Найти в Дзене
Репортажи из СССР

Архитектура с изюминкой: керамический декор зданий времён СССР

Оглавление

Вторая половина 60-х гг. отмечена искусствоведами как «эпоха керамического бума». Увлечение этим материалом коснулось, пожалуй, всех сторон декоративно-прикладного искусства. Советская архитектура тоже не осталась в стороне: эстетика монументально-декоративных форм, до этого времени больше всего проявленная в мозаичном и витражном искусстве, позволяла хорошо раскрыть и потенциал керамики.

С чего начиналось украшение зданий керамикой

Украшение домов, магазинов и прочих архитектурных строений в советское время всегда начиналось с дуэта архитектор — художник. Сначала обсуждались общие черты будущего декора, затем создавались эскизы, которые отправлялись на утверждение в художественную комиссию. И только после этого художник мог приниматься за работу.

Увлечение керамикой распространялось, в основном, на малые скульптурные формы или имело чисто бытовое предназначение, поэтому тем интереснее выглядел этот материал в монументально-декоративном искусстве, когда изделиями из терракоты начали украшать фасады зданий или отделывали ими внутренние помещения.

   Элементы из керамики, маскирующие воздухозаборную шахту во дворе жилого дома Admin
Элементы из керамики, маскирующие воздухозаборную шахту во дворе жилого дома Admin

Как рождалась «правильная» глина

Если гончары-кустари тратили на подготовку глины до 70% времени, уходящего на изготовление изделий, то профессиональным скульпторам материал поставляли уже готовым для применения. Такой подготовкой занимались кирпичные заводы: глину, добытую в карьерах, сначала смешивали с определенной культурой бактерий и выдерживали этот состав несколько дней при заданной температуре.

За это время ферменты разрушали в глине посторонние включения, и материал становился очень мягким, податливым пластичным. Такую глину дробили и смешивали с водой, чтобы особо крупные частицы осели на дно емкости. Затем на фильтр-прессе воду отделяли и пропускали глину через следующий фильтр, который удалял воздух.

Из одной части такой глины формовали небольшие кирпичики, обжигали их и размалывали — получался порошок, шамот. Он необходим для того, чтобы придать будущим изделиям прочность и монолитность. Шамот смешивали с оставшейся глиной, в результате чего получалась готовая для употребления масса, которая и поставлялась в мастерские скульпторов.

   Баба-Яга, 70-е годы, элемент отделки ресторана Admin
Баба-Яга, 70-е годы, элемент отделки ресторана Admin

Цвет изделий - это всегда сюрприз

Получив глиняную массу, одни художники делали из нее модели своих будущих изделий (с них потом сделают слепок и будут тиражировать), другие же сразу лепили оригинал, существовавший лишь в одном-единственном экземпляре.

Заготовки покрывали растворами солей металлов: меди, никеля, хрома, железа и кобальта. Именно они давали наиболее устойчивые цвета при обжиге. Чем выше концентрация такого раствора — тем насыщеннее получался цвет. После нанесения раствора изделие обжигали в печи — изменяя температуру обжига, можно было получить красивые оттенки.

Окислы железа, например, при сильном жаре давали наиболее сочные оттенки красного цвета; окись кобальта при стандартном нагреве давала красивый синий цвет, а при очень высокой температуре получался изысканный серо-голубой оттенок. Окись никеля при разных степенях нагрева могла давать как коричневые тона, так и травянисто-зеленые.

Впрочем, далеко не всегда результат обжига был предсказуемым: зачастую художник сам не знал, что получится, когда изделие будет извлечено из печи. Где-то краска могла немного потечь и смешаться с другой, создав интересный градиент, где-то мог получиться совершенно неожиданный оттенок — неоднократно получалось так, что случайный эффект художники старались закрепить специально, превратив его в свой «фирменный» прием.

К сожалению, к настоящему времени образцов советской монументально-декоративной керамики почти не осталось: многие из них были уничтожены при современном обновление фасадов и интерьеров, оставляя нам в наследство лишь то, что каким-то чудом сохранилось в музейных фондах, да и то — больше в виде иллюстраций к изданиям по советскому искусству…

    1974 год, оформление ресторанного зала Admin
1974 год, оформление ресторанного зала Admin

*************************************************
Еще о жизни в СССР:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

*************************************************

Как строили сталинские высотки: подарок столице к юбилею

-6