Roman Moiseyev: «The key word is Conductor».
Опубликовано на ресурсе Muzkarta
АНАЛИТИКА
Следя за тенденциями развития общества отметим, что управлять другими в широком смысле слова сегодня становится популярным. Профессия дирижёра, как одна из форм невербальных коммуникаций, так же претерпевает некую деформацию.
- Как и раньше, появляются перспективные дирижёры, но почему-то чаще - «дирижирующие музыканты», отложившие в сторону свой инструмент и взявшие (иногда на время) в руки дирижёрскую палочку.
Мы встречаем музыкантов, создающих ансамбли и оркестры, «шоуменов» за дирижёрским пультом, умеющих будоражить какое-то время средства массовой информации…
Крупные симфонические полотна иногда в угоду восприятия перекраиваются в литературно-музыкальные композиции, звучат кем-то наспех сделанные шумные аранжировки «классики рока», а классические оперные спектакли ставятся «по чьим-то мотивам», где Онегин и Ленский могут приревновать друг друга в измене с Ольгой, а Татьяна пишет письмо Онегину, набирая текст на ноутбуке…
Однако отметим, что в повышении своей самооценки в современном мире каждый «сам себе хозяин-барин». И коли подобный «продукт» воспринимается определенной частью слушателей, привыкающей все чаще аплодировать между частями симфоний и лицезреть афиши, где на фоне красочно изображённых исполнителей мелким шрифтом указывается композитор, - не будем углубляться...
Есть более важные аспекты.
Наблюдая, например, как одному и тому же человеку приходится руководить несколькими коллективами одновременно, попросту диву даёшься. В результате бесконечной гонки и желания «объять необъятное» для такого дирижёра практически исчезает само понятие — ТВОРЧЕСТВО. Становится невозможным уделять должное внимание репетиционному и другим процессам в музыкальных театрах, оркестрах и хорах, многое перекладывая на плечи самих музыкантов, всевозможных ассистентов и работников концертных организаций.
Мы исходим из того, что художественный руководитель и главный дирижёр в одном лице — не случайное, сложившееся исторически понятие. Именно в этом единении и в повседневной кропотливой работе заложен огромный смысл успешного существования большого творческого коллектива.
В тоже время, на основании своих представлений некоторые руководители региональных филармоний и министерств культуры стали разделять функции главных дирижёров и художественных руководителей профессиональных оркестров, хоров, оперных театров или просто упразднять одну из должностей за ненадобностью.
- Возникает опасение в постепенной утере самобытности звучания музыкальных коллективов.
Действительно, подчас приходится слышать неплохо звучащий хор или оркестр и не более того...
Ранее мы были счастливы слушать яркие, отличающиеся друг от друга трактовки Мравинского и Темирканова, Светланова и Кондрашина, Китаенко и Симонова, Караяна и Бернстайна, хоры под управлением Свешникова, Юрлова, Минина, Чернушенко, посещать спектакли Большого или Мариинского театров, узнавать коллективы по их первым звукам и индивидуальному исполнительскому почерку.
Любое тиражирование «стирает первозданность и чистоту поэтической истории», - Юрий Григорович о спектаклях балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в Большом театре. (17 декабря 2024. ТАСС)
Насколько контрпродуктивной для российской культуры может стать потеря эстетических основ музыкального творчества!
Помимо специализированных факультетов консерваторий, «оркестровое дирижирование» как и «общее фортепиано» на уровне предмета проходят в учебных заведениях культуры и народники, и духовики. Некоторые играющие в оркестрах музыканты, наблюдая многие годы за человеком, стоящим за дирижёрским пультом, также подумывают заняться дирижированием.
Взяв несколько уроков у известных маэстро и ограничившись копированием внешне узнаваемой, выработанной годами индивидуальной манеры мастера, такие музыканты ошибочно считают, что этого достаточно и они уже могут называться дирижёрами.
Уместно привести несколько высказываний Г. Н. Рождественского о дирижёрах:
«Быть дирижёром – это не про жестикулирование, это про влияние»...
«Я никогда не занимаюсь «хореографией». Вопросы стиля, проблемы взаимоотношения с оркестром для меня является основой профессии...
Код движений дирижёра должен быть понятен оркестру. Если он непонятен, то зачем выходить на эстраду? Этим как раз и занимаются инструменталисты, которые выходят дирижировать: у них нет кода, поэтому они стоят перед оркестром и машут руками в пространстве», - Г. Н. Рождественский.
Сегодня по объективным причинам мы являемся свидетелями смены поколений лидеров отечественной дирижёрской школы. В связи с этим приведём мнения выдающихся дирижёров уходящей эпохи, предупреждающих нас о тревожном положении в «дирижёрском деле».
«Мы не бережем нашу профессию. Любой пианист, скрипач, духовик или ударник может стать дирижёром, словно для этого не требуется никакого профессионального многолетнего обучения... - говорит Дмитрий Китаенко и продолжает:
- Сегодня оркестры звучат приблизительно одинаково, все на уровне «приятного меццо-форте». Это не критика, таково наше время».
«Методика Елизаветы Петровны отличалась кардинально от других, потому что была связана с конкретной практикой и действительно работала…
Она учила, как заниматься самому дома. Ведь это сегодня легко — поставил диск, встал перед зеркалом и поехал, и через несколько месяцев ты считаешь себя дирижёром или получаешь лицензии, или тебе говорят, что ты гениальный, замечательный, выдающийся…
Ну что греха таить, даже в той же Ленинградской, да и в Московской консерватории, это сплошь и рядом - выходили из классов других профессоров дирижёры, которые все были похожи друг на друга, они копировали своих профессоров, их приёмы, отрабатывали эти квазиприемы-трюки…
В классе Елизаветы Петровны… был постоянный поиск своего индивидуального жеста, именно твоего жеста…».
Д. Г. Китаенко — выдающийся дирижёр, н.а. СССР о своем учителе Елизавете Петровне Кудрявцевой-Муриной. 26 февраля 2007 года. Швейцария.
«Наше поколение дирижёров ещё застало пик интереса публики к дирижёрскому искусству», - Юрий Симонов. «Жизнь в искусстве». М.О. 2020.
«Думаю, профессия дирижёра сегодня в кризисе», - Юрий Темирканов (RG.RU).
«Исчезает сама суть дирижёрского искусства — осмысление партитуры. Сыграли вместе и быстро — ну, хорошо.
И, несомненно, в образовании сейчас существует кризис. Исчезли все ведущие серьезные дирижёры русской школы.
Сейчас говорить о школе в нашем деле не приходится», - Владимир Федосеев.
«Генеральный директор Большого театра (ГАБТ) Валерий Гергиев не считает проблемой отсутствие в театре главного дирижёра» (Москва. 6 сентября 2024. INTERFAX.RU).
К тому же, наблюдается весьма странная на наш взгляд «оптимизация» дирижёрского образования — объединяются дирижёрские кафедры.
- В жизнь выходит усредненное понятие «специалист» с надписью: ОКОНЧИЛ ДИРИЖЁРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
Г. Н. Рождественский: 20 секунд о сути профессии дирижёра.
И вот перед вами уже «готовый дирижёр» хора или оркестра. Ему лишь остается предъявить в филармонии документ об образовании или полученный где-то сертификат о «повышении квалификации». В крайнем случае - найти спонсора и создать свой коллектив.
Дирижёрско-хоровое братство.
В советское время не разрешалось поступать в консерваторию на факультет оперно-симфонического дирижирования сразу после музыкального училища.
Было необходимо сначала получить высшее музыкальное образование, сформироваться как музыканту...
В Санкт-Петербурге изначально существовал факультет, а в Москве всего-лишь аспирантура.
Многие желающие стать дирижёрами оркестра поступали сначала на дирижёрско-хоровое отделение ВУЗа.
Отбор на «симфоническое дирижирование» (при наличии специальной кафедры) был всегда строг. Например, в Московскую консерваторию из многочисленных желающих принимали не более 2−3 человек.
Дирижёры-хоровики, как наиболее образованные музыканты достаточно широкого профиля и кругозора, работают не только хормейстерами, регентами, певцами в хорах, солистами-вокалистами в филармониях и оперных театрах, но и корреспондентами, ведущими концертов, музыкальными редакторами на радио и ТВ. Они трудятся в школах и детских садах, аккомпанируют на фортепиано, руководят детскими хорами и студиями, ведут сольфеджио, наконец - преподают в колледжах и ВУЗах...
Все вышеперечисленное позволяет наиболее доступное и распространенное в высших и средних учебных заведениях России дирижёрско-хоровое образование.
Хоровое дирижирование неразделимо связано с оркестром: Кантата и Оратория, Месса, Мюзикл и Оперетта, Симфонии с участием хора и наконец — «Её величество Опера».
В связи с этим, некоторые дирижёры пытаются совмещать руководство и хором, и оркестром. Однако, я не уверен в продуктивности подобного «универсализма».
Вспоминается байка о том, как представлялся один уважаемый всеми хоровой дирижёр, профессор, получивший и дирижёрско-хоровое, и симфоническое образование. Когда его спрашивали о профессии, он громко и гордо представлялся:
- «Я ДИРИЖЁР...», - и тихо добавлял... - «ХОРОВИК».
Известно, что Арам Хачатурян дирижировал свои сочинения. Однажды Дмитрий Шостакович спросил его: «Скажи, Арамчик, ты правда дирижируешь – или машешь?» – «Машу, Митя, машу», – ответил честно Арам Ильич.
Родион Щедрин о дирижёре К. П. Кондрашине:
Порой от дирижёра требуется исключительное мужество, твердость характера, честность и бескомпромиссность. Все это относится к Кириллу Кондрашину..
- А вот анекдот от профессора Ильи Мусина:
«Один молодой человек пришел к маститому маэстро и попросил его научить дирижировать. Тот показал ему несколько видов «рисунков» и говорит: вот так надо дирижировать, если музыка идет на «два», так «на три», на «четыре», а вот так - на «шесть».
Большим движением вы показываете «форте», а маленьким - «пиано». Вот и все!
Тот удивился: как, маэстро, - это все?
- Да, все! Только не говорите никому, что это так просто».
Возможно, в этих не грустных историях есть свои глубокие смыслы…
Роман Моисеев: «Дирижёр симфонического оркестра - уникальная, элитарная, штучная профессия, раскрывающаяся лишь с годами.
Истинный дирижёр - всегда индивидуальность и носитель информации. Он должен быть превосходным музыкантом, обладать большим жизненным багажом. Его дирижёрский жест, как результат внутреннего моделирования, всегда неповторим, точен, экономичен и убедителен».
Можно сказать, что настоящий дирижёр начинается после 40 лет.
Три правила от Дмитрия Китаенко.
«Во-первых, всегда открывайте партитуру так, как будто вы видите её впервые.
Во-вторых, сидите в тишине, наблюдайте за природой.
В-третьих, не пользуйтесь техническими ресурсами, которые нас окружают, такими как Интернет, телефон и так далее.
Дирижёр должен получать информацию самостоятельно, а не с помощью компьютера. Он должен стараться постоянно погружаться в музыку глубже, чем кто-либо до него. Только при такой подготовке вы сможете встать перед оркестром и сказать музыкантам, чего вы от них ожидаете».
Помимо серьезного многолетнего образования очень важно желание посвятить себя профессии симфонического дирижёра. В огромной степени необходим дар, возможность генерировать, излучать, передавать энергию одновременно в оркестр и в зал, умение воплощать имеющиеся художественные намерения, заручившись поддержкой музыкантов-единомышленников.
Поэтому иногда можно услышать, что: «дирижёром нужно родиться».
Участие в мастер-классах, возможность выйти к оркестру или успешная деятельность солиста, оркестрового музыканта, административный ресурс - сами по себе не являются определяющими в становлении профессионального дирижёра.
Понятно, что в угоду времени дирижирование, как форма управления исполнением, проходило свои этапы развития:
- от генерал-баса до разворота капельмейстера лицом к музыкантам и спиной к залу;
- от баттуты, смычка первого скрипача, тяжелой палочки П. И. Чайковского, золотой эпохи ИСКУССТВА ДИРИЖИРОВАНИЯ 50-80-х годов ХХ века до банальной зубочистки;
- от индивидуального исполнительского стиля и звука коллектива, воспитываемого годами, до обыденной усредненности звучания;
- от дирижирования при помощи ауфтактов до «руководительства», что называется, «под оркестр»;
- наконец, от концертных фраков до неформальных рубашек;
В современном мире нельзя недооценивать значительно выросший уровень исполнительского мастерства музыкантов и оркестров, что всегда может только приветствоваться...
Наблюдая за крупными филармоническими коллективами классической направленности, бесконечным разнообразием и различной скоростью современной концертной жизни в столицах и регионах, главными для дирижёра по-прежнему должны оставаться:
- лидерские качества музыканта, руководителя и организатора;
- безупречное владение нотным материалом и верность композитору;
- уважение к слушателю;
- воспитание коллектива, стиля звучания и его творческой индивидуальности;
- сохранение великих исполнительских традиций, доставшихся нам от наших учителей.
Об авторе.
Роман Юрьевич Моисеев - симфонический, оперный и хоровой дирижёр, педагог, общественный деятель. Яркий представитель отечественной дирижёрской школы.
Родился в 1960 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в классе оперно-симфонического дирижирования у выдающихся дирижёров, нар. арт. СССР Д. Г. Китаенко и нар. арт. СССР Г. Н. Рождественского.
Ранее окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных у В. О. Семенюка (в те годы дирижёр-хормейстер Московского камерного хора В. Н. Минина и руководитель хора РАМ), С. Д. Гусева (в 1970-1981 - хормейстер Большого театра, в 1981-2004 - худрук Хоровой капеллы имени А. Юрлова) и у О. М. Агаркова (основателя Камерного оркестра и Оперной студии РАМ).
Учился в знаменитом Академическом музыкальном училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского (АМУ).
Ведет концертно-педагогическую деятельность в России и за ее пределами. Является экспертом в области классической музыки. Участвует в работе жюри международных конкурсов. Автор музыкальных сборников, публикаций, рецензий.
Член Международного Союза музыкальных деятелей. Уделяет большое внимание вопросам развития академического музыкального искусства в регионах.
В репертуаре дирижёра симфонии Брукнера, Малера, Брамса, Бетховена, Шостаковича, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева..., мессы, кантаты и оратории Вивальди, Моцарта, Стравинского, Брамса, Свиридова... Более 20 оперных спектаклей. Среди театральных постановок оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Кармен», оперетта «Летучая мышь» и др.
© ClassicalMusicalArt