Вторая половина 60-х гг. отмечена искусствоведами как «эпоха керамического бума». Увлечение этим материалом коснулось, пожалуй, всех сторон декоративно-прикладного искусства. Советская архитектура тоже не осталась в стороне: эстетика монументально-декоративных форм, до этого времени больше всего проявленная в мозаичном и витражном искусстве, позволяла хорошо раскрыть и потенциал керамики.
С чего начиналось украшение зданий керамикой
Украшение домов, магазинов и прочих архитектурных строений в советское время всегда начиналось с дуэта архитектор — художник. Сначала обсуждались общие черты будущего декора, затем создавались эскизы, которые отправлялись на утверждение в художественную комиссию. И только после этого художник мог приниматься за работу.
Увлечение керамикой распространялось, в основном, на малые скульптурные формы или имело чисто бытовое предназначение, поэтому тем интереснее выглядел этот материал в монументально-декоративном искусстве, когда изделиями из терракоты начали украшать фасады зданий или отделывали ими внутренние помещения.
Как рождалась «правильная» глина
Если гончары-кустари тратили на подготовку глины до 70% времени, уходящего на изготовление изделий, то профессиональным скульпторам материал поставляли уже готовым для применения. Такой подготовкой занимались кирпичные заводы: глину, добытую в карьерах, сначала смешивали с определенной культурой бактерий и выдерживали этот состав несколько дней при заданной температуре.
За это время ферменты разрушали в глине посторонние включения, и материал становился очень мягким, податливым пластичным. Такую глину дробили и смешивали с водой, чтобы особо крупные частицы осели на дно емкости. Затем на фильтр-прессе воду отделяли и пропускали глину через следующий фильтр, который удалял воздух.
Из одной части такой глины формовали небольшие кирпичики, обжигали их и размалывали — получался порошок, шамот. Он необходим для того, чтобы придать будущим изделиям прочность и монолитность. Шамот смешивали с оставшейся глиной, в результате чего получалась готовая для употребления масса, которая и поставлялась в мастерские скульпторов.
Цвет изделий - это всегда сюрприз
Получив глиняную массу, одни художники делали из нее модели своих будущих изделий (с них потом сделают слепок и будут тиражировать), другие же сразу лепили оригинал, существовавший лишь в одном-единственном экземпляре.
Заготовки покрывали растворами солей металлов: меди, никеля, хрома, железа и кобальта. Именно они давали наиболее устойчивые цвета при обжиге. Чем выше концентрация такого раствора — тем насыщеннее получался цвет. После нанесения раствора изделие обжигали в печи — изменяя температуру обжига, можно было получить красивые оттенки.
Окислы железа, например, при сильном жаре давали наиболее сочные оттенки красного цвета; окись кобальта при стандартном нагреве давала красивый синий цвет, а при очень высокой температуре получался изысканный серо-голубой оттенок. Окись никеля при разных степенях нагрева могла давать как коричневые тона, так и травянисто-зеленые.
Впрочем, далеко не всегда результат обжига был предсказуемым: зачастую художник сам не знал, что получится, когда изделие будет извлечено из печи. Где-то краска могла немного потечь и смешаться с другой, создав интересный градиент, где-то мог получиться совершенно неожиданный оттенок — неоднократно получалось так, что случайный эффект художники старались закрепить специально, превратив его в свой «фирменный» прием.
К сожалению, к настоящему времени образцов советской монументально-декоративной керамики почти не осталось: многие из них были уничтожены при современном обновление фасадов и интерьеров, оставляя нам в наследство лишь то, что каким-то чудом сохранилось в музейных фондах, да и то — больше в виде иллюстраций к изданиям по советскому искусству…
*************************************************
Еще о жизни в СССР:
*************************************************
Как строили сталинские высотки: подарок столице к юбилею