Спето-сыграно в соответствии с крылатыми фразами "Краткость - сестра таланта" и "Все гениальное просто".
***
Layla and Other Assorted Love Songs (1970)
Пластинку "Лейла и другие разнообразные песни о любви", первый и последний студийник (2xLP) группы Derek and the Dominos, я знаю более сорока лет. По ходу сочинительства сериала "Двойные альбомы, покорившие мир" "Лейла" странным образом испарилась из памяти. Оглядываюсь на свою заметку, рейтинговая "часть вторая", где расположены "лучшие двойники" с 10-го по 1-е место. Если быть субъективно точным, то место "Лейлы" в этой десятке.
Что написано пером, то не вырубить топором, хотя в Дзене легко редактировать задним числом, но делать этого с "Лейлой", втискивать в рамки опубликованного рейтинга, не хочется. По своему положению в рок-иерархии двойник Layla and Other Assorted Love Songs остается в гордом одиночестве.
А какое оформление, не картинки - мачта поэта (см. ниже) и дизайнера (см. фото разворота конверта пластинки выше)!
Derek and the Dominos читается как "Эрик и Домино"
Ключевые игроки:
Эрик Клэптон - вокал, гитары.
Бобби Уитлок - вокал, клавишные, орган Hammond B3, акустическая гитара.
Карл Рэдл - бас, перкуссия.
Джим Гордон - ударные, перкуссия, фортепиано (официально указан как со-автор "Лейлы", вторая часть, инструментальная кода).
Дуэйн Оллман - гитара и слайд-гитара (Оллман не играет в первых трех песнях: I Looked Away, Bell Bottom Blues и Keep on Growing).
Из 14 треков - девять оригинальных, авторство Клэптона и Уитлока с лаконичным подключением Гордона. Плюс пять блюзовых каверов. И ни одного пустого номера, послевкусие без осадка равнодушия. Спето-сыграно в соответствии с крылатыми фразами "Краткость - сестра таланта" и "Все гениальное просто".
В "Лейле" есть то, к чему Эрик стремился после расставания с Cream. Под влиянием канадско-американской группы The Band (легенда?) он решил наконец стать самим собой. Не богом, а просто гитаристом по фамилии Клэптон. В дальнейшем эта самость обретет название slow hand - "медленная рука".
"Лейла и другие разнообразные песни о любви" - нечто близкое к представлению об идеальном рок-альбоме, которого нет в природе, одно из наиболее зримых воплощений любовного томления, рассказанное языком рок-музыки и белого блюза. Любовь страстная, грешная, в итоге недостижимая, как морок, как мечта взять и начать жить по-новому или прожить чужую судьбу, которая никогда не станет твоей.
Три момента
1. Layla and Other Assorted Love Songs увидел свет осенью 1970 года, всего через два года после "Белого Альбома" и распада Cream. Вы можете представить такой временной скачек? Я с трудом, до сих пор кажется, что L&OALS - зрелая работа середины 70-х.
Время золотой эпохи рока мчалось на космических скоростях, но именно "Лейла" заметно выделяется на фоне мейнстримного взросления 60-70-х. Возможно, это один из первых настоящих альбомов формата adult contemporary, предназначенный не для ушей активно мастурбирующих прыщедавов, а вполне взрослых людей с широким спектром увлечений и возможностей.
2. Кавер на песню Хендрикса Little Wing был записан незадолго до смерти Джими (18 сентября 1970 года). Говорят, Хендрикс никогда не слышал "Крылышко" в исполнении новой команды Клэптона, хотя впервые Derek and the Dominos сыграли ее в двадцатых числах июня 70-го на сцене лондонского клуба Marquee.
Многие считают эту версию Little Wing спорной. Сочинение Хендрикса наполнено лиризмом, требует нежной детализации, Эрик же возводит целую "стену звука".
Тот случай, когда "на вкус и цвет...", но мне почему-то кажется, что Джими из своего неземного далека одобрил старания брата-гитариста.
3. Как известно, заглавная Layla состоит из двух разных частей - 3-х минутная песня (автор - Эрик Клэптон) + 4-х минутная инструментальная кода (в роли со-автора - барабанщик Джим Гордон), в котором солируют фано Бобби Уитлока и божественный слайд Дуэйна Оллмана. Оказывается, вторая часть была позаимствована (мягко сказано) Гордоном у его тогдашней девушки, певицы и авторши песен Риты Кулидж. Об этом не раз вспоминали и сама Рита, и клавишник Уитлок, вот его рассказ:
"Джим взял эту фортепианную мелодию у своей бывшей девушки Риты Кулидж... Как-то раз Рита и Джим пригласили меня в гостевой домик, где стояло фано, чтобы вместе сочинить песню под названием Time... В итоге она была записано сестрой Риты, Присциллой и ее мужем Букером Т. Джонсом в 1973 году... Джим Гордон представил эту мелодию как свое сочинение, промолчав, что на самом деле автором была Рита. Её парень обобрал её. Я знал, но никто не слушал меня и не верил мне. Я рассказывал эту историю много лет".
Из многочисленных версий песни, овеянной легендами, мне особенно нравится оригинал 1970 года и трек из live-альбома The Lady In The Balcony (2021). Квартет супер-музыкантов исполняет авторскую часть Клэптона. Лучшая акустическая подача "Лейлы" из тех, что приходилось слышать. Душевное прочтение классики благодаря мастерству участников записи и не в последнюю очередь звучанию клавиш Криса Стейнтона.
Напоследок
Layla and Other Assorted Love Songs. Надо знать и временами переслушивать. CD всегда под рукой, в первых рядах домашней коллекции, а вот винила, к сожалению, у меня нет.
Также советую погрузиться в очерки автора под ником Driver Pete, в которых есть многое с избытком, что надо знать о "Лейле", фундаментальный труд, написано со знанием предмета живым русским языком.
Уважаемые гости, не стесняйтесь ставить лайки и оставлять позитивные комменты. Да пребудут с вами здоровье и благополучие, мудрость и добрая сила!
Двойные альбомы, покорившие мир. Часть первая (22-11)
Двойные альбомы, покорившие мир. Часть вторая (10-1)
Двойные альбомы, покорившие мир. Недостача (часть 3)
Двойные альбомы, покорившие мир. Для неровного счета (часть 4)
SANTANA. Новый альбом-ретроспектива SENTIENT
Главные пластинки века. Летящей походкой он вышел из мая...
Умер ключевой игрок. Бесконечности Дикки Беттса