Добрый день. У нас в городе, помимо масштабной экспозиции картин Карла Брюллова, проходит еще одна прекрасная выставка, посвященная 175-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова.
Я получила невероятное удовольствие от ее посещения, с первого же зала меня охватило легкое волнение, наверное, я на какое-то время вернулась в детство, в котором мы все читали (ну или точно видели) сказки с узнаваемыми иллюстрациями, рассматривали репродукции картин мастера. Уверена, что Виктор Васнецов - один из немногих художников нашей страны, основные полотна которых были бы известны настолько широкому кругу взрослых и детей.
Конечно, он в первую очередь любим и почитаем как художник русских былин и сказок, сумевший проникнуть в их чудесный, полный загадок мир, но для меня было огромным открытием, что Виктор Михайлович написал еще множество полотен на религиозную тему. Одно из них, считающееся его лучшим религиозным произведением, нам посчастливилось увидеть в городе Гусь-Хрустальный.
В данной статье я расскажу Вам о творчестве и жизни Виктора Михайловича Васнецова, которого современники по праву называли «богатырем русской живописи». Статью разбила на примерные тематические разделы, как это сделано на выставке.
Художник родился в 1848 году в Вятской губернии в семье священника, детские годы его прошли на природе. Впоследствии Виктор Михайлович вспоминал, как любил слушать песни и сказки, «сидя на посиделках при свете и треске лучины».
Васнецов рано начал рисовать, бабушка и отец поддерживали его начинания, хотя, конечно, мечтали, чтобы он последовал семейной традиции, для чего отдали его в 10 лет учиться в Вятское духовное училище, а затем и в семинарию.
Но священником Виктор Васнецов не стал, в 19 лет «с 10 рублями в кармане» он уехал в Петербург с целью поступить в Академию художеств. Через год после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников (которую вел Иван Крамской) ему это удалось.
Для молодого человека годы обучения в Императорской Академии художеств (1868-1875) были нелегким временем, он не мог посвящать себя целиком учебе, потому что необходимо было зарабатывать на жизнь. Васнецову приходилось иллюстрировать дешевые издания, давать частные уроки.
В.В. Стасов: «Окидывая одним общим взглядом все работы Васнецова 70-х годов, приходишь к заключению, что и картины и рисунки его - это отрывки той народной жизни, которую он всего лучше знал, которая многие годы лилась и неслась перед его глазами в Вятке и в Петербурге».
В годы его обучения в Академии была организована известная Артель передвижников (многие наиболее значительные художники покинули стены учебного заведения после отвергнутого их предложения самим выбирать темы для своих дипломных работ). Товарищество организовало передвижные выставки.
Виктор Васнецов долго приглядывался к деятельности Товарищества, хотя и был близко знаком со многими его участниками. В 1873 году он впервые становится участником Передвижной выставки с картиной «Чаепитие в трактире».
Успех у зрителей и критики был ему обеспечен, но Васнецов чувствовал неудовлетворенность. По словам художника, «его томили неясные сказочные и исторические грезы».
Как ни странно, найти свою тему в искусстве ему помогла заграничная поездка в Париж в 1877. Туда стремились все молодые художники, но Виктора Михайловича столица искусства разочаровала, на чужбине он остро почувствовал тягу к национальным корням.
Во Франции художник продолжал писать бытовые сюжеты, самое значимое полотно в данном жанре - «Акробаты».
Сюжет для картины «Акробаты» возник неслучайно, балаганное представление напомнило художнику народные гуляния в Вятской губернии. Его привлекли размах и яркость французского праздника. На фоне вечернего неба, освященные огнем масляных ламп Пьеро и музыканты созывают публику на цирковое представление.
Михаил Нестеров давая оценку ранним произведениям Васнецова отмечал: «Первоклассный мог бы быть жанрист - с любовью к людям, к их слабостям. Очень близкий по духу к Достоевскому».
Вернувшись из-за границы, Васнецов недолго прожил в Петербурге. В 1878 году Виктор Михайлович с молодой женой и младшим братом Аполлинарием (который тоже стал художником) переехал в Москву.
Васнецов писал то, что почувствовал: «Приехал домой, и больше ехать уже некуда. Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть ли не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».
Васнецов вместе с Репиным, Поленовым и Суриковым основали в Москве художественную колонию, центром которой стал дом на Садово-Спасской и подмосковное имение «Абрамцево» купца-мецената Саввы Мамонтова (с которым связаны многие творческие начинания Виктора Михайловича).
В отличие от брата и друзей-художников, которых интересовали исторические темы, Виктора Васнецова привлекали не конкретные факты, а предания, былины и сказки.
С изображений Ахтырки в окрестностях Абрамцево, где художник в конце 1870-х годов проводил летние месяцы на съёмной даче, начинается пейзажная «летопись» картин Васнецова на былинно-сказочные сюжеты.
Так камерный этюд «Алёнушкин пруд» стал частью образа «чисто русской печали» в картине «Алёнушка», а натурный этюд «Абрамцево» лег в основу написания ближнего плана полотна «Богатыри».
Вершина пейзажного творчества Васнецова - лирический образ родной природы в картине «Затишье».
«Пейзаж «Затишье» есть картина мастерская, полная задумчивости, меланхолии и тихой скорбной поэзии. Кажется, Васнецов способен еще много чудесного сделать в этом роде» - В.В. Стасов.
«Богатырская тема» была одной из главных в творчестве художника. Образы славных витязей появились в фантазиях будущего художника еще в детстве, когда он слушал песни и сказки односельчан. Впервые «исторические грёзы» Васнецова получили художественное воплощение в набросках и эскизах ученического периода. Так в начале 1870-х годов под впечатлением былины «Три поездки Ильи Муромца» был создан первый графический эскиз с названием «Богатыри».
Первый живописный эскиз на этот сюжет был написан Васнецовым в парижской мастерской Василия Поленова в 1876 году.
Грандиозное живописное полотно «Богатыри» занимает особое место в творчестве Васнецова. Работа над ним продолжалась более 20 лет. Картина была приобретена Павлом Третьяковым. За всю историю это всего лишь второй раз, когда полотно покинуло Третьяковскую галерею (в 1899 году картина принимала участие в первой персональной выставке в Академии художеств).
«Богатыри» были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом» - Виктор Васнецов.
«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из самых первейших мест» - Владимир Васильевич Стасов.
Сюжет для картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» навеян великим памятником Древней Руси «Слово о полку Игореве». Это политический рассказ о героическом, но неудачном походе князя Игоря против кочевников, разоряющих Русь. Напряженное эмоциональное звучание холста определяет пейзаж.
По своему настрою он созвучен поэтическим образам литературного произведения: «Никнет трава от жалости и древо с тоской к земле приклонилось. Разлилась тоска по русской земле».
Когда Васнецов показал картину на VII Передвижной выставке, художника стали упрекать в идеализации и недостаточной исторической достоверности изображения битвы. Но мастер и не стремился к этому.
Своего бывшего ученика поддержал Павел Чистяков, он писал: «Таким далеким, таким грандиозным, по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что я … позавидовал Вам».
Но Васнецов сделал свой выбор. Сказочные и былинные сюжеты помогли ему по-своему осмыслить и воплотить философию, мировоззрение и историю русского народа.
Тема выбора получила яркое воплощение в картине «Витязь на распутье», он решил отказаться от успешной карьеры жанриста, чтобы посвятить себя новому фольклорному направлению в русской живописи.
На камне надпись:
«Как прямо ехати -
Живу не бывати
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному…»
В былинах полагается продолжение: направу ехати - женату быти, налеву- богату быти». Но эти последние строки не читаются на камне, они заросли мхом и травой. У витязя на картине Васнецова нет выбора легкого пути, только один, трудный и опасный. Но именно такую дорогу всегда и выбирали русские богатыри.
«Хотя я только художник, но народ свой люблю не на картинах только и жанрах - люблю его всего, его богатырскую, подчас размашистую натуру, его песню, сказку, его художество, его всю, наконец, многострадальную историю» - В.М. Васнецов.
В 1882 году Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления меценат решил украсить картинами, Васнецов по его заказу создал три произведения: «Бой скифов со славянами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства», но правление решило отказаться от использования полотен. Две картины Савва Мамонтов повесил в своем доме.
В «Абрамцево» Васнецов начал заниматься архитектурой и выиграл конкурс на лучший проект местной церкви. Позднее он с успехом выполнил целый ряд архитектурных работ, среди которых - фасад Третьяковской галереи, павильон Всемирной выставки в Париже. По словам Игоря Грабаря, Васнецов стал «истинным отцом» неорусского стиля в архитектуре.
К фольклорно-сказочной теме Виктор Васнецов обратился после переезда из Петербурга в Москву. Патриархальный дух первопрестольной, поддержка единомышленников Абрамцевского художественного кружка, выход в свет новых сборников русского фольклора (А.Н. Афанасьев, П.В. Киреевский, В.И. Даль) - всё это способствовало появлению в творчестве мастера замечательных произведений на сюжеты из русских сказок. Первым из них стала «любимая», по признанию Васнецова, картина «Алёнушка».
В ней художник хотел показать «как тянется к теплу человеческое сердце». Образ крестьянской девочки, сидящей на камнях у темного омута, трогательно задумчив. Вместе с ней будто «грустит» и сама природа.
Иные художественные приемы использовал Васнецов в картине «Иван-царевич на Сером Волке». Гиперболизация и контраст лежат в основе композиции, колористического решения и пластики. Сказочными и таинственными выглядят могучие стволы деревьев, фигура стремительно бегущего волка, цветущее яблоневое дерево на фоне дремучего леса.
Несмотря на подмеченную современниками как бы «ненастоящность», в картине был создан убедительный художественной образ, соответствующий фольклорному сюжету.
Уникальные черты изобразительного языка Васнецова присущи картине «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Райские птицы с женскими лицами запечатлены на фоне листвы. Орнаментальный характер изображения и многозначный мистический смысл соответствуют стилистике модерна.
В основе сюжета лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. Сирин и Алконост — мифические девы-птицы, которые символизируют вечное противостояние и неразрывную связь между радостью и печалью, надеждой и отчаянием, светом и тьмой.
- Сирин — чёрная вестница печали, тоски по утерянному раю. У неё чёрное оперение, измождённое бледное лицо, полные слёз глаза в чёрных глазницах, закрывающиеся крылья.
- Алконост — светлый вестник радости и наслаждений. У него светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья.
Последние 25 лет жизни Васнецов работал над циклом живописных полотен «Поэма семи сказок» (1901-1926): «Спящая царевна», «Сивка-бурка», «Царевна-Несмеяна», «Баба-Яга», «Ковер-самолет», «Кащей Бессмертный», «Царевна-лягушка». Каждый из сюжетов имеет сложный религиозный и философский подтекст, художник размышляет о жизни и смерти, о добре и зле. На выставке представлены произведения «Царевна-Несмеяна» и «Царевна- лягушка» и некоторые этюды и эскизы к другим «сказочным» полотнам.
«В сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний» - В.М. Васнецов.
Премьера «Снегурочки» Александра Островского в декорациях Виктора Васнецова состоялась 6 января 1882 года на домашней сцене Саввы Мамонтова. Это была любительская постановка, в которой художник сыграл роль Деда Мороза.
Васнецов вспоминал: «Мы знали ее так полно и глубоко, точно она стала нашей родной Снегурочкой!».
К своему актерству он отнесся критически, решил, что на сцену «больше ни ногой», а вот театральным декоратором ему быть понравилось. Когда в 1885 году в организованном Мамонтовым Частном театре ставилась опера «Снегурочка» Римского-Корсакова, художник полностью ее оформил, дополнив свои эскизы, которые он готовил к домашней постановке.
Снегурочка в интерпретации художника прозрачно-призрачна. Костюм лишь слегка расцвечен узором, написанным легкими касаниями акварели, и вся фигурка кажется почти бесплотной, как мечта. Под стать Снегурочке светлым силуэтом смотрелся на сцене и «гораздый на песни» Лель. Он - музыкант, поэт, природа поет его голосом.
«Нет другого художника для Снегурочки, кроме Васнецова, и иначе нельзя» - А.Д. Арцыбушев.
Через 14 лет после оперы Владимир Михайлович вернется к этой теме и напишет картину «Снегурочка».
Васнецов не исполнял заказные портреты, но оставил после себя большое количество замечательных изображений родственников и знакомых. Таких, например, как портрет внука Вити.
Особое место в творчестве Васнецова занимали женские образы. Лучший из них - «Портрет Е.А. Праховой».
Убедительно воссоздан характер и антураж в картине «Царь Иван Васильевич Грозный». Это произведение можно назвать самым ёмким «историческим портретом» в творчестве художника.
Одним из важнейших мероприятий, происходивших накануне 300-летия царствования Дома Романовых стало возведение Федоровского собора в Царском Селе. Эскизы одежды служителей, которыми являлись чины Собственных Его Императорского Величества Конвоя и Сводного пехотного полка создавал Виктор Васнецов. За основу художник взял стрелецкий кафтан XVII века, включая цветовые сочетания и элементы отделки. Окончательным результатом дизайна одежды остались довольны все - и заказчик в лице императора, и сам художник.
Наибольшую известность при жизни Виктору Васнецову принесла монументальная религиозная живопись. Современники видели в нем гениального мастера, возродившего на новом историческом этапе древнее искусство церковной стенописи, находившееся, как тогда считалось, в глубоком упадке.
«Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела - как украшение храма» - В.М. Васнецов.
Владимир Михайлович выполнил большую декоративную роспись «Каменный век», огромный фриз Исторического музея в Москве. Работа произвела огромное впечатление на современников (можно сравнить только с впечатлением от «Помпеи» Карла Брюллова. После этого Адриан Прахов, возглавлявший художественный совет по оформлению Владимирского собора в Киеве, пригласил для оформления собора Васнецова. Предварительно мастер посетил Италию.
Главным произведением Васнецова-монументалиста стали росписи Владимирского собора в Киеве, над которыми художник работал в 1885 - 1896 годах, больше десяти лет.
Росписи Владимирского собора принесли художнику не только всероссийскую, но и поистине мировую известность. Эскизы к Владимирскому собору утверждал лично император Александр III. Еще задолго до окончания работ по росписи храма репродукции васнецовских икон и композиций, отпечатанные огромными тиражами, стали использоваться в качестве образцов для художников-монументалистов по всей России.
Еще во время работы над росписями Владимирского собора к Васнецову стали поступать многочисленные просьбы об участии в новых подобных проектах. Художник принимал эти заказы избирательно. Среди наиболее крупных - картоны для наружных и образов иконостаса храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Петербурге (1895-1901), мозаики и живописные композиции Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном (1896-1906), картоны для мозаик церкви Равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901) и собора во имя Благоверного князя Александра Невского в Варшаве (1906-1911).
Произведения Васнецова для Церкви, показанные в конце 1890-х - начале 1910-х годов на шести персональных выставках мастера, неизменно вызывали не только зрительский интерес, но и оживленную полемику в печати.
Остается только добавить некоторые факты про личную жизнь великого художника, которая была неразрывно связана с Александрой Владимировной Рязанцевой. Они познакомились в библиотеке в Петербурге (будущая невеста училась там на медицинских курсах), перед отъездом в Париж Виктор Васнецов сделал ей предложение, на которое она, конечно, ответила согласием. После возвращения в Россию они поженились в 1878 году, и их семейный союз продлился почти пятьдесят лет, прожили они в любви и согласии.
Александра Рязанцева происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. У четы Васнецовых родились пятеро детей — дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.
Умер Виктор Васнецов внезапно, от разрыва сердца 23 июля 1926 года в возрасте 78 лет.
Все искусство Васнецова пронизано светом огромной любви к русскому народу. Художник писал: «Счастлив всякий, кому удается посадить и вырастить хоть маленькое семечко добра и красоты в родной земле - свое прекрасное, родное, выросшее и расцветшее полным цветом даст плоды и для всего человечества».
Спасибо, что дочитали! Буду рада, если поделитесь Вашими впечатлениями от творчества Виктора Михайловича Васнецова. Всегда благодарна разным дополнениям.