без тьмы мы не ценим свет. Без потерь не познаём ценность приобретений. Персонаж, который не прошёл через страдания, лишён объёмности.

Плохо: Герой всегда побеждает, легко преодолевая препятствия.

Хорошо: Герой теряет всё, оказывается на дне, но находит в себе силы подняться (смотрели фильм "В погоне за счастьем"? вот я об этом).

Эмоциональная манипуляция — ваша работа

Писатель манипулирует эмоциями читателя. Это не грязный приём, а ваша профессиональная обязанность. А самый эффективный способ вызвать эмоциональный отклик — создать персонажа, которого читатель полюбит, а затем подвергнуть его испытаниям.

Когда ваш герой страдает, страдает и читатель. Когда герой преодолевает трудности, читатель ощущает катарсис. Без первого невозможно второе.

Практические приёмы безжалостности

  1. Список потерь: составьте список того, что ваш герой ценит больше всего. Теперь решите, что из этого он потеряет и в какой момент.
  2. Точка невозврата: поставьте персонажа в ситуацию, из которой нет хорошего выхода. Пусть любое его решение приводит к потерям.
  3. Правило третьего удара: когда ваш персонаж только начинает оправляться от потрясения — нанесите ещё один, более сильный удар.
  4. Безвыходный тупик: загоните героя в угол, откуда, кажется, невозможно выбраться. Пусть он сам найдёт выход, который вы как автор ещё не придумали.

«Бьёт значит любит»

Эта самая неправдивая, абсолютно абсурдная, создающая неверные представления об отношениях поговорка не подходит для реальной жизни. Но зато для писателей — это идеальная форма отношений с героями. «Бьёт значит любит».

Будьте жестоки к своим персонажам не из садизма, а из сострадания — к ним и к своим читателям. Персонажи заслуживают шанса проявить свой потенциал, а это возможно только через испытания. Читатели заслуживают истории, которая заставит их чувствовать, думать и меняться.

Моё мнение: хорошие писатели создают интересных персонажей, а великие писатели создают интересных персонажей — и безжалостно разрушают их жизни.

---

Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.

❤️‍🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!
А ещё можно →
ПОДДЕ₽₽₽ЖАТЬ