💗Barbie, готовясь отметить свое 60-летие, мечтала о более инклюзивном и разнообразном мире. Она хотела, чтобы игрушки отражали разнообразие тел, цветов кожи, типов волос и физических возможностей.
В 2021 году исполнилось 30 лет известнейшему журналу Allure, и редакция издания, отмечая это событие, решила вспомнить знаковые моменты в мире красоты и моды за последние три десятилетия. В том числе в это небольшое исследование вошло эссе о том, какие метаморфозы происходили с самой известной в мире куклой.
💗💗💗
В Лос-Анджелесе, где редко идут дожди, погода обычно радует солнечными днями, подходящими как для пляжа, так и для поздних завтраков. Но в феврале месяце пять дней подряд город погружается в унылые серые будни. С 10-го этажа Mattel Tower открывается вид на грустный пейзаж: дождь превратил плоский городской горизонт в однообразное серое полотно. Конференц-зал, обычно яркий и оживленный, теперь выглядит довольно блекло. Единственное, что оживляет пространство, — это яркие плакаты на стене напротив окон: они выделяются своими сочными розовыми и фиолетовыми оттенками.
💗Наше обещание: Мы создаем впечатления, которые захватывают детские сердца, раскрывают их потенциал и расширяют границы их мышления через игру.
💗Наша цель: вдохновлять следующие поколения на мечты, чтобы создать для нас светлое будущее.
Редактора Allure пригласили в Mattel на празднование 60-летия Barbie. Главной целью визита должен был стать рассказ о том, что с ней произошло за эти долгие годы. Спойлер Ответ: очень многое.
Barbie была названа в честь дочери основателей Mattel — Эллиота и Рут Хэндлер. Именно Рут фактически создала куклу. В 1959 году Barbie казалась просто маленьким нарядным манекеном, особо не отражая реальность. Но со временем она превратилась в 11-дюймовую пластиковую проекцию того, что значит быть взрослой женщиной в нашем очень непростом мире.
И в самые последние годы эта жизненная тема нашла отклик среди широкой, но очень часто игнорируемой группы женщин. Среднестатистическая американка носит размер 16 или 18, и теперь в линейку Barbie входят куклы с увеличенным силуэтом (Curvy). Более чем у каждого четвертого американца есть умственные или физические ограничения, и Mattel выпустила кукол в инвалидных креслах и с протезами ног.
💗Барби все еще остается первым влиятельным персонажем.
Несмотря на новые воплощения, она не стареет. В свои фактические 60 лет Barbie выглядит на 27. Ее кожа подтянута и свежая, а густые волосы сияют синтетическим блеском. Barbie очень органично вписалась в американскую культуру и, в отличие от социальных ограничений, связанных со старением, она продолжает процветать. Бренд Barbie известен во всем мире на 98%, что делает его более узнаваемым, чем многие другие.
💗Barbie — настоящий инфлюенсер. Она завоевала сердца миллионов людей и задает модные тенденции. За три года до выхода фильма "Работающая девушка" (Working Girl) на экраны появилась куклае Barbie "День-ночь" (Day-to-Night) в юбочном костюме, который плавно превращался в фатиновый коктейльный наряд.
Через два года после начала 42-дневного авиаудара США по Ираку в продаже появилась Barbie "Буря в пустыне" (Desert Storm) в форме, похожей на ту, что носят бойцы. На голове у нее был краповый берет, который ассоциируется с Воздушными Силами США. А сегодня она также является абсолютной звездой In******m.
💗Barbie — ключевой бренд в Mattel. Каждую минуту в мире продается 100 кукол, отмечает Лиза Макнайт, глобальный генеральный менеджер и старший вице-президент Barbie. Несмотря на то, что индустрия игрушек теряет позиции из-за высокотехнологичных продуктов, Barbie сообщала о 12% росте валовых продаж в последнем квартале 2018 года. Это связано с более разнообразным ассортиментом, который находит отклик у социально сознательных родителей.
Однако, как известно каждому, время неумолимо движется вперед. Barbie, которая шесть десятилетий была пионером, продолжает развиваться. “Мы должны идти в ногу с изменениями в обществе”, — говорит Ким Калмоун, старший вице-президент Barbie по дизайну. “Наша цель — оставаться актуальной и вдохновлять детей на светлое будущее”.
Для редактора Allure это путешествие в самое сердце Mattel оставило очень большое впечатление, ведь в этот визит можно было просто поиграть с куклами.
9 марта 1959 года на свет появилась Барбара Миллисент Робертс в черно-белом купальнике. Рут Хэндлер создала Barbie, а Bild Lilli, немецкая кукла - героиня забавных историй с газетных страниц, стала ее старшей сестрой, чье наследие сильно влияло на Barbie почти век. И пусть руководство бренда утверждает, что Lilli не была прототипом Barbie, а лишь подтолкнула Хэндлер к созданию собственной 11-дюймовой куклы.
💗Bild Lilli — комический персонаж известного немецкого таблоида. Она милая, эксцентричная и соблазнительная, часто практически без одежды и в обществе мужчин. Ее привлекательность строилась на сексуальности, легкомысленности и отсутствии здравого смысла. Когда полицейский сказал ей, что ее купальник нарушает приличия, она ответила: "Какую часть вы хотите, чтобы я сняла?"
Оригинальная Barbie, кажется, переняла черты Bild Lilli — ее инопланетные пропорции и яркий макияж. Именно из-за этого, по версии документального фильма Hulu "Крошечные плечи" (Tiny Shoulders), Хэндлер выбрал ее для создания новой куклы. Barbie с ее треугольной грудью и эллиптической головой была непохожа ни на что, что они видели раньше. "Оригинальная кукла понравилась девочкам, потому что она была необычно и даже немного пугающей", — говорит М.Г. Лорд, автор книги "Навсегда Барби" (Forever Barbie) и знаток поп-культуры. "Она действительно выглядела как космический пришелец".
До появления Bild Lilli и Barbie рынок кукол ограничивался трехмерными младенцами и двухмерными бумажными куклами. Хэндлер превратил Barbie в женщину — в нечто, что можно по-настоящему нарядить и в кого можно играть. Макнайт, глава бренда Barbie, утверждает, что эта игра и игровое "притворство" — ключ к успеху игр в куклы. "Кукла — отличный катализатор для историй, творчества и воображения", — говорит она, почти повторяя слоган на плакате "Promise" за ее спиной. Дети представляют себя взрослыми и видят в Barbie себя.
Критики (а таковых, поверьте, достаточно много!) Barbie утверждают, что она не лучший образец для подражания из-за своей внешности и "гиперфеминизированного розового" мировоззрения. Но есть ли в ней что-то большее? Другие куклы пытались заполнить нишу «как Barbie, но без вреда для психики детей», но безуспешно. Например, кукла «Счастлива быть собой» (Happy to Be Me) 1991 года, созданная в ответ на непропорциональные формы Barbie, была жесткой и довольно простоватой.
Lammily, выпущенная в 2014 году с телом, соответствующим стандартам CDC для среднестатистической 19-летней девушки, завоевала признание, но не коммерческий успех. Производство этих кукол было прекращено.
💗Американцы любят гламур. Местные знаменитости настолько влиятельны, что некоторые из них занимают государственные должности. Barbie идеально вписывается в эту культуру, потому что она — не буквально мы. Она красивее, успешнее и сохраняет молодость до 60 лет. «Куклы стилизованные персонажи», — говорит Кальман из Mattel. «Они символизируют людей, а не являются их буквальными копиями». Куклы ненастоящие, но почему нас так привлекает, когда они выглядят и ведут себя как мы? Зачем нам нужен образец для подражания, который так очевидно далек от реальности?
Сотрудница из Mattel, жизнерадостная блондинка-публицист, приглашает нас покинуть конференц-зал и отправиться в мастерскую, где создают Barbie. Это закрытая производственная территория, и добраться туда можно только на служебном маршрутном автобусе.
Перед тем как Barbie попадает на прилавки, а затем в ту же американскую семью, ее массово производят по разработанным прототипам на фабриках за пределами страны, а перед этим специальная команда художников в Handler Team Center в пригороде Лос-Анджелеса тщательно разрабатывает прототип будущей куклы серийного производства.
Каждая деталь лица Barbie, от губной помады до радужки, тщательно прорисовывается на пластиковой головке тонкой кисточкой. Затем волосы вживляются в кожу головы с помощью гигантской металлической машинки, игла которой скрежещет по улыбающемуся лицу, вплетая нитку в роскошную копну локонов. Каждый волосок — это тончайшая пластиковая прядь.
Этот процесс автоматизирован на невероятном уровне. Локоны, кудри, пряди, разное качество волос — это стремление Mattel к разнообразию, начавшееся в 2016 году. Тогда бренд представил Project Dawn, который дизайнеры назвали «калейдоскопическим умножением» роста, типа телосложения, черт лица и типов волос. Хотя Mattel утверждает, что это часть естественного переосмысления бренда в сторону концепции «без ограничений», проект также связан с десятилетиями критики Mattel за узкую талию и нереалистичные пропорции оригинальной Barbie.
Сейчас Barbie уже не та, что раньше. Раньше она имела только англосаксонские черты, а теперь у неё разные формы глаз, носа и губ, более разнообразные расовые особенности.
В Mattel смогли найти материал, который повторяет узор тугих спиралей афроамериканских волос. А ещё у Barbie теперь есть флок-велюр, который при нанесении на кожу головы выглядит как очень короткая стрижка.
💗Когда Barbie только появилась, она была доступна только в двух вариантах: блондинка или брюнетка. Но настоящая Barbie, которую знают все и которая соответствует самому популярному своему образу, дебютировала в 1971 году. Тогда компания Mattel окрасила ее волосы в цвет калифорнийского заката, просвечивающего сквозь бокал Шардоне. Так родилась Malibu Barbie.
Был образ, который вызывал первичные ассоциации с Barbie: блондинка с голубыми глазами, улыбка с легким вызовом, взгляд устремлен прямо перед собой. Глаза оригинальной Barbie были опущенными и направленными в сторону, как на эротических изображениях обнаженных женщин XIX века. Однако Barbie из Малибу "смотрела прямо перед собой", — отмечает Лорд. "Как та же Олимпия на картине Мане, она не отводила стыдливо своего взгляда. Barbie из Малибу была дерзкой".
Лорд предполагает, что это было ответом на сексуальную революцию того времени. Хотя ее суть могла быть неясна для маленьких детей, играющих с Barbie, их матери и создатели игрушек прекрасно понимали, о чем идет речь. Хелен Герли Браун, главный редактор журнала Cosmopolitan, учила женщин, что сексуальность — это естественно и нормально. В том же году, когда Barbie начала "смотреть в будущее", Бостонское издание Women's Health Book Collective выпустило книгу "Наши тела, мы сами" — важный текст о сексуальном здоровье женщин.
Эволюция макияжа Barbie прошла долгий путь. У классической Barbie часто были ярко накрашенные глаза, тени для век и помада. «Дни Династии» сильно отличаются от "Эпохи Глянца". Тогда макияж подчеркивал естественные черты, а не скрывал их за слоями шеллака, — отмечает Калмон. Сегодняшняя Barbie предстает перед нами с более легким макияжем и распущенными волосами.
Далее следует приглашение в студию, известную как комната трехмерной скульптуры, где мечты детей воплощаются в реальность. «Классная комната для прогулок», — говорит сопровождающая, шагая по коридору. Ее светлые волосы развеваются при каждом движении. Меня предупреждают, что здесь «жутковато». Но насколько "ужасной" может быть мастерская Barbie? Как выясняется, довольно-таки страшной как минимум.
Жуткие, костлявые черные деревья, оставшиеся от старых Halloween-украшений, создают атмосферу мертвого леса. Большая часть наполнения интерьера — это кукольные головы, которые выглядят бестелесными. Некоторые из них — это тесты от различных линеек Mattel, так и не попавшие в производство. Это добавляет уникальности темной и мрачной комнате, которая становится для многих любимой частью резиденции Хэндлеров.
И в этой плохо освещенной "пещере ужасов", которая является частью экскурсии по Центру команды Хэндлеров, находится витрина с куклами, похожими на знаменитостей. Это место для многих - самое любимое.
В стремлении создать образцы для подражания для маленьких девочек, Mattel представила новую линейку кукол, вдохновлённых реальными людьми. Например, кукла, похожая на Джиджи Хадид, выглядит почти идентично ей. Однако кукла, изображающая Фриду Кало, как многие считают, напоминает Фриду, если бы у неё были нос и губы Джиджи.
Дизайнер, отвечающий за креативную часть процесса, в ответ на вопрос: должны ли такие куклы выглядеть как их прототипы или все-таки как Barbie, сказал, что ни то, ни другое. «Это кукла Barbie, представляющая Фриду Кало», — объяснил Роберт Бест, старший дизайнер бренда. «Это своего рода костюм, наряд, если хотите». Таким образом, кукла Фрида Кало — это не более чем её образ, как и двойник-подражательница Шер из Вегаса не является настоящей Шер.
Бест говорит, что иногда кукла проходит весь путь до полного скульпта, прежде чем дизайнеры решат, стоит ли делать ее в большем масштабе. «И тогда она остается здесь, в разработке, никогда не увидев свет», — добавляет он. Бест указывает на почти идеальную копию общественного деятеля (называть ее имя в публикации не разрешили), которая лучезарно улыбается в ответ.
В Barbie-вселенной различает три типа Barbie. Есть «икона» или «бренд» — это может быть блондинка или брюнетка, высокая или низкая, даже Фрида Кало. А есть «персонаж» Barbie, которую играет Марго Робби в фильме. И, наконец, есть куклы-подобия, такие как олимпийские фехтовальщицы Ибтихадж Мухаммад и Джиджи Хадид, которые добавили свои голоса во вселенную Barbie и ее друзей.
Многие представители бренда неоднократно упоминали, что Barbie аполитична. Но это не совсем так. В 2017 году Barbie и ее кукла-версия инфлюэнсера и блоггера Эйми Сонг появились на фотографии в In******m @Barbiestyle в футболках с надписью «Love Wins». Это вызвало очень неоднозначную реакцию, так как напрямую говорит о том, что Barbie выражает таким образом именно политическую позицию, ведь Сонг является открытой представительницей определенных меньшинств. Также Barbie участвовала в президентских выборах, хотя ее платформа остается нераскрытой.
Отвечая на вопросы о реакции Barbie, символа американской женщины, на движения #MeToo и #TimesUp, Калмон говорит о «расширении прав и возможностей». А это уже взрослый разговор. В то же время подход Mattel к обучению дошкольников реалиям мира заключается в том, чтобы разными способами показать детям, что они могут стать кем угодно.
Калмон также упоминает Barbie Vlogger — сериал на YouTube, где Barbie-блогер рассказывает о своей жизни в Малибу. Это может показаться немного неуместно в рамках концепции "идеальности" куклы, но её аватар выглядит на удивление реалистично: движения и манеры подростка идентичны живым. Однако контент имеет свои нюансы, так как Barbie откровенно говорит о личных границах и своих увлечениях в школе.
Она говорит: "Я проснулась этим утром с легкой грустью. Без причины". Затем она перечисляет способы, которые помогают ей справляться с трудностями и улучшают настроение, такие как ведение дневника. "Я известна как оптимистичная личность, но я не всегда такая. Не обязательно быть всегда позитивной и радостной. Заставлять себя чувствовать или думать то, что не соответствует реальности, никому не поможет". Молодой аудитории ясен этот посыл: Barbie не идеальна, она может грустить, давать волю чувствам, она - уязвима.
Barbie повезло, ведь у неё всегда была обширная система поддержки. Кен был её верным спутником на протяжении последних 60 лет, за исключением периода с 2004 по 2011 годы, когда пара расставалась. Широкая публика считала это рекламным ходом в ответ на снижение продаж, но мы видим, что это также совпало с надвигающимся финансовым и жилищным кризисом 2006 года ("Совпадение? Не думаю!")
Barbie, как истерзанная душа, не стала использовать это время для самоанализа. Она провела его, восстанавливаясь с австралийцем Блейном. Несмотря на его физическую привлекательность и экзотичность, Барби воссоединилась с Кеном в 2011 году. А Блейна теперь можно найти на Amazon.
Интервью с руководителями Mattel разрывают слушателей между миром фантазий, где всегда светит солнце, а Barbie может быть вашим педиатром или сразу президентом, и современным реальным Лос-Анджелесом, где сыро и серо. Трудно отличить реальное от сфабрикованного. Многие трехлетние девочки считают Белль из «Красавицы и чудовища» настоящей принцессой, живущей недалеко от Кливлендского зоопарка. Они ещё малы для Barbie, но если они когда-нибудь встретятся, будут ли дети воспринимать Barbie как проекцию своего будущего «я», как воображаемую подругу или просто как вещь, которая лежит в коробке и иногда радует?
💗💗💗
*для создания публикации использованы оригинальные материалы ресурса www.allure.com.
💗💗💗💗💗