ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»
Предыдущая публикация:
НИЖНИЙ ПАРК
АНСАМБЛЬ БОЛЬШОГО КАСКАДА
ФОНТАН «САМСОН»
Первое «Рождение» петергофского «Самсона»
Залюбовавшись водным представлением Большого каскада, я неожиданно достаточно глубоко и надолго погрузилась в историю, но сознательно смотрела только вперёд, будто не замечая самый главный фонтан Петергофа. Он требует особого к себе внимания и завораживает не меньше, чем каскад.
Легендарный «Самсон» сегодня смело может быть включён в ансамбль Большого каскада, заняв место у его подножия. Но появился он здесь не сразу и не всегда был таким, каким мы его знаем. Этот фонтан был установлен в Петергофе в 1735 году в честь 25-летия со дня Полтавской битвы, поворотной баталии, изменившей ход Северной войны. Произошло это в эпоху правления Анны Иоанновны. Став императрицей, унаследовав все императорские владения, продолжив славные дела своего дядюшки, она не оставила без внимания Петергоф. Нижний парк украсил грандиозный фонтан, который стал апофеозом петергофского праздника и наполнил его смыслом.
Однако кульминационный фонтан во славу русской победы под Полтавой задумывал поставить в Петергофе ещё Пётр 1. По замыслу русского царя главным его персонажем должен был стать герой древнегреческих мифов Геракл (у римлян – Геркулес), побеждающий Лернейскую гидру – семиглавое чудовище. Этот фонтан должен был возвышаться над Большим каскадом. Но свой план Пётр не успел осуществить. Преждевременная кончина оборвала все грандиозные петровские замыслы.
Вернулась к идее Анна Иоанновна. Но к этому времени произошло переосмысление исторических событий, и в обществе, которое Пётр 1 научил мыслить аллегориями, великий русский царь давно уже отождествлялся с библейским Самсоном. Этот герой из Ветхого завета однажды мгновенно разорвал пасть льву, который собирался на него наброситься. Лев же, включённый в герб Шведского государства, ассоциировался с его сильным королём. Кроме того, Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года, в день памяти святого Сампсона (Сампсония) Странноприимца, считавшегося покровителем русского войска. Использовав сходство имён, главный петровский священник Феофан Прокопович (1681-1736) в своей торжественной речи по поводу празднования победы под Полтавой сравнил русского царя со «вторым Самсоном», растерзавшим пасть шведского льва. С тех пор Петра на гравюрах и рисунках нередко изображали как «Самсона Российского, рыкающего льва свейского преславно растерзавшего». И образ памятника для Петергофа был однозначно определён.
Не было сомнений и в выборе скульптора. Создание «Самсона» доверили Бартоломео Растрелли, работавшему в Петергофе ещё при Петре. Русский царь в своё время высоко оценил талант этого мастера. Барочная статуя, изготовленная из популярного в то время свинца и покрытая сусальным золотом, выглядела очень торжественно и эффектно. Ни у кого с первых дней появления «Самсона» не оставалось сомнений, что фонтан прославляет могущество России и олицетворяет торжество её победы над Швецией в Северной войне. «Самсон, разрывающий пасть льва», навсегда стал символом Петергофа, его визитной карточкой.
Второе «Рождение» петергофского «Самсона»
Но к концу столетия под постоянным воздействием воды памятник потерял свой внешний лоск, блеск и форму. Когда производили замену фигур на Большом каскаде, приняли решение создать нового «Самсона» из бронзы. Он был отлит по модели выдающегося русского скульптора Михаила Ивановича Козловского (1753-1802). Первоначальный замысел и композиция памятника были сохранены, но новые детали сделали его более выразительным.
Новый «Самсон» был установлен в Петергофе в 1801 году. Он выглядит могучим и бесстрашным. Его золотые мышцы блестят на солнце, и тело героя словно оживает. Легко и безжалостно разжимает он челюсти хищника, и зверь, обессилев от боли, издаёт ужасный рык. Он повержен сильным противником, наступил его бесславный конец, и из его пасти взмывает в небо на высоту 21 метр победоносная водяная стрела. Её максимальная высота определяется перепадом высот, а сила создаётся перепадом давления в трубах, диаметр которых сужается по мере приближения их к фонтану.
«Самсон» установлен на пьедестале, вырастающем из воды в виде груды камней. С четырёх сторон из него, словно из морских пещер, прямо над водой выглядывают львиные головы, из пасти которых врываются струи воды. Этих удивлённых происходящей на пьедестале сценой львов принято ассоциировать с четырьмя сторонами света. Впрочем, трактовка у зрителя вполне может быть собственной. Может быть, эти львы в ужасе попрятались, наблюдая, что Самсон сотворил с их собратом? И, как говорится, пусть не повадно будет! На контрасте с попрятавшимися хищниками, у ног богатыря радостно плещутся дельфинчики, символизируя спокойное море. Не иначе как, они создают атмосферу уверенности в завтрашнем дне, в прочности мира, наступившего после победы с Северной войне. А выпущенные ими струи окружили «Самсона» хрустальными лучами, напоминающими прозрачную чашу в основании памятника.
Но, каким бы шедевром не казался сегодня «Самсон», вряд ли он мог появиться в Петергофе в этом месте при Петре или любом другом императоре-мужчине! Ведь он занял место в пруду-гаванце, созданном для стоянки кораблей. Это была чисто женская затея! Ведь так эффектно в этом месте выглядит грандиозный Самсон. А красота, как известно, требует жертв. Вот и пожертвовала Анна Иоанновна Морским каналом, который с тех пор навсегда закрылся для прохода судов. С появлением Самсона, пожалуй, завершилась в Петергофе петровская эпоха. Парадный морской въезд в резиденцию, так эффектно задуманный её основателем, превратился в декоративный водораздел двух частей Нижнего парка.
Впрочем, «Самсон» практически сразу оказался «на месте», став неотъемлемой частью ансамбля Большого петергофского каскада. Без него Петергоф представить было уже невозможно. Но однажды пришлось…
Возвращение «Самсона» из небытия
Пятитонного «Самсона» не успели демонтировать перед Великой Отечественной войной. Легендарный символ Петергофа исчез во время немецкой оккупации. Это стало ясно 19 января 1944 года, когда наши войска, вытеснив с побережья немцев, вошли в Петергоф. Зрелище предстало ужасное. Дворец, выгоревший от пожара ещё в сентябре 1941, перед отступлением немцев был взорван и лежал в руинах. Лишённый скульптурного убранства каскад и искорёженный партер перед ним выглядели устрашающе. И не было в парке «Самсона», который всегда вносил в пейзаж жизнеутверждающее начало. Тайна исчезновения памятника остаётся неразгаданной до сих пор. Могли ли немцы демонтировать и увезти Самсона с собой, как поступили с «Нептуном»? Довольно сомнительная версия: вывезти монолитную пятитонную статую в условиях боевых действий незаметно довольно трудно. Но что ещё могло произойти? Загадку разгадывать не стали, а «Самсона» решили вернуть на место во чтобы то ни стало! Но сделать это оказалось непросто.
Для населения парки Петергофа после первоначальной расчистки были открыты уже через месяц после победы, в июне 1945 года. Но работа над воссозданием всего дворцово-паркового ансамбля только начиналась. Первым делом специалисты восстановили петергофский водовод. В конце августа 1946-го года заработали первые фонтаны (примерно четверть от их довоенного числа). Но сердце до сих пор сжимается, глядя на эту грустную картину: дворец разрушен, ступени каскада пусты, и одинокий постамент в чаше Ковша, запустивший струи в небо, словно оплакивает своего героя.
Воссоздать Самсона на этот раз было поручено заведующему кафедрой скульптуры Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной профессору Василию Львовичу Симонову (1879-1960). Почётное поручение обернулось проблемой. Архивных материалов, содержащих сведения о «Самсоне» Козловского, не оказалось. Из довоенных 18 фотографий только несколько кадров позволили рассмотреть статую с двух ракурсов. Скульптор смог восстановить в памяти более детальный образ утраченного памятника. Но этого было мало, ведь была поставлена задача воссоздать «Самсона», а не создать «композицию на тему». Говорят, тогда было сделано обращение к согражданам, чтобы собрать семейные довоенные фотографии петергофского «Самсона». В итоге, после подготовительного этапа, отобрав наиболее качественные снимки, Симонов всего за 4 месяца создал памятник заново, сумев максимально приблизить его к оригиналу.
31 августа 1947 года легендарный «Самсон, раздирающий пасть льва» был торжественно доставлен в Петергоф и встал на своё место. Современники, кому довелось увидеть памятник во время его передвижения по Ленинградским улицам, были потрясены его величественным видом и не могли сдержать слёз. Возвращение «Самсона» в Петергоф вновь утверждало очередную победу над врагом.
Последний раз «Самсон» покидал своё место в декабре 2010 года. На этот раз его просто привели в порядок, добавили золота и к началу сезона 2011 года он вновь появился перед публикой, демонстрируя своё мощное тело, такое же молодое и сильное, как прежде.
Ежедневно в летний сезон Самсон начинает в Петергофе праздничную водную феерию. К 11 часам утра вокруг чаши фонтанов в ожидании петергофского чуда собираются сотни и тысячи гостей. Волнительный момент наступает, когда звучит «Гимн великому городу», и мощная струя фонтана, постепенно набирая силу, поднимается в небо на 20-метровую высоту. Это самый высокий и самый грандиозный фонтан всего фонтанного комплекса.
Знакомство с ансамблем Большого каскада Нижнего парка не закончилось. В следующий раз узнаем, что ещё нужно увидеть в Нижнем парке у Большого каскада.
Читайте продолжение, переходя по ссылке:
А начало здесь:
В конце каждой публикации - ссылка на следующую. Переходите по ссылкам, читайте все главы книги!
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!