Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 8 января 1943 года, в пятьсот шестьдесят шестой день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью: Вторая Мировая: день за днём. 7 января 1943 года. Пятьсот шестьдесят пятый день Великой Отечественной войны.
Продолжим!
У Сталинграда (хронология здесь) советское командование Донского фронта, понимая положение противника, попыталось предотвратить кровопролитие, составив ультиматум.
В нём говорилось:
- всем окружённым войскам прекратить сопротивление.
- в исправном состоянии передать всё вооружение, технику и иное военное имущество. Все сдающиеся солдаты и офицеры переходят под советское командование.
- всем добровольно сдающимся и не оказывающим сопротивление:
- гарантирована безопасность и возвращение после войны на родину.
- сохраняются военная форма, бельё, награды, знаки различия, личные вещи, ценности, а генералитету даже холодное оружие.
- предоставляется нормальное питание, имеющим проблемы со здоровьем медпомощь.
Однако к зашедшим на нейтральную территорию советским парламентёрам (это было сделано по всем военным традициям) никто так не вышел. Более того последовал огонь из стрелкового оружия, поэтому бумага так и не была вручена.
Но всё же советское командование приняло решение попробовать повторить попытку утром следующего дня.
В это же самое время в Германию на личную встречу с Гитлером прибыл командующий находившегося в котле 14-го танкового корпуса генерал Г.-В. Хубе (о нём читайте в этом материале).
Фюрер хотел услышать от него реальное положение 6-й армии, как от высшего офицера, имевшего самую большую популярность в Вермахте из окруженцев. Генерал всё рассказал без прикрас. И это на фоне информации, что уровень поставок ежедневных грузов по воздуху упал до сильно меньше ста тонн. Несмотря на собственные заверения, что прилагаются все усилия для оказания помощи окружённых войск, возможно именно тогда Гитлер понял для себя неизбежность катастрофы.
Во временно оккупированном Краснодоне, что на Донбассе немецкая полиция и Гестапо продолжали аресты "Молодой гвардий" (хронология здесь). На этот раз была задержана Л. Г. Шевцова.
Любовь Григорьевна родом из п. Изварино, ныне ЛНР. Весной 1942-го закончила партизанские курсы радистов, при этом имела навыки медсестры. Жила в Ворошиловграде (ныне Луганск), после оккупации города ушла в подполье, затем избегая ареста оказалась в Краснодоне, вошла в состав "Молодой Гвардии". Была связной партизанских отрядов, расклеивала листовки, участвовала в диверсиях, стала одним из лидеров антифашистского движения. Осенью после провала одной из явочных квартир, немецкая полиция начала её розыск, закончившийся задержанием в январе 1943-го. Месяц находилась под ежедневными пытками, но не выдала никого из партизан и ни одного секретного шифра. 9 февраля расстреляна. Посмертно награждена Золотой Звездой Героя и Орденом Ленина. На момент гибели ей было 18-ть лет.
В СССР вышел приказ о дисциплине в военных госпиталях.
В нём было сказано, что во многих данных лечебных учреждениях очень плохо с дисциплиной, особенно среди выздоравливающих военнослужащих. Выявлены многочисленные факты злоупотребления алкоголем, самовольного оставления госпиталей и расхаживания пациентов по улицам города в больничной одежде, драки, торговля различными вещами и т. д. Некоторые провинившиеся уже получили наказание вплоть до передачи дела в военный трибунал.
Поэтому для борьбы с данными нарушениями приказано:
- провести проверку военных госпиталей, распорядок дня и состояние дисциплины в них.
- провести мероприятия по укреплению дисциплины, нарушителей привлекать к дисциплинарной ответственности.
- в палатах и отделениях госпиталей ввести дневальную службу.
- усилить воспитательную работу в медучреждениях.
- руководство госпиталей привлекать к ответственности в случае дальнейшего разложения дисциплины.
Продолжилось письменное общение глав стран-союзников (хронология здесь).
Так Ф. Рузвельт на письмо И. В. Сталина отвечает: видимо он в предыдущем письме не совсем ясно высказал свои мысли, а сейчас рассказывает более точно. Передача СССР на советско-германский фронт американских бомбардировщиков возможна только с их экипажами из военнослужащих ВВС США, перебазирование их на Дальний Восток предложено только в случае нападения Японии на СССР. Чтобы быть к нему готовым, генерал О. Брэдли может в любой момент прибыть туда для инспектирования возможных районов базирования. Для проведения переговоров по совместным боевым действиям в Москву может прилететь генерал Д. Маршалл. Он кстати и расскажет все подробности о ходе операции союзников в Северной Африке.
В течение 1943-го партиями всего будет передано в СССР двести американских транспортных самолётов точно. Если получится, это число увеличится ещё на сто единиц.
Опубликована очередная сводка Совинформбюро.
Утреннее сообщение:
В течение ночи на 8 января наши войска в районе Нижнего Дона, на Центральном фронте и на Северном Кавказе продолжали бои на прежних направлениях.
В районе Нижнего Дона наши войска продолжали наступление.
На Центральном фронте наши войска закреплялись на достигнутых рубежах и на отдельных участках отбивали контратаки противника.
На Северном Кавказе наши войска с боями продвигались вперёд и заняли ряд населённых пунктов.
Югославские партизаны заняли город Теслич. В ожесточённом бою разгромлено два батальона немецкой пехоты. Много гитлеровцев взято в плен. Захвачены 9 орудий разных калибров и другие трофеи. Два партизанских отряда совершили налёты на населённые пункты Турке и Шкопияна и истребили несколько десятков итальянских солдат и офицеров. На дороге Теслич - Добой патриоты пустили под откос три воинских эшелона и бронепоезд противника.
Вечернее сообщение:
8 января наши войска после упорных боёв овладели городом и железнодорожной станцией Зимовники.
В районе Нижнего Дона наши войска, продолжая наступление, овладели населёнными пунктами - Новый Мир, Алексеев,
Медвежка, Нижний Вязовый, Верхний Вязовый, Фёдоровка, Владимиров, Беляев, Чумаков, Кумшак.
На Северном Кавказе наши войска овладели районным центром Ново-Павловская, населёнными пунктами - Никольское, Горькая Балка, Правокумский, Сизов, Ново-Средний, Матигоринский, Орловский, Старо-Марьинский, Псыхурей, Марьинская, Куба и железнодорожной станцией Зольский.
На Центральном фронте наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.
Берлинское радио 8 января огорошило немецких слушателей следующим сообщением: «7 января вечером в Берлине стало известно, что германские войска на Восточном Кавказе планомерно проводят сокращение линии фронта посредством снятия выдвинутых вперёд опорных пунктов. Советские атаки на германские арьергарды остались безуспешными, несмотря на введение в бой крупных танковых сил».
Всем известно, что за несколько дней наступления на Северном Кавказе Красная Армия с боями продвинулась вперёд на 110-130 километров, заняла города Алагир Ардон, Малгобек, Моздок, Нальчик, Прохладный, Майское и многие другие важные населённые пункты и железнодорожные станции, а также взяла большое количество трофеев и пленных. А вот, оказывается, в Берлине только вечером 7 января стало известно, что гитлеровские войска на Северном Кавказе отступают. Разумеется, гитлеровскому командованию давненько известно об отступлении немцев на Северном Кавказе, но, не желая сказать правду населению Германии, оно продолжительное время умалчивало об этом. Когда же молчать об отступлении стало больше невозможно, гитлеровские заправилы решили об этом обмолвиться, но так, чтобы опять никто ничего не понял, т. е. опять соврали.
Песня гитлеровских шарманщиков о «выпрямлении линии фронта» тоже не новая. Всем памятна зима прошлого года, когда Красная Армия, отбив атаки немцев на, Москву, перешла в наступление, погнала немецкие войска и прошла местами более 400 километров. Тогда-то гитлеровцы впервые заговорили «о выпрямлении линии фронта». Сейчас Красная Армия снова наносит немецко-фашистским войскам мощные удары и отбрасывает их на запад. Как и в прошлом году, гитлеровцы опять забормотали о сокращении линии фронта. Старая погудка загудела на новый лад. На самом же деле изменение линии фронта на Северном Кавказе, так же как и на других участках фронта, происходит по инициативе Красной Армии против желания гитлеровского командования и вопреки его планам.
Отступая под ударами Красной Армии, немцы лепечут о выпрямлении линии фронта, но каждый здравомыслящий человек теперь знает: раз гитлеровские заправилы говорят о выпрямлении линии фронта, значит - немцам действительно приходится туго.
(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://m.ok.ru/group/60037293932606/topic/154641070331198).
Сегодня я продолжаю свою очередную Часть 33, которую начал относительно давно, но из-за множества событий мировой войны продолжить никак не мог. Сейчас это время настало, поскольку на пару дней событий стало относительно чуть меньше. Чтобы быстро вернуться в начало и прочитать ещё раз её Эпизод 1, достаточно перейти по этой ссылке. Она посвящена немецкому ВМФ.
Поехали!
Линкор "Гнейзенау".
К второй половине 1930-х Германия смогла не только формально, но и официально добиться снятия многих ограничений по некоторым видам вооружений. Это коснулось и флота. Поэтому вслед за карманными, вскоре в строй вступили два новейших полноценных немецких линкора "Шарнгорст" и "Гнейзенау". Это были отличные корабли, не уступавшие подобным ни в одном флоте мира, в них был внедрён ряд новшеств, значительно улучшив их качество постройки и мореходность, помимо этого они были быстроходными. По факту эти линкоры стали немецким ответом на постройку своих новейших линейных кораблей Франции - "Дюнкерку" и "Страсбургу", страны, которая всегда была антиподом Германии и первым потенциальным главным врагом Рейха в будущей мировой войне.
Однако в те годы вряд ли руководители других государств подозревали, что "Шарнгорст" и "Гнейзенау" будут лишь переходной моделью с вовсю уже реализовывавшемуся плану строительства сверх линкоров.
Но пока вернёмся к первым двум.
Линкор "Шарнгорст".
С началом войны они действовали вместе и также как и карманные линкоры были направлены в Атлантику для борьбы в первую очередь с торговым флотом англичан. До весны 1941-го им удалось потопить 22 английских судна, но вот столкновения с боевыми кораблями противника оказались менее успешными. Несмотря на уничтожение авианосца и двух эсминцев, "Шарнгорст" получил серьёзные повреждения и полгода затем пробыл на ремонте.
После этого они оба успешно прорвались через пролив Ла-Манш, но подорвались на минах и встали на ремонт. Далее "Шарнгорст" выходил в море крайне редко, поскольку немецкое руководство больше не хотело терять большие надводные корабли, однако и он был отправлен на дно в конце 1943-го в бою с английскими линкором и несколькими эсминцами.
"Гнейзенау" же через непродолжительное время после того, как начал ремонтироваться получил прямое попадание авиабомбой. От взрыва боезапаса ущерб был настолько колоссальным, что средств у Германии на ремонт просто не нашлось. В итоге разоружён, в 1945-м затоплен самими же немцами, а потом и разрезан на металлолом.
Затопленный "Гнейзенау" в порту. 1945-й год.
1940-й и 1941-й годы вошли в анналы немецкой военно-морской мысли, поскольку тогда вступили в строй сверхлинкоры "Бисмарк" и "Тирпиц".
Линкор "Тирпиц".
На тот момент по водоизмещению они оказались самыми крупными боевыми кораблями в мире. Однако мощь артиллерийских орудий главного калибра уже не играла такой ключевой роли. Артиллерия начала уступать своё значение авиации, торпедам и манёвренности. Англичане не рисковали вступать с ними в бой ограниченными силами и охотились за немецкими линкорами целыми эскадрами. В итоге оба монстра были отправлены на дно (первый в середине 1941-го, второй в конце 1944-го), сами потопив лишь один тяжёлый крейсер англичан на двоих.
Линкор "Бисмарк" на дне.
Помимо линкоров немцы построили и серию тяжёлых крейсеров. Ими казались "Блюхер", "Адмирал Хиппер" и "Принц Ойген".
Первый из них "Адмирал Хиппер" в начале службы потопил несколько судов противника, но в конце 1942-го сам был тяжело повреждён в бою, встал на ремонт, откуда так и не вышел.
"Принц Ойген" был достроен уже во время войны. Попытался охотиться за кораблями неприятеля в Атлантике, но неудачно. Затем участвовал в прорыве через Ла-Манш, а далее встал на прикол, регулярно подвергаясь атакам английской авиации. Так и простоял до капитуляции Германии. Передан США, потоплен на испытаниях ядерного оружия.
Был ещё один - "Лютцов", но в 1940-м проданный СССР и так и не достроенный.
Наверняка читатель обратил внимание на длительные простои крупных боевых надводных кораблей Германии. Они были связаны с колоссальными затратами на ремонт при эпизодической пользе, а также дефицитом топлива, которое они поедали в огромных количествах. Средств на это у Германии не хватало. Также портовая инфраструктура страны оказалась не готова к обслуживанию и защите резко выросшего флота, поэтому стоящие на ремонте корабли получали новые повреждения, ещё не выйдя из дока.
Тяжёлый крейсер "Принц Ойген".
Тяжёлый крейсер "Блюхер" вступил в строй осенью 1939-го года. Несмотря на то, что на него и его двух собратьев ограничения Версальского договора уже никак не влияли, проект получился "сырым", а корабль имел ряд дефектов, которые в течение последующих месяцев устранить так и не удалось. Более того программа боевой подготовки экипажа фактически оказалась сорванной. Однако несмотря на это, было принято решение задействовать его в операции по оккупации Норвегии.
В начале апреля 1940-го он с другими кораблями приблизился к побережью, но находясь в очень узком для манёвра месте попал под удар норвежской тяжёлой артиллерии. Получив при этом серьёзные повреждения, продолжил выполнять задачу и был "добит" стационарными береговыми торпедными аппаратами (уникальный, фактически единственный в мире случай, когда таким оружием удалось потопить крупный надводный корабль).
"Блюхер" тонет.
Всего план программы развития Кригсмарине Германии первой половины Мировой войны предполагал строительство и сдачу помимо описанных выше боевых кораблей ещё четырёх авианосцев (по факту заложен только один "Граф Цеппелин", но так и не достроен, второй - "Зейдлиц" переделывался из тяжёлого крейсера, но по причине отсутствия средств проект был навсегда заморожен), шести линкоров (построены "Шарнгорст", "Гнейзенау", "Бисмарк" и "Тирпиц", два остались только в планах), ещё четырёх тяжёлых крейсеров (не заложен ни один) и большого количества кораблей меньшего водоизмещения и множества подводных лодок.
На фото недостроенный "Граф Цеппелин".
Такое большое количество боевых кораблей должно было сделать Германию к 1948-му году одной из передовых морских держав мира. Однако неудачи Вермахта на советско-германском фронте, поглощавшем львиную долю ресурсов и потеря значительного числа крупных надводных кораблей (вместо того, что все они должны были по плану нести службу) привело к тому, что от данной программы пришлось отказаться уже в 1943-м, сделав ставку на малые силы и подводный флот, а также к переходу на воде к обороне. Но об этом я расскажу в следующем Эпизоде 3.
Тяжёлый крейсер "Лютцов". Спущен на воду в 1939-м. В следующем году недостроенным продан СССР. В советском ВМФ получил название "Петропавловск". Во время боевых действий находился в Ленинграде, поддерживал сухопутные войска огнём 4-х орудий главного калибра, находившихся в работоспособном состоянии, сам получил несколько сильных повреждений. С наступлением мирного времени принято решение, что его достройка нецелесообразна. В 1960-м после длительного простоя отправлен на металлолом.
А у меня пока всё! Следующую статью и Эпизод 3 Части 33 можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 9 января 1943 года. 567-й день Великой Отечественной войны + Часть 33: всё о Кригсмарине. Э3.
Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.