Искусство продаж старо как мир. Расхваливать свой товар научились задолго до появления письменности, и с тех пор реклама только эволюционировала. Современный маркетинг — это совокупность традиционных предложений с цифровыми технологиями, часто на основе искусственного интеллекта, который не просто анализирует ситуацию на рынке, но и способствует развитию компании, бренда, выявляя новые форматы и возможности заинтересовать потенциальных клиентов. О том, как влияло совершенствование рекламы на развитие общества в разные исторические периоды — в нашей статье.
Что такое реклама и ее этапы эволюции
Любая информация, описывающая свойства продукта и возможности их реализации для нужд клиента — это реклама. Ее основная функция — заинтересовать, закрыть потребности и вопросы, избавить от сомнений (болей) в необходимости товара или услуги. Рекламные технологии используются в разных форматах:
- Аудио. Начало этому положили уличные зазывалы и глашатаи. Сейчас это приятная музыка и голос, рассказывающий об ассортименте продуктов в массмаркетах, ролики со звуковым сопровождением, звонки абонентам с предложениями. Большинство людей положительно воспринимают информацию на слух;
- Текст. В старину это были надписи на лавках, гостиницах, банках и т. д., где владельцы представлялись и делали короткую самопрезентацию: «Банкиръ Виноградов и сыновья», «Мясной ряд купца Тарасова», «Трактиръ У Анны с музыкою». Листовки, флаеры, дорожные баннеры, рекламные принты на одежде, контекстный поиск в интернете — это уже современные печатные рекламные форматы, которые очень разнообразны. По оценкам аналитиков такая форма маркетинга имеет самую горячую целевую аудиторию;
- Видео. Яркие и красочные видеоролики, запоминающиеся короткими фразами — они на втором месте по запоминаемости. Есть нюанс: частое повторение рекламных видео начинает раздражать, формировать негативное мнение о продукте и рекламе в целом, но цели такие ролики все-таки достигают;
- Цифра. Это все перечисленные форматы, переведенные в электронный вид. Сюда относится почтовая рассылка, каналы в мессенджерах и сообществах по теме, упоминание о продуктах и услугах в развлекательном контексте, телевизионная и реклама в социальных сетях;
- Искусственный интеллект (ИИ). Новейшая система, которая сама распознает потребности пользователя, способна создавать ролики и промо-тексты, общаться с потенциальным клиентом и управлять сделками. Скорее всего, за ИИ будущее в сфере маркетинга.
Прогресс не мог не оказать влияние на изменение рекламных форматов. Теперь цель завоевать лояльность аудитории становится сложнее, но интереснее и практически всегда достигается с помощью новых технологий.
Как цифровые технологии изменили рекламу
Мир современного человека уже невозможно представить без мобильных гаджетов и приложений. Цифровая реклама — особый продукт в ассортименте маркетинговых инструментов. Ее главное преимущество — постоянно быть рядом с потенциальным клиентом, анализируя его желания и боли и провоцируя его на заинтересованность в товаре или услуге. Кроме того, «цифра» постоянно меняется, встраиваясь в любые информационные форматы.
Преимущества и вызовы цифровой рекламы
Маркетологи, SMM-менеджеры, администраторы сообществ и сайтов ценят цифровую рекламу за следующее:
- Аналитика. Каждый клик, задержка пользователя на картинке или тексте, реакция или комментарий оценивается умной системой и позволяет сделать вывод об успешности или провале рекламной кампании, а также указывает на возможность доработки или устранения слабых моментов.
- Сбор данных. Самый простой парсинг (система поиска) способен предоставить маркетологу необходимый портрет целевой аудитории: пол, возраст, геоположение, интересы, чтобы сделать качественную персонализацию в отношении пользователя.
- Таргетинг. Помимо общего портрета ЦА, такая возможность позволяет выявить боли и страхи клиента, чтобы уникальное торговое предложение (УТП) создавалось под конкретные группы клиентов. Такой способ продвижения позволяет покупателям чувствовать себя значимыми, а компании — сэкономить на рекламном бюджете.
- Обратная связь. Чат-боты прекрасно справляются с задачей информированности клиента по ключевым вопросам и реагировать в тот же момент, как только он заинтересовался продуктом. Потому что время — деньги и откладывание диалога снижает внимание к нему до нуля.
Вызовы в цифровых технологиях состоят в конкурировании между собой. На практике это означает, что создателям цифрового контента необходимо выделяться, что с каждым днем сложнее, несмотря на помощь ИИ. Рекламный рынок перенасыщен. Отсюда вывод: без «человеческого» курирования проектов автономная работа инфороботов пока невозможна.
Как выбрать эффективную рекламную стратегию
Начинать следует с доступного и понятного. Листовки и интернет-реклама могут быть одинаково эффективными, если правильно выстроить стратегию подачи. А именно:
- Проанализировать продукт. Найти его сильные и слабые стороны, понять, как он решает проблему пользователя, объяснить, почему товар или услуга конкурентны среди множества подобных предложений.
- Определить целевую аудиторию. Чем точнее будет сделан портрет потенциального клиента, тем экономнее и прибыльнее окажутся рекламные кампании. На этом этапе привлекаются парсеры.
- Создать несколько тестовых вариантов объявлений с предложениями на различных площадках. Запуски и последующая аналитика позволят выбрать наиболее работающий формат подачи и реализации.
- Пробовать новое. Рабочие схемы рано или поздно становятся малоэффективными, и если не исследовать новые способы, то потом придется делать это в режиме аврала. Куда проще меняться в понятном направлении.
Небольшие рекламные бюджеты могут отрабатывать на 100%, при соблюдении всех перечисленных условий. А каталог промо-товаров подскажет, как лучше заявить о себе. Всем удачных продаж!
#эволюция рекламы #объявления #реклама #технологии #технология продаж #маркетинг