Рассказ основан на реальных событиях.
Начало января 2009 года вошло в историю как время суровых, космических морозов. Сибирский холод сковал землю ледяными объятиями, превратив привычный мир в застывшую картину. Поздним воскресным вечером, возвращаясь домой после расслабляющей бани, я рухнул на диван перед телевизором, надеясь на мгновение забыться сном. Уютный полумрак, монотонный гул телевизора – идеальные условия для погружения в мир грез. Но идиллия длилась недолго. Резкий, пронзительный звонок мобильного телефона вырвал меня из объятий Морфея. Дежурный голос в трубке сообщил о внезапном отключении линии электропередач.
"Иду! Сейчас буду!" – буркнул я, сонливо глядя на часы. Часы показывали без пяти минут одиннадцать вечера. Взгляд, скользящий по мерцающему циферблату настенных часов, невольно зацепился за термометр за окном. -48 градусов… Цифра, похожая на ледяной удар, пронзила меня до костей. Это было серьезно. Это было… опасно.
Вот тут-то и проявилась моя первая, роковая ошибка. Вместо того, чтобы надеть теплую одежду, рассчитанную на экстремальные морозы – пуховик, шерстяные носки, валенки, – я, движимый лихорадочной спешкой, набросал на себя несколько слоев обычной одежды: свитер, куртку, брюки. Не подумайте, оделся тепло, просто не достаточно...
Прибыв на работу, я обнаружил, что дежурный уже обзвонил всех монтеров – бригаду ремонтников, которая занималась устранением неполадок на линиях электропередач. Мы договорились забрать их по пути. Старый, видавший виды "шишарик" (66), заведенный прямо в гараже, пыхтел, источая густой запах выхлопных газов и нагретого металла.
Внутри же кабины водитель, борясь с пронизывающим холодом, отчаянно грел печку, надеясь хоть немного согреть салон, руки и ноги. После того, как мы подобрали оперативника, ответственного за включение линии, мы отправились к распределительному пункту. Он должен был включить линию, как только монтеры укажут на устранение повреждений. Забрав ещё двоих монтеров, мы наконец-то выехали в ночь, навстречу ледяному ветру и неизвестности.
Небольшое отступление
Позвольте мне сделать небольшое отступление и объяснить, как мы, "электрики", ищем повреждения на воздушных линиях электропередач (ВЛ). Каждая линия оборудована сложной системой релейной защиты от различных видов повреждений. Одни реле реагируют на определенные сигналы, другие – на полное или частичное отключение линии. Большинство линий оснащены также устройствами автоматического повторного включения (АПВ).
Они пытаются автоматически восстановить подачу электроэнергии, если повреждение устранилось само собой – например, белка, перепутавшая провода с уютным дуплом, убралась восвояси или "к праотцам". Если АПВ срабатывает неуспешно, линию все равно необходимо полностью осмотреть. Но это можно сделать и утром. Сейчас же нужно было как можно быстрее вернуть свет в дома людей.
Для быстрого поиска неисправностей используется метод деления сети на участки. На линиях электропередач установлены разъединители (называемые нами РЛ – "рубильники"), позволяющие отключать отдельные секции линии. Линия отключается на подстанции, затем последовательно отключаются РЛ. После пробного включения, если линия не отключается защитами, значит, повреждение находится за последним отключенным РЛ. Таким образом, сектор поиска значительно сужается.
Вернемся к нашей ситуации…
Отключившаяся линия была длинной и ветвистой – около 43 километров – обслуживая три небольшие деревни с общим населением около тысячи человек и четыре котельных. После целого часа напряженной работы с РЛ мы, наконец, сузили участок повреждения. Нам "повезло": восемь километров линии проходили преимущественно через труднопроходимый лес, вдали от дорог.
Снег, наметавшийся за последние дни, был настолько глубоким, что наш "Шишарик" даже не рискнул бы туда заехать. Я отправил двух монтеров идти вдоль линии пешком, а сам решил добраться до конца линии и идти им навстречу. Водителя я отправил ждать посередине участка. "Встретимся посередине!" – крикнул я. Но вспомнил, что отдал монтерам единственные имеющиеся лыжи (вторая ошибка). Две пары. Придётся идти так...
Первый километр я бежал легко и непринужденно. Снег был неглубоким, и я мог практически бежать трусцой. (Ошибка номер три). Я вспотел так, что промок насквозь, и, по иронии судьбы, перестал чувствовать мороз. Но это было обманчивое чувство. Войдя в лес, я понял, что ошибся. Снег здесь был гораздо глубже, скорость резко упала, и ледяной холод начал пробираться до самых костей. Кругом царила звенящая тишина, нарушаемая лишь скрипом снега под ногами, и над головой сияло высокое, бездонное звездное небо. Я чувствовал себя совершенно одиноким под этим ледяным, немилосердным небом…
Ледяной ветер хлестал меня в лицо, заставляя глаза слезиться. С каждым шагом проваливался в снег по пояс, чувствуя, как ледяная вода пробирается под одежду. Бессилие накатывало волнами, смешиваясь с нарастающей злостью на самого себя. Мысль о костре, о хотя бы мимолетном тепле, стала почти невыносимой. Но котельные, три деревни, тысяча человек… Замерзающие люди – перед этим я не мог остановиться.
Сделав глубокий вдох, я упал животом в снег – так площадь опоры была больше, и пополз вперед, как раненый зверь. Снег повсюду – он забивался под одежду, холодя и без того мокрое тело. Чувство было странным, парадоксальным: с одной стороны, я весь мокрый и горел изнутри, как после бани, а с другой – покрыт тонким слоем льда. Я жестоко просчитался, оценивая свои силы и возможности.
К счастью, или к несчастью, повреждение оказалось почти посередине участка. Провода, натянутые от ледяного напряжения, просто лопнули. Все три провода у изоляторов одной опоры. Это означало долгую и изнурительную работу по наращиванию шести концов проводов практически голыми руками в тонких хлопчатобумажных перчатках. В варежках работать было невозможно. А провод был толстым, с дополнительным стальным сердечником.
Ночь превратилась в череду изнурительных действий, пронизанных холодом и короткими моментами оттепели. Провода были покрыты толстым слоем снега и льда, которые таяли в наших руках, оставляя мокрые, обмороженные участки кожи. Мы постоянно прыгали в кабину машины, в буквальном смысле слова суя замерзшие руки в пламя печки. Сначала не чувствовали тепла, а потом… тысячи иголок впивались в кисти рук, вызывая нестерпимую боль.
Успех
Но мы справились. Уставшие, изможденные, но довольные, мы сообщили в РЭС о завершении работ. С распределительного пункта включили линию. Всё заработало.
"Михалыч, поехали, бутылку возьмем!" – протянул я водителю, почти беззвучно, от усталости.
"Да без проблем!" – ответил он, заводя двигатель.
Мы подъехали к хибаре какого-то местного "само гонщика". Вызвали хозяина и купили бутылку. Он ругался, возмущаясь ночным отключением электричества.
"Сколько можно без света держать? Вот за каким тебе свет ночью? Спи себе!" – ворчал он, потирая заиндевевшие руки.
Я спросил: "Сколько градусов-то на улице?"
Он крикнул со двора: "Пятьдесят два!"
"Ужас… Поехали домой…"
Мы выпили немного, разговаривая о прошедшей ночи, и вернулись домой к шестому часу утра. А завтра… понедельник. В семь утра – снова на работу.
Вот такая душевная история получилась. Пишите в комментариях, как вам история? Делитесь своим опытом! И не забывайте подписываться на канал "Советы Дмитрия"! И ставьте лайки, это очень помогает развитию канала! Узнавайте что-то новое: истории, новости из сферы электрики, советы и лайфхаки с моим каналом.
У меня появилась группа в ВК и Телеграмме. Там будут такие же посты, но сокращённые, а иногда там будет публиковаться эксклюзивный контент, который нет смысла писать на Дзене.
С уважением, Дмитрий!
Всех Вам Благ!