В истории поп- и рок-музыки есть особенные годы, чьи достижения стали поворотными точками, навсегда изменившими ее ландшафт. 1955-й, возможно, был первым и самым монументальным – настоящий Большой Взрыв рок-н-ролла. 1977-й и 1991-й, годы панка и альтернативы, запустили новые революции.
Но есть еще один год, чуть менее громкий, но не менее важный – 1965-й. Год, когда невероятное количество великой, захватывающей музыки – от The Beatles, The Rolling Stones, и это лишь верхушка айсберга – не просто попадало в заголовки, но и прокладывало путь всему, что последовало за ним.
Этот список из 31 лучших песен 1965 года освещает знаковые и культурно значимые треки от главных артистов того времени. Но здесь вы найдете и песни тех, кто лишь на мгновение блеснул в свете софитов. Они – тоже часть истории 1965-го, года, который провел четкую черту между музыкой, формировавшей начало десятилетия, и тем, что пришло потом. В этих песнях буквально слышны грядущие перемены.
31. The Righteous Brothers, "Unchained Melody" (из альбома Just Once in My Life)
В 1964-м "You've Lost That Lovin' Feelin'" стала мировым хитом для The Righteous Brothers и продюсера Фила Спектора. Год спустя команда переработала песню десятилетней давности "Unchained Melody", изначально звучавшую в забытом нуар-фильме "Unchained". До сих пор спорят, кто продюсировал запись – Спектор или Билл Медли, но в любом случае, это эталонная "Стена Звука". Песня вернулась в чарты в 1990-м благодаря фильму "Привидение".
30. The Byrds, "Turn! Turn! Turn! (To Everything There Is a Season)" (из альбома Turn! Turn! Turn!)
Меньше полугода прошло между дебютным альбомом The Byrds и следующим. Как и первый сингл с дебютника, заглавный трек дал название второму альбому и тоже взлетел на №1. Как и "Mr. Tambourine Man", "Turn! Turn! Turn!" была кавером, на этот раз на песню фолк-певца Пита Сигера. The Byrds сделали ей фолк-роковую аранжировку с фирменной 12-струнной гитарой Роджера МакГуинна. На фоне новостей о войне во Вьетнаме песня нашла мощный отклик.
29. The Animals, "We Gotta Get Out of This Place" (сингл)
Изначально написанная Барри Манном и Синтией Вейл (авторами "You've Lost That Lovin' Feelin'") для The Righteous Brothers, "We Gotta Get Out of This Place" попала в руки The Animals. Они довели ее до №2 в родной Британии. В то время это был один из шагов поп-музыки за пределы стандартных тем "мальчик-девочка-машина". С тех пор песня стала гимном разочарованных для многих поколений.
28. The Who, "The Kids Are Alright" (из альбома My Generation)
Написанная для модов и позже давшая название документальному фильму о The Who 1979 года, "The Kids Are Alright" открывает вторую сторону дебютного альбома группы, My Generation. Это была ранняя демонстрация широты композиторского таланта Пита Таунсенда: радиоформатный поп против сдерживаемой ярости "My Generation". Популярность песни у фанатов заставила лейблы в США и Британии выпустить ее отдельным синглом.
27. The Beatles, "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)" (из альбома Rubber Soul)
В 1965-м The Beatles двигались быстрее всех. К концу второго полного года битломании они совершили еще больший скачок с альбомом Rubber Soul. "Norwegian Wood" была написана в основном Джоном Ленноном об интрижке на стороне. Но главное внимание приковывает Джордж Харрисон, играющий основную партию на ситаре – первый случай использования индийского инструмента в поп-музыке. С этого момента стало возможно все.
26. Nancy Sinatra, "These Boots Are Made for Walkin'" (из альбома Boots)
До того, как стать поп-звездой с "These Boots Are Made for Walkin'", Нэнси Синатра была известна по ролям в пляжных фильмах и, конечно, как дочь Фрэнка Синатры. Песня №1, написанная Ли Хезлвудом, была вдохновлена фразой из фильма ее отца. С ее дерзким тоном и бойкой мелодией, "Boots" запустила карьеру, отмеченную дальнейшей работой с эксцентричным Хезлвудом.
25. The Beatles, "In My Life" (из альбома Rubber Soul)
The Beatles так стремительно развивались в 1965-м, что их шестой альбом, Rubber Soul, стал плодородной почвой для множества новых идей. Музыка обрела пространство для новых инструментов и структур, а тексты вышли за рамки тем, обычных еще год назад. Джон Леннон особенно гордился "In My Life", своим взглядом на людей и места, сформировавшие его. Песня была записана через несколько дней после его 25-летия.
24. James Brown, "I Got You (I Feel Good)" (из альбома I Got You [I Feel Good])
Как и "Papa's Got a Brand New Bag", другой сейсмический хит Джеймса Брауна 1965 года, "I Got You (I Feel Good)" помогла подготовить почву для фанка, который он с силой представит через несколько лет. Плотная, уверенная, сдобренная густым R&B, который позже станет доминировать в его музыке, песня (самый большой поп-хит Брауна, №3) заложила шаблон для соул-музыки следующего десятилетия. Революционный сдвиг был в ритме.
23. Wilson Pickett, "In the Midnight Hour" (из альбома In the Midnight Hour)
Хотя песня вышла на Atlantic Records, в душе она была на 100% продуктом Stax. Написанная сооснователем Stax Джимом Стюартом и гениальным сессионным гитаристом Стивом Кроппером, и записанная в легендарной студии Мемфиса, песня продемонстрировала использование лейблом Stax жесткого бэкбита как движущей силы. Уилсон Пикетт указан первым, но участники M.G.'s – Кроппер, басист Дональд "Дак" Данн и барабанщик Эл Джексон-младший – разделяют славу.
22. The Mamas and the Papas, "California Dreamin'" (из альбома If You Can Believe Your Eyes and Ears)
Джон и Мишель Филлипс написали "California Dreamin'" в 1963-м и спели бэк-вокал на первой версии песни, записанной Барри МакГуайром (известным по хиту "Eve of Destruction" 1965 года). Группа Филлипсов, The Mamas and the Papas, перезаписала основной вокал поверх той же инструментальной дорожки, и к 1966 году их версия достигла №4 и открывала вторую сторону их дебютного альбома.
21. The Beatles, "Ticket to Ride" (из альбома Help!)
Даже для случайных наблюдателей рост The Beatles как авторов и исполнителей всего через несколько месяцев после начала битломании был поразительным. Саундтрек к их второму фильму, Help!, содержит много таких "повзрослевших" моментов. Музыкально "Ticket to Ride", возможно, их величайший скачок на тот момент. Звенящая 12-струнная гитара, новаторский рисунок ударных и более глубокий взгляд на личные отношения звучат в этом треке.
20. Sam the Sham and the Pharaohs, "Wooly Bully" (из альбома Wooly Bully)
Кратковременный привет из недавнего прошлого поп-музыки (скажем, 1963-го), "Wooly Bully" балансирует на грани американского гаражного рока. Бессмысленный текст, плотный, напористый орган и саксофонное соло в середине небрежно разбросаны по первому и самому большому хиту техасской группы Sam the Sham and the Pharaohs. Группа, одевавшаяся в тюрбаны и халаты и ездившая на концерты в катафалке 1952 года, снова попала в чарты в 1966-м с "Li'l Red Riding Hood".
19. The Beatles, "Yesterday" (сингл)
Часто упоминаемая как одна из самых записываемых песен всех времен, "Yesterday" была творением Пола Маккартни от начала до конца: он написал песню, помог разработать аранжировку и – впервые для Beatles – записал ее сольно, без помощи коллег по группе. Он записал "Yesterday" накануне своего 23-летия, показав глубину и чувствительность не по годам. На горизонте уже маячили новые, более смелые миры для Маккартни и группы.
18. The Standells, "Dirty Water" (из альбома Dirty Water)
"Dirty Water" – это не посвящение Бостону, городу, упоминаемому в этом фаворите гаражного рока от группы из Лос-Анджелеса The Standells. Отсылка к загрязненной гавани Бостона и реке Чарльз дала песне название, но после строк о "разочарованных женщинах, [которые] должны быть дома к 12" и Бостонском Душителе, автор и продюсер Эд Кобб переходит к личному, вспоминая случай, когда его ограбили.
17. The Seeds, "Pushin' Too Hard" (из альбома The Seeds)
Гаражный рок середины 60-х часто называют отправной точкой для панка десятилетием позже. Этот разговор невозможен без грязноватой "Pushin' Too Hard" от The Seeds 1965 года – стартовой линии для развития панка в последние годы 60-х и начале 70-х. Как и многие группы из влиятельной компиляции Nuggets 1972 года, The Seeds так и не превзошли свою самую известную песню – непреодолимое препятствие для кого угодно.
16. The Impressions, "People Get Ready" (из альбома People Get Ready)
По мере продвижения десятилетия, Кертис Мэйфилд становился все более политизированным в своем творчестве. К моменту выпуска сольного дебюта в 1970-м он уже наметил свой будущий путь в The Impressions. Социально-осознанный протест "People Get Ready" появился в 1965-м как госпел-гимн, тонко замаскированный под чикагский соул. Как гимн движения за гражданские права, неподвластный времени, "People Get Ready" все еще актуален, вечен в словах и музыке.
15. Four Tops, "I Can't Help Myself" (из альбома Four Tops Second Album)
Команда авторов Motown Holland-Dozier-Holland знала толк в отличных хуках и редко упускала возможность повторно использовать свои лучшие наработки. "I Can't Help Myself" была основана на схожей структуре с "Where Did Our Love Go" The Supremes (Ламонт Дозье признает это даже названием); в свою очередь, аккордовая последовательность песни была перевернута для следующего хита Four Tops, великолепного, но саморазоблачительного "It's the Same Old Song".
14. The Rolling Stones, "Get Off of My Cloud" (сингл)
Как и предшествующий сингл "(I Can't Get No) Satisfaction", "Get Off of My Cloud" был записан в Лос-Анджелесе, что все еще было редкостью для английской группы. The Rolling Stones переживали новый уровень успеха, и "Get Off of My Cloud" стала их реакцией на это новое давление славы. Песня возглавила чарты по всему миру, во многом благодаря одному из лучших исполнений Чарли Уоттса – его барабаны скользят по ритму, то входя в него, то выходя, без единой паузы.
13. Yardbirds, "For Your Love" (сингл)
Песня, которая вытолкнула Эрика Клэптона из Yardbirds, также стала их первым хитом в Топ-10. И это не совпадение: блюзовый пурист Клэптон презирал поп-направление, в котором группа двигалась в начале 1965-го, и ушел. Вскоре его заменил Джефф Бек со своим стремлением к более авантюрным записям. Yardbirds даже почти не играли на "For Your Love", оставив стилизованный барокко-поп аккомпанемент опытным сессионным музыкантам.
12. Stevie Wonder, "Uptight (Everything's Alright)" (из альбома Up-Tight)
Легко забыть о плодовитой работе Стиви Уандера в середине 60-х, между периодом "12-летнего гения" и революционной музыкой, которую он создаст в 70-х. Он собрал дюжину хитов Топ-10 до Music of My Mind; "Uptight (Everything's Alright)" была первой после "Fingertips - Part 2", достигшей №1. Написанная в соавторстве с самим Уандером (которому на момент релиза было 15), "Uptight" также принесла ему первую из множества номинаций на Грэмми.
11. Sonny and Cher, "I Got You Babe" (из альбома Look at Us)
Сонни Боно прочно вошел в творческий круг Фила Спектора к 1965 году – продюсер и автор песен, учившийся своему ремеслу, работая с лучшими музыкантами индустрии. Sonny and Cher попали в Топ-10 в 1964-м с дебютным синглом "Baby Don't Go", но "I Got You Babe" стала гораздо большей и лучшей песней для женатой пары. Сингл №1 и ключевая запись расцветающей фолк-рок сцены.
10. The Beach Boys, "California Girls" (из альбома Summer Days [And Summer Nights!!])
Брайан Уилсон недавно отвоевал контроль над The Beach Boys у своего отца-менеджера и периодического вмешательства лейбла, и вскоре реализовал свою мечту стать следующим Филом Спектором. Он уже проявлял это влияние в некоторых ранних записях, но с "California Girls" Уилсон пошел ва-банк. Ему и группе оставался год до эпохального Pet Sounds, но семена его шедевра были посеяны здесь.
9. The Beatles, "Help!" (из альбома Help!)
"Вся эта история с Beatles была просто за гранью понимания", – сказал Джон Леннон журналу Playboy в 1980 году. "Я подсознательно взывал о помощи". Будучи его первой песней, вышедшей за рамки обычного шаблона поп-музыки, послание "Help!" было довольно очевидным, даже несмотря на обманчиво бодрую мелодию. Леннон и группа совершат еще большие прорывы на Rubber Soul позже в 1965-м, но это был первый большой шаг.
8. James Brown, "Papa's Got a Brand New Bag" (сингл)
"Papa's Got a Brand New Bag" ознаменовала несколько "впервые" для Джеймса Брауна: его первый Топ-10 в поп-чарте (ранее он добивался этого в R&B-чарте), его первая Грэмми и первый раз, когда он успешно выдвинул акцент на первую долю каждого такта на передний план, эффективно заложив шаблон фанка, который будет отточен позже. Крестный Отец Соула открыл много нового за свою карьеру; эта песня – веха во многих отношениях.
7. Simon and Garfunkel, "The Sound of Silence" (из альбома Sounds of Silence)
"The Sound of Silence" впервые появилась как акустическая песня на дебютном альбоме Пола Саймона и Арта Гарфанкела 1964 года, Wednesday Morning, 3 A.M. После того, как фолк-рок хиты The Byrds и The Lovin' Spoonful вызвали интерес радиостанций, продюсер Том Уилсон сделал ремикс трека, добавив барабаны и электрогитару. Новая версия взлетела на №1 в начале 1966 года. Хит спас Саймона и Гарфанкела от зашедшей в тупик карьеры и открыл новую главу.
6. The Byrds, "I'll Feel a Whole Lot Better" (из альбома Mr. Tambourine Man)
В качестве сингла после своего дебютного хита №1 "Mr. Tambourine Man" The Byrds выбрали еще один кавер на Боба Дилана, "All I Really Want to Do". Песня едва попала в Топ-40, но ее би-сайд теперь считается одной из лучших и самых долговечных оригинальных композиций группы. Написанная и спетая Джином Кларком, великолепная "I'll Feel a Whole Lot Better" построена на фолк-рок риффе, заимствованном из "Needles and Pins" The Searchers, но достигает своего собственного, божественного уровня.
5. Bobby Fuller Four, "I Fought the Law" (из альбома I Fought the Law)
Вероятно, не совпадение, что супер-фанат Бадди Холли Бобби Фуллер добился своего самого большого успеха с песней, написанной в 1960 году Сонни Кертисом, участником группы Холли The Crickets, и включенной в их первый альбом после смерти Холли в 1959-м. Дискография техасской группы Bobby Fuller Four также включает великолепную "Let Her Dance" 1965 года. Год спустя фронтмен умер в Голливуде при загадочных обстоятельствах в возрасте 23 лет.
4. The Lovin' Spoonful, "Do You Believe in Magic" (сингл)
Дебютный сингл The Lovin' Spoonful, краеугольный камень фолк-рок движения, был написан после того, как Джон Себастиан заметил молодую девушку в толпе на одном из их регулярных фолк-выступлений в Гринвич-Виллидж. Чувствуя сдвиг в своей аудитории и музыке, песня празднует расширяющиеся горизонты поп-музыки – будь то "джаг-бэнд или ритм-энд-блюз". "Do You Believe in Magic" стала моментом озарения для группы и сцены.
3. The Who, "My Generation" (из альбома My Generation)
Влияние популярной музыки и сейсмические изменения, которые она претерпевала в 1965 году, невозможно переоценить. Слова и музыка в поп-песнях становились сложнее, поскольку артисты осваивали новые территории. "My Generation" The Who – главный претендент на звание одной из самых важных песен года, декларация независимости для группы и гимн непреходящего неповиновения для легиона фанатов.
2. The Byrds, "Mr. Tambourine Man" (из альбома Mr. Tambourine Man)
The Byrds были в центре революции поп-музыки в 1965 году, подключившись к растущей фолк-рок сцене и расширяющемуся влиянию Боба Дилана. Их дебютный альбом включал четыре песни Дилана, а их сокращенная версия "Mr. Tambourine Man" возглавила и альбом, и их путь в чартах. Аранжированная и исполненная лучше, чем оригинал Дилана, версия The Byrds приглашает всех присоединиться. Фолк-рок на своем абсолютном пике.
1. The Rolling Stones, "(I Can't Get No) Satisfaction" (сингл)
Это рифф над всеми риффами, гитарная линия, породившая десятки каверов и подражателей. Но первый американский хит №1 The Rolling Stones открыл новый период для группы, который превратил их из просто хорошей британской блюзовой группы в тех самых The Rolling Stones. "(I Can't Get No) Satisfaction" – это отправная точка, с которой Stones начали высекать свою идентичность и отрываться от сверстников, и ключевой момент в их многолетней эволюции.