Найти в Дзене

Bialetti продана китайцам, кофеварки «Сделано в Италии» учат язык Поднебесной

Вообразите. Существует в России некая фабрика по производству матрёшек. У неё узнаваемый дизайн и самые лучше товарные качества. Как минимум одна матрёшка от этой фабрики есть в каждой российской семье. Года, скажем, с 1933-го благодаря своей неповторимости она становится не просто брендом, а олицетворением России. Да, вам известны матрёшки и других производителей, но эта... Эта является частью вашей национальной идентичности. Никому не придёт в голову подарить иностранному гостю матрёшку другой марки. Подарок будет не самым дешёвым, но ведь так и должно быть, верно? И вдруг вы узнаёте, что весь бизнес этой марки продан. Что теперь эта часть вас самих будет говорить на китайском языке. Не удивит ли вас, во-первых, сама новость, а во-вторых – отсутствие в обществе всякой печали по данному поводу? На бирже так вообще радость и воодушевление. В растерянности вы пишите письмо своему итальянскому другу о том, какие странные вещи происходят в вашей стране. Представили? Вот именно это и прои

Вообразите. Существует в России некая фабрика по производству матрёшек. У неё узнаваемый дизайн и самые лучше товарные качества. Как минимум одна матрёшка от этой фабрики есть в каждой российской семье. Года, скажем, с 1933-го благодаря своей неповторимости она становится не просто брендом, а олицетворением России. Да, вам известны матрёшки и других производителей, но эта... Эта является частью вашей национальной идентичности. Никому не придёт в голову подарить иностранному гостю матрёшку другой марки. Подарок будет не самым дешёвым, но ведь так и должно быть, верно?

И вдруг вы узнаёте, что весь бизнес этой марки продан. Что теперь эта часть вас самих будет говорить на китайском языке. Не удивит ли вас, во-первых, сама новость, а во-вторых – отсутствие в обществе всякой печали по данному поводу? На бирже так вообще радость и воодушевление. В растерянности вы пишите письмо своему итальянскому другу о том, какие странные вещи происходят в вашей стране. Представили? Вот именно это и произошло, но наоборот: не в России, а в Италии, и не с матрёшкой, а с самой знаменитой итальянской кофеваркой в мире.

Культовый бренд гейзерных кофеварок moka подошёл к 20-м годам XXI века с долгами под 80 миллионов евро. В бизнес-школах, которые по идее должны поставлять лучшие кадры для управления важнейшими предприятиями своих стран, кейсы про «Биалетти» не замечены. «Как спасти компанию N в текущих экономических условиях» – так ставят вопрос только там, где усматривают связь между компанией N и национальным престижем и где в понятие бренда входит не только эфемерно-когнитивное или указанное в бренд-буке, но и материальное, производственное. Там «спасти бизнес» означает не только «сохранить рабочие места», но и «сохранить право на гордость».

Передача прав собственности на Bialetti разворачивается в два этапа. Сначала люксембургская компания Nuo Capital, которую возглавляет китайский магнат Стивен Ченг, купит 59% акций за 47,3 млн евро, в ходе второй сделки – ещё 19,5% за 5,7 млн. Официально объявлено о покупке 78,56% за 53 миллиона евро, после чего будет подана заявка на поглощение всех акций Bialetti и удаление компании из листинга Миланской фондовой биржи. Окончательно сделка будет закрыта к концу июня 2025 года.

Вы скажете «жаль» и спросите, где в этой истории преимущества открытого капиталистического рынка? А мы ответим – в карманах банкиров и транснациональных деловых семейств. Как известно, там нет таких тем, как «национальная гордость», там есть только экономическая целесообразность.

Продажа на самом деле является частью более широкой программы, а именно соглашения о реструктуризации долга Bialetti, который сейчас превышает 80 миллионов евро. Будет предоставлен кредит в размере до 30 миллионов евро, который предоставят illimity Bank и компания по управлению активами Amco. К этому добавится второй кредит на 45 миллионов, который будет предоставлен Banco Bpm, Bper и Banca Ifis. Часть долга затем будет погашена Nuo Octagon, которая выделит 49,5 млн из своего кармана, чтобы облегчить долг компании. То есть, усилия по спасению на лицо. Вопрос только, на чьё...

По словам президента Bialetti Industria Франческо Ранцони, продажа Nuo Capital «представляет собой стратегический рычаг для дальнейшего укрепления бренда и укрепления его позиций на зарубежных рынках»... Как всё-таки возмужал мировой бизнес в вопросах Pubblic Relation, как научился подбирать слова для неоднозначных ситуаций. «Я купил этот замечательный бренд более 30 лет назад. Bialetti сегодня – это международная реальность с большим потенциалом. В последние годы мы переживали сложные исторические моменты, но со страстью, преданностью делу и командным духом нам всегда удавалось смотреть вперед. С приходом Nuo открывается новая глава». Рынки восприняли объявление положительно, на следующее утро акции Bialetti взлетели на +59%...

Для нас, как управленцев, остаётся интересным вопрос, как компания могла дойти до жизни такой? Если исключить версию о сознательном доведении в чьих-то частных интересах и принять как факт, что на транснациональном уровне логика управленческих решений другая, можно отметить следующее.

Во-первых, запрет на производство точно таких же кофеварок кем бы то ни было, кроме регистратора права на это, действует в Италии 20 лет. В течение этого времени владелец бизнеса (бренда + права на производство) платит Регпалате налог. Перерегистрация, читай продление права на жизнь, тоже стоит денег. За последние 30 лет мировой бизнес возмужал не только в вопросах PR, но и в Патентном праве. Вы можете изменить в конструкции один винтик (а в таких простых, как кофеварка, это буквально так) и зарегистрировать свою модель. И если в качестве самого кофейного зерна и в предпочтениях потребителей ничего не изменится, у вас есть шанс на победу в конкурентной борьбе. Однако, в мире изменилось всё и для умеющих производить похожее дешевле шансы выигрыша повысились. Качество для потребителя находится внутри чашки, и если напиток там не вкусный, он скорее винит в этом кофе, а не кофеварку. Зачем платить за кофеварку больше, если напиток из любимого сорта кофе дешёвая модель варит не хуже? И тут, как мне видится, мы приходим к главному. К тому, что некогда отличало бедных индийцев, отказавшихся покупать британское, от нынешних бедных итальянцев. Вторые не чувствуют себя оккупированными. Утрата независимости во внешней политике (посмотрите карту размещения баз НАТО на Апеннинах) и во внутренней экономической, стала нормой. Они просто вздыхают «Италии давно нет и ничего изменить нельзя» и показывают другим пример того, как не надо делать.

Уже давно надпись на товаре «Сделано в Италии» переводится как «придумано в Италии, но не факт, что там же произведено». В мае 2024 года на таможне в Ливорно была арестована очередная партия автомобилей Fiat Topolino. Этот электрический микроавтомобиль производят в Марокко. Таможенники обнаружили наклейки с надписью «Made in Italy и сказали «так не пойдёт». В поддержку таможенникам было бы уместно воскликнуть антифашистское «¡No pasarán!» («Они не пройдут!»), но кто такие эти «они» в современном мире?

См. также по теме

1. «Алкогольный детектив: знаменитый итальянский бренд не известный на родине»

2. «Антикризисная помощь. Спасти бизнес как Маркус Лемонис» (видео-кейс)

Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) –профессиональный директор по развитию организаций, основатель Международной Гильдии Лидеров Перемен, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента, куратор итало-российского моста народной дипломатии проф. сообщества Kinsmark.

От редакции

Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.

Подборка ИТАЛИЯ РЯДОМ