Найти в Дзене
Roman Moiseyev

Дмитрий Китаенко о дирижировании.

Дорогому учителю, выдающемуся дирижёру, Народному артисту СССР, профессору Д. Г. Китаенко с чувством огромной, искренней человеческой благодарности от его ученика.
Р. Моисеев.

Мысли. Фотографии. Биография.

Д. Г. Китаенко.
Д. Г. Китаенко.
«Главная проблема молодых дирижёров в том, что они не уделяют достаточно времени учебе».
Лоуренс Лейтон Смит и Дмитрий Китаенко в проекте «Московские сезоны». 1987. Из личного архива.
Лоуренс Лейтон Смит и Дмитрий Китаенко в проекте «Московские сезоны». 1987. Из личного архива.
«Когда я сижу дома за письменным столом с партитурой, я как будто медленно двигаюсь по воображаемому коридору и размышляю о том, как могла бы звучать эта музыка и какой способ выбрать для достижении этого эталона звука», - Д. Китаенко
Д. Г. Китаенко.
Д. Г. Китаенко.

«Ясно, что любой молодой дирижёр может провести Вторую симфонию Брамса с Берлинским филармоническим. Он может сделать это, даже если недостаточно глубоко знаком с этим сочинением...

  • Такой дирижёр очень мобилен, но у него пустота в голове и холод в сердце. Он только жалкая копия, этакая смесь Караяна и Фуртвенглера с Челибидаке и Светлановым».
Д. Г. Китаенко.
Д. Г. Китаенко.
«Мы не бережем нашу профессию. Любой пианист, скрипач, духовик или ударник может стать дирижёром, словно для этого не требуется никакого профессионального многолетнего обучения...».
Великий Герберт фон Караян и Дмитрий Китаенко. Семинар для дирижёров. Ленинград. 1969.
Великий Герберт фон Караян и Дмитрий Китаенко. Семинар для дирижёров. Ленинград. 1969.
«Караян никогда не пользовался партитурой, но он читал партитуру в своей голове.
  • Я тоже дирижировал концертами без партитуры, но думаю, что оркестру нравится, когда дирижёр держит перед собой партитуру. Это придаёт музыкантам уверенность».
Д. Китаенко. С партитурой симфонии Шостаковича. Личное фото
Д. Китаенко. С партитурой симфонии Шостаковича. Личное фото

«В дирижёре должна быть смесь строгости и доброты.

Ни один оркестр не хочет играть плохо. Цель - мотивировать силы, но не авторитарно, а психологически... ».

«Когда я стою перед оркестром, я смотрю не на инструменты, а на людей».

Д. Г. Китаенко в Ленинградской филармонии. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
Д. Г. Китаенко в Ленинградской филармонии. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
«Сегодня в оркестрах молодые люди сидят рядом со стариками. Один еще даже не играл произведение, другой играл его сотни раз. Их нужно сближать».
Симфонический оркестр Катара
Симфонический оркестр Катара
«В конце концов, борьба за выживание - неотъемлемая часть искусства...», - утверждает Китаенко и на некоторое время замолкает (фрагмент интервью).
Уроки  музыки. «Огонёк» 1989.
Уроки музыки. «Огонёк» 1989.

«Мы запутались в аббревиатурах: АСО, ГАСО, БСО, ГМСО... Оркестры становятся конторами, предприятиями!... Мы боимся оторваться от Министерства культуры, потому что у нас нет никаких средств.

В Америке существует система вложения спонсоров в развитие музыкальной культуры. Но там эти спонсоры следят за жизнью оркестра, принимают участие в составлении программ, оплачивают приглашенных артистов, приобретают инструменты для «своего» коллектива. Это - реальное меценатство, реальная благотворительность», -

Дмитрий Китаенко. Уроки музыки. «Огонёк» 1989.

Супруги Маргарита и Дмитрий Китаенко.
Супруги Маргарита и Дмитрий Китаенко.

«Я не знаю, правильно ли сегодня обучают дирижёров... Электронные пособия могут быть очень полезными, но могут и навредить.

  • В прошлом студенты играли все партитуры в четыре руки на фортепиано. Сегодня они покупают диск, занимаются перед зеркалом и считают, что через неделю они уже дирижёры...
Но хуже всего то, что они теряют свой талант исполнителя! Они следуют «консервированному звуку», а не своему внутреннему голосу».
Е. Кудрявцева, Д. Китаенко, Е. Мурина в Швейцарии. 1999. © Roman Moiseyev color.
Е. Кудрявцева, Д. Китаенко, Е. Мурина в Швейцарии. 1999. © Roman Moiseyev color.

«Методика Елизаветы Петровны Кудрявцевой отличалась кардинально от других, потому что была связана с конкретной практикой и действительно работала...

Она учила, как заниматься самому дома.

Ведь это сегодня легко - поставил диск, встал перед зеркалом, и через несколько месяцев ты считаешь себя дирижёром или получаешь лицензии, или тебе говорят, что ты гениальный, замечательный, выдающийся...
Е. П. Кудрявцева
Е. П. Кудрявцева
  • Ну что греха таить, даже в той же Ленинградской, да и в Московской консерватории, это сплошь и рядом - выходили из классов других профессоров дирижёры, которые все были похожи друг на друга, они копировали своих профессоров, их приёмы, отрабатывали эти квазиприемы-трюки...
В классе Елизаветы Петровны... был постоянный поиск своего индивидуального жеста, именно твоего жеста... ».

Д. Г. Китаенко о своем учителе Елизавете Петровне Кудоявцевой-Муриной. 26 февраля 2007 года.

Кёльн 2014 © Roman Moiseyev
Кёльн 2014 © Roman Moiseyev

«Между русскими и немецкими оркестрами большие различия.

В западных оркестрах люди приходили на первую репетицию хорошо подготовленными.
В России же гордились тем, что могут прочитать с листа все, что угодно.
  • Русские оркестры приходилось укрощать эмоционально и работать над деталями...
Д. Китаенко в Большом зале Московской консерватории.
Д. Китаенко в Большом зале Московской консерватории.
В Германии «ноты были уже на месте» после второй репетиции и интерпретация тогда могла быть направлена на эмоции, фразировку и мягкость».
Д. Г. Китаенко - главный дирижёр оркестра Московской филармонии.
Д. Г. Китаенко - главный дирижёр оркестра Московской филармонии.

«У каждого дирижёра есть свой секрет, когда речь идет о звуке. Он расчищает путь для музыкантов, которые могут играть гораздо свободнее, не напрягаясь....

Они играют не по дирижёрской палочке, а по моему импульсу».

Караян и Китаенко. 80-е годы.
Караян и Китаенко. 80-е годы.

«В бывшем Советском Союзе, если кто-то получал должность главного дирижёра, то это было на всю жизнь - до тех пор, пока человек был приемлем для режима...

-17
Через некоторое время музыканты оркестра принимали все, что им говорил главный дирижёр. Так было и на Западе.
Но сейчас контракты. И дирижёры меняются каждые три-пять лет. Поэтому оркестры звучат приблизительно одинаково, все на уровне «приятного меццо-форте».
Это не критика, таково наше время».
С музыкантами Загреба.
С музыкантами Загреба.
«Музыка Чайковского продолжает страдать от излишней сентиментальности, чрезмерных рубато и ритардандо, слишком громкого или «сочного» исполнения.
В сущности, дирижёр может сделать много ошибок и превратить Чайковского в нечто сладкое и плаксивое.
Мравинский преодолел эту традицию, придерживаясь очень строгих и единых темпов. В результате обнаружилась потрясающая ясность структуры и фразировки.
Мой собственный подход к музыке Чайковского такой же, как и к музыке венских классиков».
Д. Китаенко
Д. Китаенко
Когда я вижу молодых дирижёров, пытающихся демонстрировать свой собственный взгляд на Чайковского, мне так и хочется сказать им:
«вам еще слишком рано дирижировать эту музыку. Подождите несколько лет»!
П. И. Чайковский в Кёльне.
П. И. Чайковский в Кёльне.
  • В сущности, дирижировать Малера гораздо легче, чем Чайковского.
Д. Г. Китаенко в Свердловской филармонии.
Д. Г. Китаенко в Свердловской филармонии.

«Когда были живы титаны - Нейгауз, Шостакович, Ойстрах, Гилельс, Рихтер, Мравинский, - это были люди талантливые, знаковые фигуры. А сейчас читаешь - этот уже легендарный или гениальный, а тот - shooting star недели:

всё в звёздах, а играть некому, слушать некого.

Это действует на слабые души музыкантов - ДЕГРАДАЦИЯ НАЛИЦО. Хотя в мире это распространено в меньшей степени, нежели в России, где многие вещи вырастают до невероятно уродливых форм...».

Д. Г. Китаенко
Д. Г. Китаенко
Дмитрий Китаенко:
«Я стараюсь не попадать в оркестры, где мне неинтересно, потому что я могу уловить элемент цинизма и безразличия».
Dmitrij Kitajenko ist Ehrendirigent des Gürzenich-Orchesters. Кантаты «Колокола», «Иоанн Дамаскин» для хора и оркестра.
Dmitrij Kitajenko ist Ehrendirigent des Gürzenich-Orchesters. Кантаты «Колокола», «Иоанн Дамаскин» для хора и оркестра.

«С. Рахманинов не был достаточно уверенным в себе, - объясняет Дмитрий Китаенко. - В жизни композитора было много неудач, после которых он с трудом восстанавливался. Это также отражено в его произведениях...

Многие мои коллеги в музыке, наталкиваясь на масштабность, протяжённость, не принимают всерьёз идеи композитора. Но кто даёт нам право отрицать его величие и талант?...

Дмитрий Китаенко критикует не называя имён те интерпретации, где музыка Рахманинова «фрагментирована, разбита на отдельные части паузами и другими вмешательствами». Fono Forum.

Каденция. Д. Китаенко и В. Клиберн в Москве.
Каденция. Д. Китаенко и В. Клиберн в Москве.

«Почему такое количество разных соло в симфониях Шостаковича? И тромбон, и виолончель, и контрафагот, и пикколо, и флейта, и Es-кларнет, и контрабас… В стране, где не было открытого слова, где нельзя было говорить, он вложил в каждый инструмент чей-то голос — всё это люди».

 Dm. Kitajenko
Dm. Kitajenko
Д. Г. Китаенко:
«Самое важное для меня - исполнять произведения глубоко и основательно». 

БИОГРАФИЯ.

  • Дмитрий Георгиевич Китаенко - один из величайших дирижёров нашего времени. На протяжении десятилетий он регулярно дирижировал лучшими оркестрами Европы, Америки и Азии.

Родился в 1940 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Учился в знаменитом Хоровом училище имени М. И. Глинки и Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Д. Китаенко - капелланин. Хоровое училище имени М. И. Глинки.
Д. Китаенко - капелланин. Хоровое училище имени М. И. Глинки.

Позже у Александра Хазанова и Лео Гинзбурга в Московской консерватории, а также у Ханса Сваровски и Карла Эстеррайхера в Вене.

В 1969 году стал лауреатом Первого Международного конкурса дирижёров Герберта фон Караяна.

«Сегодня он, несомненно, может считаться одним из пяти-шести лучших дирижёров мира. Это явление из ряда вон выходящее…» — Герберт фон Караян о Дмитрии Китаенко. 

Герберт фон Караян, Герберт Алендорф, Дмитрий Китаенко - вторая премия, Окко Каму - первая премия. 1969. Западный Берлин
Герберт фон Караян, Герберт Алендорф, Дмитрий Китаенко - вторая премия, Окко Каму - первая премия. 1969. Западный Берлин
  • В 1969 году стал главным дирижёром в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
Станислав Иголинский (СССР) – лауреат II премии конкурса имени П.И.Чайковского на репетиции с дирижёром Дмитрием Китаенко. 1974 год.
Станислав Иголинский (СССР) – лауреат II премии конкурса имени П.И.Чайковского на репетиции с дирижёром Дмитрием Китаенко. 1974 год.
  • В 1976 году занял должность главного дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Народный артист СССР (1984).
15.02.1985. Вручение диплома о присвоении звания «Народный артист СССР». Вручает Первый заместитель Председателя Президиума ВС СССР В.В. Кузнецов. Секретарь Т.Н. Ментешешвили.
15.02.1985. Вручение диплома о присвоении звания «Народный артист СССР». Вручает Первый заместитель Председателя Президиума ВС СССР В.В. Кузнецов. Секретарь Т.Н. Ментешешвили.
  • Профессор Московской консерватории имени П. И. Чайковского (до 1996 года). С 1990 года работает на Западе.
Gurzenich-Orchester.
Gurzenich-Orchester.
Возглавлял симфонические оркестры Франкфурта, Берна, Бергена, Сеула.
Со скрипачем Сергеем Крыловым. Кёльн.
Со скрипачем Сергеем Крыловым. Кёльн.
Почетный дирижёр Катарского филармонического оркестра и Кёльнского Gurzenich-Orchester. Художественный консультант Загребской филармонии.
Катар
Катар

Дирижёр сотрудничал с известными музыкальным коллективами, такими, как:

Берлинский и Венский филармонические оркестры, Саксонская государственная капелла, Лейпцигский Гевандхауз, Мюнхенский филармонический оркестр, симфонический оркестр Баварского радио,
Борис Годунов - Е. Нестеренко. Дирижёр - Д. Китаенко.
Борис Годунов - Е. Нестеренко. Дирижёр - Д. Китаенко.
оркестры театров «Ла Фениче» («Венеция») и «Ла Скала», Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия (Рим), Лондонский симфонический оркестр, Королевский оркестр Концертгебау (Амстердам), Чикагский симфонический оркестр, Бостонский симфонический оркестр, Филадельфийский оркестр, Симфонический оркестр NHK (Токио).
Выступал в Испании, Франции, Швейцарии, Южной Корее.
Мой учитель - профессор, выдающийся дирижёр, н.а. СССР Дм. Китаенко и кот Роджер. Швейцария. 22 мая 2015 года. Личное фото.
Мой учитель - профессор, выдающийся дирижёр, н.а. СССР Дм. Китаенко и кот Роджер. Швейцария. 22 мая 2015 года. Личное фото.

Под его управлением прозвучали: оперы «Июльское воскресенье» В. И. Рубина, сюита из балета «Невероятный флейтист» У. Пистона, «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, «Месса ди Глория» Дж. Пуччини (1-е исполнение в СССР) и многое др.

Т. Н. Хренников и Д. Г. Китаенко.
Т. Н. Хренников и Д. Г. Китаенко.

Осуществил в Венской опере постановки опер «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1982) и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1983).

Концертное исполнение оперы «Иоланта». Gurzenich-Orchester.
Концертное исполнение оперы «Иоланта». Gurzenich-Orchester.

В программах концертов - произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, И. Брамса, Р. Штрауса, С. С. Прокофьева, Т. Н. Хренникова, Г. В. Свиридова, К. Караева и др.

Дм. Китаенко на гастролях в Екатеринбурге. 2010
Дм. Китаенко на гастролях в Екатеринбурге. 2010
Обширная дискография дирижёра включает полные записи симфоний П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева;
-38
Записи оперы П. И. Чайковского «Иоланта», Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», музыки балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Реквием» В. П. Артёмова, 6 симфоний Х. Северуда, произведения З. Вагнера и другие записи.
________
________
Среди наиболее известных учеников отмечу Сергея Политикова, Дмитрия Лисса, Владимира Зиву, Александра Рудина, Тао Линя.
Д. Г. Китаенко. 1988. Из личного архива.
Д. Г. Китаенко. 1988. Из личного архива.

© Роман Моисеев