Найти в Дзене

Вторая Мировая: день за днём. 22 октября 1942 года. 488-й день Великой Отечественной войны + Часть 33: всё о Кригсмарине. Э1.

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 22 октября 1942 года, в четыреста восемьдесят восьмой день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью: Вторая Мировая: день за днём. 21 октября 1942 года. 487-й день Великой Отечественной войны + Часть 32: Итальянский флот отвергает авианосцы. Эпизод 3. (Фото взято из открытых источников). Продолжим! (Фото взято из открытых источников). На Ленинградском направлении (хронология здесь) немецкое командование практически сразу определило, что несмотря на полное окружение города с суши он продолжал снабжаться почти круглогодично по воде, а именно по Ладожскому озеру. Поскольку у Вермахта сил на штурм Ленинграда не было, да и союзники-финны категорически отказались от участия в этом, было принято решение организовать блокаду и по воде. Для этого нужно было построить целую эскадру лёгких речных судов, а на это требовалось врем

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 22 октября 1942 года, в четыреста восемьдесят восьмой день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью: Вторая Мировая: день за днём. 21 октября 1942 года. 487-й день Великой Отечественной войны + Часть 32: Итальянский флот отвергает авианосцы. Эпизод 3.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Продолжим!

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На Ленинградском направлении (хронология здесь) немецкое командование практически сразу определило, что несмотря на полное окружение города с суши он продолжал снабжаться почти круглогодично по воде, а именно по Ладожскому озеру. Поскольку у Вермахта сил на штурм Ленинграда не было, да и союзники-финны категорически отказались от участия в этом, было принято решение организовать блокаду и по воде.

Для этого нужно было построить целую эскадру лёгких речных судов, а на это требовалось время. В итоге к октябрю на верфях Италии, Финляндии и Германии было готово достаточное количество катеров и десантных барж.

Но сначала, чтобы блокировать проход советских суден в Ленинград нужно было захватить небольшой остров Сухо. В таком случае путь в город оказался бы парализован. Началась десантная операция.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На "Невском пятачке" (хронология здесь) обе противоборствующие стороны понесли очень ощутимые потери, поэтому сражение постепенно затихло.

Немцы, понимая, что тех сил, которые у них есть, а на подкрепление рассчитывать вряд ли придётся, сбросить в реку красноармейцев не получится, перешли к обороне. Подобная ситуация была и у РККА. На расширение плацдарма сил также не было, да и это не имело смысла, основная задача по сохранению "пятачка" была выполнена, поэтому остатки советских подразделений также начали готовить полосу обороны.

Из 257 советских солдат и офицеров, прибывших на плацдарм три дня назад, погибли 190, практически все остальные были ранены.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В Сталинграде (хронология здесь) в целом отбив контрудар северной группировки советских войск, подтянув резервы немцы вновь усилили нажим в районе заводов "Баррикады" и "Красный Октябрь". Ожесточение боёв вновь разрослись.

Однако южная группировка контратакующих частей РККА ввели в бой свои главные силы и, прорвав оборону противника сходу продвинулись на три километра. Немцам вновь пришлось менять свои планы и кидать войска сюда. Началось встречное сражение. Только к вечеру, ценой больших потерь и максимальных усилий Вермахт смог отбросить 64-ю армию и восстановить положение.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

К городу из-под Москвы начали прибывать подразделения 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Её командир полковник Ф. А. Осташенко.

Фёдор Афанасьевич родом из Витебской области Белоруссии. С осени 1940-го замкомандира 6-й стрелковой дивизии. Вступил в бой с Вермахтом 22 июня у Бреста, через месяц с небольшим погиб комдив и он взял командование на себя. Ещё через месяц убыл в тыл и сформировал 368-ю дивизию, с которой воевал против финнов. Летом 1942-го убыл на учёбу, но уже в начале осени возглавил 47-ю гвардейскую стрелковую дивизию, с которой действовал под Сталинградом, на Донбассе и центральной части Украинской ССР. Получил генеральское звание. В конце 1943-го принял 57-й стрелковый корпус. С ним участвовал в освобождении Украинской и Молдавской ССР, Румынии, Венгрии и Чехословакии. Соединение неоднократно отличилось за что его командир за несколько дней до капитуляции Германии получил Золотую Звезду Героя. С наступлением мира в строю ещё одиннадцать лет, в основном преподавательствовал. Кроме Золотой Звезды награждён ещё семью орденами. Генерал-лейтенант. Скончался в 1976-м году.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В тылу новым начальником военного пехотного училища в Кемерове назначен генерал В. А. Визжилин.

Виктор Алексеевич родом из Саратовской области. Участвовал в вводе РККА в Восточную Польшу. В начале 1940-го года принял 130-ю стрелковую дивизию, дислоцированную в центральной части Украинской ССР. В начале июля 1941-го она впервые вступила в бой с Вермахтом, в ходе продолжительного многодневного сражения понесла большие потери и всё же вынуждена была отступить, а командир до весны 1942-го управлял ещё одной дивизией и служил в штабах корпуса и двух армий, действовавших на Ленинградском направлении. После чего убыл на лечение, а после выздоровления признан годным только к тыловой службе. До 1956-го года руководил четырьмя военными училищами. Кавалер четырёх орденов. Генерал-майор. Умер в 1970-м году.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В СССР вышел приказ о формировании первых двух гвардейских механизированных корпусов. После разгрома подобных частей в первый месяц войны от такой структуры отказались, однако рост промышленного потенциала страны, связанного с успешной эвакуации предприятий и завершения процесса перехода на военные рельсы дал возможность это осуществить. Новые мехкорпуса были значительно меньше прошлых, зато гораздо более мобильными и удобными в управлении. Теперь они имели пять танковых полков, сведённых в три мехбригады и выделенным резервом, артполк, истребительно-противотанковый дивизион и прочие части. Численность составила почти 17500 солдат и офицеров. Формирование первого закончить через две недели, второго через месяц.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Опубликована очередная сводка Совинформбюро.

Утреннее сообщение:

В течение ночи на 22 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда и в районе Моздока. На других фронтах никаких изменений не произошло.

Нашими кораблями в Черном море потоплены три вспомогательных судна и транспорт противника общим водоизмещением в 13.000 тонн.

Население Эльзаса ненавидит немецких оккупантов. Тысячи молодых эльзасцев уклоняются от призыва в германскую армию. Многие, призванные в армию, дезертировали из частей. Недалеко от Урбейса группа эльзасских новобранцев убила в казарме немецкого офицера и фельдфебеля и разбежалась.

Вечернее сообщение:

В течение 22 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда и в районе Моздока. На других фронтах никаких изменений не произошло.

Немецко-фашистские мерзавцы чинят зверские расправы над мирным населением оккупированных ими районов Ростовской области. В деревне Ореховка гитлеровцы расстреляли 9 казаков только за то, что они были участниками первой мировой войны. В деревне Алексеевка гитлеровские палачи арестовали всех мужчин в возрасте от 14 до 70 лет и каждого третьего расстреляли. Среди расстрелянных — 70-летний старик-пенсионер Рощин Петр Тимофеевич, 52-летний колхозный сторож Ивасюк Никифор Федорович, 48-летний колхозник Рублев Николай Иванович, его 14-летний сын Василий и многие другие.

Голландские патриоты срывают перевозки немецких военных грузов. В Грифтском канале ночью было обстреляно и подожжено нефтеналивное судно с горючим. На Рейне, недалеко от Арнхема, патриоты потопили пароход, груженный резиной, направлявшийся в Германию.

(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://0gnev.livejournal.com/976101.html).

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В прошлой Части 32 я рассказал о военно-морском флоте Италии. Сегодня я начинаю свою новую Часть 33. Она посвящена Кригсмарине - военно-морскому флоту главной страны союза Оси - Германии.

Поехали!

1 сентября 1939-го года в 4-45 утра по берлинскому времени старый немецкий линкор "Шлёзвиг-Гольштейн" своими четырьмя орудиями главного калибра, расположенными в носовой и кормовой башнях начал обстрел польских береговых укреплений. Так началась Вторая Мировая война.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Сам "Шлёзвиг-Гольштейн" как и его систершип "Шлезиен" вступили в строй аж в 1908-м году, пережили Первую Мировую, в конце 1920-х прошли модернизацию и использовались исключительно как учебные корабли. В 1939-м и в 1940-м они поддерживали огнём артиллерии сухопутные силы, наступавшие в Польше и Дании, затем вернулись к учебным целям. В 1944-м возвращены в строй, став фактически плавучими батареями артиллерийской поддержки/ПВО, получив зенитки. Оба в 1945-м (один от попаданий авиабомб, второй подорвался на мине) затонули на мелководье, а затем подняты и распилены на металлолом.

Но это были учебные корабли, а боевое применение их в начале войны обусловлено лишь фактором неожиданности, что такой старый броненосец откроет огонь. Поэтому их считать полноценными боевыми единицами Кригсмарине нельзя.

Но настоящие и современные линкоры у Германии были. Хотя, обо всём по порядку.

Линкор "Шлезиен".

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

После прихода Гитлера к власти и в самом начале подготовки к мировой войне ему представили два варианта развития военно-морского флота. Первый, основой которого должны были стать несколько единиц линкоров, которые превосходили бы по своей мощи крупнейшие корабли потенциального противника, в первую очередь Великобритании и второй вариант, где основу составляли бы лёгкие силы - в больших количествах подводные лодки, эсминцы и торпедные катера. Этот вариант позволял бы сделать флот многочисленным, при этом манёвренным, с возможностью выполнения самых различных задач.

Эсминец "Теодор Ридель".

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Однако Гитлер, явно страдающий гигантоманией (сам ездил на трёхосном бронированном Мерседесе, мечтал о сверхтяжёлом ("Маус") и супертяжёлом ("Ратте") танках, были созданы сверхмощные артиллерийские орудия типа "Карл Великий" и "Дора", самый большой военно-транспортный самолёт в мире того времени Мессершмитт-323 "Гигант") мечтал и об огромных кораблях, поэтому естественно выбрал первый, не думая об ограниченности выполнения задач у таких линкоров, колоссальных затрат на них строительство, обслуживание, на численный персонал обслуги и многого другого.

"Дойчланд" - первый линкор, построенный для Кригсмарине.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В 1933-м году были спущены на воду первые три крупных корабля для нужд Кригсмарине: "Дойчланд", "Адмирал Шеер" и "Адмирал граф Шпее".

Однако ограничения Версальского договора не разрешали Германии строить линкоры, поэтому конструкторам пришлось разработать крайне оригинальное решение. Эти корабли имели водоизмещение 10 тысяч тонн, что соответствовало тяжёлому крейсеру, но значительно превосходило его в вооружении (орудия главного калибра 280 мм против 203 мм). Преимуществом в артиллерии пришлось пожертвовать бронёй, она была слабая. Поэтому эти корабли получили неофициальное название "карманных линкоров", ничего подобного во флотах других стран не существовало. Таким образом "карманный линкор" должен иметь преимущество в бою против тяжёлого крейсера, а за счёт высокой скорости уклоняться от боя с полноценным линкором, который наверняка его потопит.

"Адмирал граф Шпее".

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Их судьба оказалась неоднозначной. Дело в том, что они были отправлены в одиночные плавания с целью уничтожения вражеских транспортов в мировой океан, а не как обычно бывало во Вторую Мировую в составе эскадры с эсминцами прикрытия, подлодками и разведывательной авиацией.

"Адмирал граф Шпее" потопил одиннадцать торговых судов Великобритании, нарвался на английскую эскадру, тяжело в бою повредил крейсер, но вынужден был укрыться в порту столицы Уругвая Монтевидео, где и был заперт. В итоге 17 декабря 1939-го взорван своей командой.

"Дойчланд" (в будущем переименованный в "Лютцов") потопил два транспорта англичан, но затем всю войну постоянно либо ломался, либо получал повреждения от попаданий авиабомб или торпед. Взорван своим экипажем в мае 1945-го.

"Адмирал Шеер" потопил или захватил семнадцать транспортов англичан, убыл в Арктику, где не смог прорваться по Северному Ледовитому океану в тыл советских коммуникаций, потопив сторожевик-ледокол, а затем с 1944-го встал "на прикол" из-за нехватки топлива. Поддерживал огнём отступающий Вермахт. Потоплен английской авиацией в апреле 1945-го.

"Адмирал Шеер".

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Однако Версальский договор постепенно начал игнорироваться немцами, поэтому началось строительство полноценных линкоров. Но об этом в следующих моих статьях.

А у меня пока всё!

Следующую статью можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 23 октября 1942 года. Четыреста восемьдесят девятый день Великой Отечественной войны.

Прошлую Часть можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 21 октября 1942 года. 487-й день Великой Отечественной войны+Часть32: Итальянский флот отвергает авианосцы. Эпизод 3.

Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.