В семнадцатом столетии здесь, на склоне Ивановской горки, откуда в хорошую погоду можно было разглядеть даже Воробьевы горы, располагались белокаменные палаты митрополичьего подворья. Их сохранившиеся до наших дней сводчатые подвалы можно увидеть в усадебном доме, что стоит на этом месте сегодня.
Вниз по склону спускался роскошный фруктовый сад, а украшением усадьбы служил регулярный парк.
Напротив усадьбы стояла построенная в 1547 году Петроверигская церковь, по имени которой был назван и переулок. Если верить преданию, ее, пока еще деревянную, возвели в честь вступления на царский престол Ивана Грозного. А перестроил в камне боярин Илья Данилович Милославский, ознаменовав этим венчание своей дочери Марии Ильиничны с государем Алексеем Михайловичем.
В пожаре 1812 года храм сильно пострадал, а в 1844-м и вовсе был упразднен и разобран, так как приход был очень мал, и расходовать средства на его содержание и ремонт было нецелесообразно.
Сегодня место той церкви можно представить, взглянув на полукруглую часть здания общежития Московского Государственного Лингвистического университета, о котором я писал в предыдущей заметке.
К постройке усадьбы, которая станет сегодняшним моим архитектурным героем, приступили в конце семнадцатого – начале восемнадцатого веков. Владельцы имения менялись, росла и сама усадьба. К началу девятнадцатого века это были двухэтажный господский дом, построенный на месте старинных палат, и отдельно стоящий флигель справа от него.
В 1803 (а по другим сведениям в 1801) году усадьбу приобрел директор Московского университета, масон…
…Действительный тайный советник Иван Петрович Тургенев
Он устроил в усадьбе литературный салон, постоянными гостями которого бывали Василий Львович Пушкин, Василий Андреевич Жуковский, Владимир Васильевич Измайлов, Николай Михайлович Карамзин, философ, мемуарист и издатель Иван Владимирович Лопухин, поэт, писатель и драматург Михаил Матвеевич Херасков.
Иван Петрович прожил в усадьбе до своей кончины в 1807 году, оставив ее в наследство сыновьям. Те, правда, уже через год после смерти родителя продали ее дерптскому купцу и фабриканту по фамилии Фе. Который, в свою очередь, владел усадьбой до 1812-го, пока не попал под суд за сотрудничество с французскими оккупантами.
Далее источники расходятся во мнениях. Одни предполагают, что после пожара 1812 года имение двадцать лет пребывало в запустении, другие считают, что за этот период в нем сменилось несколько владельцев. Но, так или иначе, доподлинно известно, что в 1832-м усадьбу купил на аукционе потомственный почетный гражданин…
…Купец, меценат и благотворитель Петр Кононович Боткин
Этого знаменитого чаеторговца, которого называют пионером чайного дела в России, я однажды упоминал, а про его еще более знаменитых потомков писал и того чаще.
Оборот его фирмы составлял несколько миллионов, и значительные суммы своей прибыли Петр Кононович тратил на благотворительность: поддерживал храмы и открывал сиротские приюты. Был даже награжден за свое милосердие орденом Святого Владимира.
Купив усадьбу в Петроверигском переулке, он затеял ее перестройку. Фасад главного дома оформили в позднем ампире, украсили ионическим портиком и лепниной – маскаронами, венками с лентами и античными панно между пилястрами.
(9 фото)
Еще ранее, восстанавливая усадьбу после Отечественной войны, дом соединили переходом с северным флигелем. Боткин добавил еще один флигель, выстроил каретный сарай, конюшню и оранжерею.
(4 фото)
В главном усадебном доме был устроен просторный бальный зал с прекрасной акустикой, но балов в нем не давали. Зато сын и наследник Петра Кононовича Дмитрий Петрович Боткин, совладелец семейного чайного бизнеса, председатель Московского общества любителей художеств, член Московского художественного общества и почетный член Петербургской Академии художеств, также как и Тургенев до него, устроил здесь литературный салон.
И уже среди его посетителей значились Александр Иванович Герцен, Николай Платонович Огарев, Александр Николаевич Островский, Афанасий Афанасьевич Фет (зять Петра Кононовича) и Иван Сергеевич Тургенев – кстати, лишь однофамилец Тургеневых, что владели усадьбой раньше.
Существует даже легенда, что предложение руки и сердца своей будущей жене Марии Петровне Боткиной Фет сделал на антресолях этого самого дома.
(7 фото)
А близкий друг Боткиных Виссарион Григорьевич Белинский так и вовсе жил в усадьбе в 1839 и 1842 годах. И именно здесь Николай Васильевич Гоголь, тоже частый гость салона, передал Белинскому рукопись «Мертвых душ» с просьбой похлопотать за нее перед Петербургским цензурным комитетом.
В 1907 году (правда, на информационной доске на фасаде дома указана другая дата) владельцем усадьбы сделался московский городской голова Николай Иванович Гучков, женатый на Вере Петровне Боткиной, и они с супругой владели усадьбой до 1918 года.
После революции здесь традиционно устроили коммунальные квартиры, а позднее курсы Коммунистического интернационализма (помним про Коммунистический институт по соседству) и курсы по подготовке состава Красной армии.
После Великой Отечественной войны – ясли и детский садик, склад издательства «Медицина» и другие конторы. В 2017-2019 годах здесь работал Музей военной формы Российского военно-исторического общества, позднее переехавший в усадьбу Васильчикова. А во дворе усадьбы была открыта Аллея правителей России.
(Эти фото были сделаны в снежный весенний день 2021 года)
А сегодня в усадьбе располагается Музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!