«Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза;
Не меньше пользы в нем, не меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь,
И ныне от нея на верх не возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но Стеклу.»
М.В.Ломоносов пропел в своем «Письме о пользе стекла Ивану Ивановичу Шувалову.
Добрый день! В новогодние каникулы сложная ситуация на трассах заставила сильно разбить наш маршрут Казань-Санкт-Петербург, так что мы оказывались в самых неожиданных для нас местах (я, конечно, планировала их посещение, просто совсем не думала, что оно случится сейчас).
Одно из них нас приятно удивило - Музей хрусталя имени Мальцовых в городе Гусь-Хрустальный.
Там поражает всё: и невероятное здание, где сейчас расположен музей, и, конечно, погружение в историю стекла и изучение самой коллекции.
Но начнем немного издалека..
Человек сотворил стекло прямо из того, что оказалось под рукой: песка, золы, соды. Сначала просто для забавы. И только на пороге новой эры решил воспользоваться «бесполезной» красотой и попробовать выдуть из стекла сосуд для воды или вина. Опыт завершился успехом и человеку открылась бесценность стекла, ведь не случайно в течение нескольких веков стекло и золото стоили одинаково.
Современные исследования свидетельствуют о широком распространении стекольного ремесла на Руси. Например, во время раскопок в Костроме в археологических слоях XI-XIII веков была обнаружена большая стекольная мастерская, во Владимире найдены осколки окон Дмитриевского собора XII века.
Но расцвет стеклоделия оборвало монголо-татарское нашествие.
Только в 1639 году в России появился стекольный завод. Его построил в селе Духанино Московского уезда швед Юлий Койет - пушечных дел мастер. Вскоре заработали и другие заводы, самым крупным из которых был Покровский завод в Можайском уезде. Здесь-то и началась блистательная история «стекольной империи» династии Мальцовых, признанных лидеров русской стекольной промышленности на протяжении трех последних столетий.
В середине XVIII века из-за сильного развития промышленности в стране, стали варварски уничтожаться леса, особенно в центральной части. Правительство принимает указ:
«Снести винокуренные, медные, железные и стекольные заводы в пределах Москвы и от Москвы в двух верстах»
Для братьев Мальцовых это означало поиск нового места для предпринимательства.
Старший брат Аким Мальцов отправился в богатые Мещерские земли искать подходящее место для завода.
Мещёра — обширная лесистая низменность, которая занимает северную часть Рязанской области, южную — Владимирской и восточную — Московской области. Названа по финно-угорскому племени мещёра, жившему здесь до XVI века.
Приглянулось Акиму Мальцову место на реке Гусь, где он и велел ставить завод в 1756 году. В бумагах же решено было написать - Гусь-Хрустальный (название включало в себя место нахождения и сферу деятельности). Завод дал потом жизнь целому городу - Гусь-Хрустальному.
Уже через полстолетия Гусевской хрустальный завод сделался первым в России по количеству выпускаемой посуды.
Сегодня Гусь-Хрустальный - символ русского художественного стекла, как Мурано в Италии и Баккара во Франции.
Сам город хотя и достаточно чистый и опрятный, но все же сугубо промышленный. Но! Мы обратили внимание на однообразные каменные дома, раскиданные по всей центральной части. Оказывается, что у них есть называние - «мальцовские», это памятники гражданской архитектуры XIX века. Таких домов сейчас в городе 247. Очень любопытна история их создания.
Основы архитектуры города были заложены внуком основателя Гусевского Хрустального завода Акима Мальцова - Иваном Сергеевичем Мальцовым – дипломатом, государственным деятелем, выдающимся русским промышленником. Будучи с дипломатической миссией во Франции, Иван Сергеевич был впечатлен организацией жизни рабочих французских фабрик. По возвращению в Россию он начал строительство добротных кирпичных домов для рабочих Хрустального завода.
Его преемник Ю.С. Нечаев-Мальцов, выдающийся русский меценат, продолжил начатое строительство.
По проекту дом делился на две части, в каждой из которых проживала одна семья, поэтому в народе эти домики до сих пор называют «мальцовскими половинками».
Домики для мастеров строили по образцу манчестерских, правда, селили в них стекловаров временно, пока интерес к ним был у хозяев. А стал не нужен – выгоняли из дома. Даже улица специальная была – Вышвырка.
Редко где сейчас можно воочию увидеть жилища пролетариата XIX в. — в Гусе-Хрустальном они сохранились. Все дома сейчас частные.
Здание городской администрации Гусь-Хрустального — памятник архитектуры, построено по проекту Л. Н. Бенуа в 1897 году. Изначально здание строилось как богадельня, здесь ухаживали за одинокими пожилыми мастеровыми местного стекольного завода. Первоначально здание было каменным с одним этажом.
В 1930-е годы богадельню перестроили в советское учреждение, был добавлен второй, деревянный этаж из брёвен. Центральная часть второго этажа выполнена из кирпича.
После Октябрьской революции здесь располагался Дом инвалидов, затем больница и госпиталь.
Одной из главных достопримечательностей Гусь-Хрустального бесспорно считается Георгиевский собор, построенный в начале XX века по заказу и на средства владельца Гусевской хрустальной фабрики Юрия Степановича Нечаева-Мальцова.
Георгиевский собор, построенный в 1892—1903 годах — одно из лучших творений известного русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
Сам Бенуа признавался: «В этот храм я вложил всё, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих произведений.»
Собор представляет собой яркий образец архитектуры XIX—ХХ веков, сочетающий элементы различных архитектурных стилей.
В наружном убранстве храма использованы традиции русского узорочья XVII века: нарядные наличники окон, богатые карнизы из белого камня, украшения из изразца.
Основной объем собора выполнен в форме базилики.
Его пространство разделено на 3 продольные галереи (нефы). Центральный неф, достигающий в высоту 16 метров, отделен от боковых колоннами из редкого камня - лабрадорита.
В отделке храма принимал участие выдающийся русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
По его эскизам известным петербургским мастером Владимиром Александровичем Фроловым была выполнена мозаика "О тебе радуется, Благодатная", размещенная в алтарной части собора.
Грандиозное по своим размерам полотно «Страшный суд» Васнецова (размер 7*7 м) считается лучшим из церковных произведений художника.
В следующей статье я расскажу о коллекции музея.
Спасибо, что дочитали!