Спойлер: если в слове «кошмар» сделать 6 ошибок и начать его с «п» и закончить «ц», то полученное слово будет идеально отражать происходящее.
Я планировала рассказать об экзамене, когда у меня на руках будут его результаты, но держать в себе это три недели я не смогу, поэтому рассказываю здесь и сейчас из свеженьких эмоций. Коктейль этот неоднозначен, потому что хочется рвать и метать.
Если вы пропустили, то вот здесь я рассказывала, как полгода посещала курсы для подготовки к этому экзамену.
И сразу хочу оговориться: всё происходившее я оцениваю ещё и с позиции организатора пункта ЕГЭ и человека, что неоднократно находился в аудитории, где одиннадцатиклассники пишут эти экзамены, и знаю примерную процедуру, которая, как мне казалась, должна соблюдаться и здесь. Но, как обычно, показалось.
Экзамен состоит из 4 частей.
- Чтение
- Письмо
- Слушание
- Говорение
А в чём тогда разница между экзаменом В1?
В объёмах и сложности заданий. Так, самое непростое из модуля «Чтение» – это чтение протокола заседания рандомной фирмы. Все вот эти протоколизмы, канцеляризмы, бюрократирщина и юридические формулировки, которые и на родном то с трудом понимаются. Плюс если в прошлом экзамене можно было просто по ключевым словам из вопроса найти ответ, здесь это так не работает, почти всё состоит из синонимов. То есть понимание должно быть доскональным.
Письмо не одно, а три. Да, вот так вот. Одно - это ответ на жалобу клиента. Небольшая записка для коллеги из голосового сообщения и пост на рабочий форум по одной из тем, с приведением аргументов и контраргументов.
В слушании презентация или рабочее совещание, диалоги на работе, обсуждение одной из тем (работа из дома, сокращенный день, работа в выходные или по сменам) и сообщения из голосовых почт.
Вроде всё понятно, и сюрпризов было быть не должно. А они случились.
Всё началось с того, что я заболела накануне экзамена. Вот так бывает - держалась, держалась, а за два дня «до» получила полную картину ОРВИ. Потом в день экзамена наша подгруппа стартанула в заполнении бланков на 10 минут позже. Просто второй экзаменатор опоздал. Суббота, такая суббота. Тут где-то Оксана Сергеевна образца ЕГЭ смахивает скупую слезу, приезжая на пункт ЕГЭ в 7.30 утра. Ну, ладно, все мы люди, у кого не бывает? Простим. Основной экзаменатор, похожий на профессора из фильма моего детства «Назад в будущее» был дотошен при заполнении. Стоял у каждого над душой, контролируя и сравнивая наши данные из документов. Вот это его мельтешение над каждым очень нервировали. Все люди взрослые, мы на пробниках эти бланки 8 раз заполнили.
Дальше начинается часть «Чтение», и оказывается, что одному из наших ребят вместо комплекта заданий попалась инструкция для экзаменатора. В моём идеальном мире экзамен должен был быть остановлен, все откладывают комплекты и бланки ответов на край стола. Ошибку исправляют и потом отсчёт минут начинается заново. В альтернативной вселенной всё так и происходит, но у нас же просто все продолжили решать. Педагоги выглядывали в коридор, просили администратора здания принести распечатку, потом обсуждали как же это могло произойти. То есть минут 5 творилась неразбериха, которая жутко мешала сосредоточиться на задании. И если вам кажется, что 40 минут, это много. И подумаешь, какие-то 3000 секунд ничего не значат, на самом деле они могут стоить 6 правильных ответов и соответственно 18 баллов.
– А вам добавили это время потом?
Нет, конечно. Я скажу вам больше, пострадавшему их тоже не добавили. То есть вместо 40 минут у него было 35 из дикого стресса. Далее мы перешли к написанию ответа на жалобу.
На экзамене мне попалась тема, что мы установили посудомоечную машину, а через неделю она залила паркет. И пострадавшая сторона хочет не только устранить поломку, но и чтобы мы замену паркета оплатили. А наш непосредственный руководитель просит, чтобы мы извинения принесли, техника послали, выяснили, что случилось, и только потом будем решать вопрос о ремонтных работах. На русском-то вроде ничего сложного, но на это письмо у вас есть 15 минут. Поскольку я зазубрила примерные клишированные фразы, то я знала, что успею. Но вот уж чего и предположить нельзя будет, что экзаменаторы решат поговорить друг с другом и с нами на предмет отопления. Серьёзно? Самое время. Перед моими глазами стоял текст, и я просто умоляла себя собраться и проверить все слова и окончания.
Дальше самый сложный модуль «Слушание». В нём я не сильна изначально, поэтому уровень концентрации на максимум. Абстрагируемся, что параллельно я слышу звуки из соседнего кабинета, где пишет наша вторая половина группы. Представляю, что есть только здесь и сейчас. Включайте свою шарманку.
– Я окошечко открою, – бесцеремонно профессор лезет сквозь меня и распахивает окно прямо во время звучивания одного из диалогов.
Затем он открывает двери, другие окна, начинает листать и читать наши письма (их сдают сразу после написания). Шуршит этими бланками, делает у себя какие-то пометки. И как бы нарушает одно из основных правил экзаменатора – беспристрастность на устной части. Ведь впечатление о нашей подготовке он должен составить только в тот момент, когда мы начнём отвечать. Именно по этой причине наши преподаватели с курсов не могут принимать зачёт у группы, где они вели занятия.
Всё проходит и это тоже. Дальше мы за 35 минут пишем ещё одно письмо на полтора листа А4. Я выбрала тему, почему дополнительное образование, пусть и за свой счёт это неплохо. Опять написала с помощью вызубренных клишированных фраз, привела аргументы и контраргументы и успела сдать ровно за минуту до окончания экзамена, даже почти не отвлекаясь на то, что в середине вторая подгруппа закончила свою часть и шумною толпой, разве что без цыган с медведями покидала аудиторию.
Дальше у нас должен был быть 30 минутный перерыв перед устной частью, но его не случилось. Минут через 12-15 нас с моим партнёром пригласили на следующий этап.
– А как же перекур после трехчасового сидения в аудитории?
– Минздрав предупреждает, курение вредит вашему здоровью!
Заходим в аудиторию, и вместо привычных вопросов, что мы готовили, мне в лоб задают:
– А зачем вам учить немецкий на уровень В2?
А действительно? Я же всегда мечтала поговорить об этом во время экзамена, а не со своим психологом или консультантом службы занятости. Но мы с репетитором, как то обсуждали этот вопрос, поэтому в целом я справилась.
Дальше мне в подарок достается ответ на вопрос о рабочей среде, что важно для меня. Эту тему я тоже очень хорошо подготовила, знала досконально, поэтому вторую даже не прочитала. Ответила на вопрос комиссии, а вот на вопрос по теме своего партнёра ответить я не смогла, потому что когда он начал отвечать, его почему то сразу завалили вопросами и он скакал из середины в конец, а потом опять к началу. И когда я сделала обобщение всего того, что он сказал, то этого было не достаточно:
– А что ещё нужно знать на собеседование с работодателем в Германии?
Честно я не знаю, потому что варианты - свою область, историю и цели фирмы, иметь портфолио, аккуратный внешний вид и доброжелательность тоже озвучила. Может нужна еще группа крови и резус-фактор руководителя, но я такими подробностями не владею, у меня ещё ни одного собеседования не было.
Диалоги нам построить тоже не дали, обрывали после первых же фраз. А решение проблемы на рабочем месте даже слушать не стали, экзаменатор и его напарница с сильным славянским акцентом что-то жарко обсуждали и ставили нам оценки.
Вот и всё. Спустя 15 минут мы уже ехали домой, жарко обсуждая, что это было. Поэтому у меня есть стойкое ощущение, что я пойду на повтор экзамена. А дома меня ждали муж и дети с букетом цветов, поздравлениями и словами, что я самая-самая. Они моя главная поддержка и сила. А результаты, это просто цифры.
Всё проходит, и это пройдёт.