Продолжаю публикацию, со своими примечаниями, книги И.Т. Беломорского "Жизнь и математика .Илариона Попугайского". Л., 1989
Начало: Часть 1. О том, как все началось, и что будет дальше.
1. Предки и семья
Скудные сведения о истории семьи Попугайских сохранились со слов Эльзы Триоле (1), знакомой со старшим братом нашего героя, Емилианом, умершим в эмиграции. Я случайно оказался с ней в одной компании, во время одного из ее приездов в СССР, и в разговоре упомянул о своем интересе к наследию и жизни Илариона Попугайского. Этот день я считаю одним из удачнейших в моей жизни.
Предки из Паппенхайма (город недалеко от Нюрнберга)
Родоначальник фамилии, Хартмут цу Паппенхайм (Hartmut zu Pappenheim), принадлежал к одной из младших ветвей древнего франко-швабского рода, со времени Реформации относившегося к евангелической церкви. Его троюродным братом был известный военачальник, Граф Готтфрид Хайнрих цу Паппенхайм (2). После смерти отца, под влиянием матери, Готтфрид Хайнрих получил католическое воспитание, перешел в католицизм и с началом тридцатилетней войны примкнул к Католической лиге, сражался под началом Валленштайна, свою службу закончил в звании фельдмаршала.
Хартмут, сохранивший веру своей семьи, в одном из сражений был ранен и взят в плен. Влиятельный родственник, Граф цу Паппенхайм, выкупил его, и, под честное слово не поднимать оружие против Императора и навсегда покинуть пределы Империи, отпустил, дав коня, шпагу и пистолеты, а также небольшую сумму денег.
Дворяне Попугаевы.
Хартмут цу Паппенхайм, прибыв в Россию во время царствования Михаила Фёдоровича, поступил на службу в один из немецких полков нового строя, которые формировал генерал Александр Лесли (3), принял участие в Смоленской войне (4). После её окончания женился и принял православие.
Сыну его при крещении было дано имя Адриан, он был известен уже под прозванием Попугаев. Внук Адриана, Иван Попугаев, воевал в армии Б.П.Шереметева в Прибалтике (5), после ранения вышел в отставку подпоручиком и был пожалован деревенькой, где и провел остаток жизни. Потомки его служили по военной и гражданской части, но в большие чины не вышли.
Отец и мать, дед Стереопулос
Отец нашего героя, Герман Попугаев, родился в Ярославской губернии, женился на купеческой дочери, и перешел из дворянского в купеческое сословие, поменяв фамилию на Попугайский, чему причиной была ссора с родственниками. Проживал с семьей в Москве. Человек он был во всем умеренный, спокойный и экономный, умер вскоре после гибели Илариона. Он, в немалой степени, поспособствовал тому, что Иларион смог применить свои способности, еще будучи гимназистом.
Мать Алипия передала Илариону свою любовь к чтению, первую книжку он прочитал в 5 лет. Ей же он обязан своим прекрасным знанием французского, в дополнение к немецкому, который был вторым языком в семье.
Где стоило искать истоки беспокойного характера нашего героя, так это в деде со стороны матери, на которого он был похож внешне - Сергее Стереопулосе. Несмотря на фамилию, происходил он из мещан Енисейской губернии, внешне его можно было принять, скорее за ирландца или немца.
После окончания Красноярской губернской (реальной) гимназии, Сергей нанялся к купцу, торговавшим с Китаем, и оказался на Дальнем Востоке, где и пропал на несколько лет. По его рассказам, попав в Японию, он нанялся к знатному человеку, проникся восточной культурой и изучил боевое искусство самураев. Действительно, некоторые предметы – красивая посуда, веера, а также большой нож в лакированных ножнах попали в семью Попугайских в качестве приданого Алипии.
Стереопулос, вернувшись в 1865 г. в Красноярск, поступил на службу на недавно открывшуюся телеграфную станцию, и прослыл в обществе как знаток восточной культуры и философии. Неосторожным с его стороны было рассказывать о владении секретными боевыми искусствами – желающих померяться с ним силами было слишком много, попросту говоря, молодого человека постоянно били. Благо, пробовать свои силы в бою на учебном оружии он отказывался, т.к. затупленных японских мечей ни у кого не было. Впрочем, несколько последователей у него нашлось - сенсей объяснял им, что дух выше силы и искусного владения борьбой или оружием. Не суть важно, у кого учился Сергей, какому искусству и учился ли вообще – главное, к мысли, что путь – «до» выше, чем искусство – «дзюцу» он пришел сам, независимо от таких мастеров боевых искусств, как Кано Дзигоро и Морихеи Уэсиба (6).
Достигнув этого выдающегося результата, Стереопулос остановился в своем поиске пути, женился на девушке с хорошим приданым, и через несколько лет после рождения сына и дочери семья перебралась в Москву, где открыла торговлю товарами из Китая и Японии. Дочь Алипия получила хорошее домашнее образование, и иногда помогала благородным дамам выбрать себе веер или фарфоровую чашку в магазине отца.
Однажды туда, чтобы выбрать подарок на именины другу, зашел Герман, а через год Алипия стала его женой, в 1889 году родился Емелиан, а в 1891 – Иларион.
Примечания автора блога к главе 1 "Предки и семья"
1. Эльза Триоле (фр. Elsa Triolet), урождённая Элла Юрьевна Каган, 1896-1970. Писательница и переводчица, лауреат Гонкуровской премии. Жена писателя, члена компартии Франции Луи Арагона и младшая сестра Лили Брик, которую Элла и познакомила с Маяковским. Неоднократно посещала СССР.
2. Граф Готтфрид Хайнрих цу Паппенхайм (Gottfried Heinrich Graf zu Pappenheim), 1594-1632. Сын Райхсмаршала Вайта цу Паппенхайм. Получил образование на философском факультете Университета Альтдорф. Военачальник тридцатилетней войны, сторонник Католической лиги и императора Фердинанда II. Генерал, затем фельдмаршал. Особенностями его военного таланта были дерзость и непредсказуемость действий. Был так же инженером, ему приписывается изобретение шестерённого насоса (Zahnradpumpe),
3. Александр Лесли (Alexander Leslie of Crichie), после принятия православия Авраам Ильич Лесли, 1590-е годы – 1662. Русский военачальник шотландского происхождения, первым в России получил чин генерала (1654).
4. Смоленская война, или русско-польская война 1632—1634 годов — война между Русским царством и Речью Посполитой, связанная со стремлением России вернуть Смоленск и прилежащие территории. После неудачного окончания войны большинство иностранных наемников и военных специалистов были высланы из страны. Источник https://ru.wikipedia.org. Можно предположить, что Хартмут принял православие именно по этой причине – возвращаться ему было некуда.
5. В кампании 1710 года русская армия генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева после долгой осады взяла Ригу, после чего заняла другие прибалтийские крепости (Эльбинг, Дюнамюнде, Пернов, Ревель), завершив, таким образом, завоевание Эстляндии и Лифляндии.
6. То, что в начале 80-х годов И.Т. Беломорский знал о Айкидо и его основателе, О-Сенсее Морихеи Уэсиба, говорит о его широком круге знакомств, и сохранении интересе к единоборствам и в пожилом возрасте - как нам известно из предисловия коллег, в студенческие годы он занимался борьбой. Первые занятия Айкидо в Ленинграде под руководством С.В.Киселева начались только в сентябре 1986, в это время об этом боевом искусстве в СССР знали очень немногие.
2. Детство Илариона
По словам Эльзы Триоле, Емилиан очень неохотно рассказывал о своем брате, который в детстве был головной болью для родственников, соседей, учителей. В гимназии, во дворе и на даче он постоянно дрался, обычно из-за обзывательств, образованных от фамилии.
Решил проблему, в свойственной ему манере, дед Стереопулос, который договорился с одним из участников Московского атлетического кружка М.Кистера, где практиковали английский бокс, об обучении внука. Наставления деда помогли – Иларион при явном преимуществе противников убегал, в прочих случаях, не задумываясь, применял новые навыки. К радости родственников, особенно мамы, которая была сторонником убеждения и противником грубой физической силы, постоянные драки и конфликты сына вскоре прекратились.
В детстве Иларион мечтал быть путешественником, и готовился к этому. Будучи пойманным во время путешествия в сторону Сибири, следующей своей целью он выбрал Истанбул. В старших классах гимназии мечту о путешествиях заменила страсть к математике, которая заполнила всю его жизнь целиком.
К счастью, мне удалось пообщаться с несколькими людьми, знавших Илариона Попугайского, и прочитать некоторые его записи. Теперь можно перейти к описанию последних лет его короткой жизни, с того времени, когда он ее без остатка посвятил математике.
Продолжение: Часть 3. Теория вероятности и гимназия.