(Обновление от 9 мая)
Музыка Шостаковича не требует слов.
В городе-герое Туле, с его славными вековыми военными традициями и значительным вкладом Тульской области в разгром немецко-фашистских захватчиков, в объявленный Президентом РФ В. В. Путиным 2025 год - «ГОДОМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» и в ознаменование 80-летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ не может не прозвучать знаменитая 7-я, «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича в исполнении Тульского филармонического симфонического оркестра.
О своем предложении исполнить Симфонию в Концертном зале Тульской филармонии я довольно подробно проинформировал 3 июля 2024 года тогда еще временно исполняющего обязанности губернатора Тульской области Д. В. Миляева..!
Р. Ю. Моисеев. 9 марта 2025
Не музыкальный разговор о музыке.
В ЗАЩИТУ СИМФОНИИ.
На открытой концертной площадке Тульского Кремля под управлением приглашенного молодого дирижёра и режиссёра из Москвы 9 мая 2025 года в 16 часов прозвучала музыка 7-ой симфонии Д. Д. Шостаковича.
Страна торжественно отпраздновала 80-летие Великой Победы. Но давайте все же поговорим о музыке.
По желанию организаторов, первое исполнение «Ленинградской» симфонии в Туле с «молчаливого согласия» молодого дирижёра из Москвы И. Никифорчина было переформатировано в литературно-музыкальную композицию.
Хорошо это или плохо? Возможно так вопрос ставить не корректно. Ответ скорее лежит в плоскости музыкальных компетенций организаторов мероприятия и, в частности, министра культуры и туризма Тульской области Т. В. Рыбкиной (р. 1962), как известно, получившей когда-то музыкально-теоретическое образование...
- (Напомним: в Тульском филармонческом симфоническом оркестре (ТФСО), созданном в 2017 году, имеется свой, не менее способный и молодой главный дирижёр В. Белоусов, виолончелист, педагог).
Однако, среди подготовленной части слушателей, пришедших услышать в Туле знаменитую симфонию великого Шостаковича возникли неоднозначные мнения.
Попробуем разобраться.
Разрушая и перечёркивая, на наш взгляд, истинный замысел крупного симфонического полотна великого композитора, его музыкальную форму и звуковую архитектуру, заглушая искренность солирующих тембров, олицетворяющих одинокие человеческие голоса, «блокадная симфония» была буквально «изрешечена» многочисленными словесными текстами и «закована» в мрачную «музыкальную коробку» уличной сцены.
Дальше чтецов и первого ряда музыкантов многочисленным зрителям ничего не возможно было увидеть. Да и слушать серьезную симфоническую музыку на огромных уличных просторах через звукоусиливающие колонки тоже не очень-то приятное удовольствие.
Не стали откровением качество звука и визуальная притягательность прямой трансляции, проводившейся в одной из соц. сетей…
Справедливости ради признаем, что никто не сомневается в важности мероприятия, в прекрасно читаемых патриотических словах памяти, посвященных Великой Отечественной войне под музыку наиболее проникновенных фрагментов музыки Шостаковича! Но...
- Почему слово должно «соперничать» со звучащей музыкой (или наоборот), восприниматься как «подзвучка» одного другому?
- Почему громко заявленный и афишируемый организаторами проект исполнения 7 симфонии в Туле просто нельзя было назвать честно: музыкально-литературная или военно-патриотическая композиция на музыку Шостаковича. И тем самым проявить к себе уважение и не вводить никого в заблуждение.
По сути, нас лишили возможности прослушать симфонию, ВЕЛИКУЮ МУЗЫКУ, как она была задумана автором, самостоятельно думать, вспоминать события, переживать ее содержание...
Зададимся вопросом:
А может действительно, ввиду «внезапно» появившейся сложности восприятия оригинала, официально превратить «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, звучащую около 1 часа и 15 минут, в литературно-музыкальную композицию?
К сожалению, идя на поводу т.н. «креативности», в очередной раз продемонстрирована простая некомпетентность в сфере симфонической культуры:
- неуважение к великому композитору ХХ века и его гениальной партитуре;
- неуважение к драматическим артистам и приглашенному из Москвы режиссёру мероприятия (коли они были предусмотрены), даже не упомянутым в афише;
- неуважение к публике, ещё способной и, что очень важно в наше время, желающей «погружаться» в серьезные и монументальные музыкальные полотна, в сосредоточенное слушание, а не только в легкие «танцующие» увертюры или популярную классику.
О проблеме.
Сегодняшний зритель с благодарностью принимает практически все то, что ему предлагается.
Весь вопрос: что, кем, в какой форме и какого качества!
Наблюдаемое «заигрывание» с истинными почитателям серьезной музыки, которых становится все меньше, с молодым поколением, приходящим в филармонические залы и предлагаемое массовому сознанию т.н. «суррогатное» представление о классической симфонической и хоровой культуре настораживает.
Некоторых чиновников от культуры с неподдельной искренностью все больше интересуют лишь
- факт события, его массовость, стоимость, отчет перед вышестоящим руководством, где можно спрятаться за «медийными» фамилиями, а не эстетические аспекты и качество предлагаемого исполнения.
Происходящее ведет к потере вдумчивого слушателя, способного без словесных, кино или других ассоциаций воспринимать концерты классической музыки.
Переломить негативные процессы, сохранив великое музыкальное наследие и слушательские традиции, доставшиеся из прошлого, воможно только с появлением в КУЛЬТУРЕ культурно образованного и компетентного руководства, по словам Президента РФ В. В. Путина: «...лидеров не по должности, а по характеру своих убеждений»!
Так, нуждается ли Величие музыки Шостаковича в словесных иллюстрациях?
Однозначно - нет!
9 мая 2025
Роман Юрьевич Моисеев.
Дирижёр, педагог, общественный деятель.
Родился в 1960 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в классе оперно-симфонического дирижирования у выдающихся дирижёров, нар. арт. СССР Д. Г. Китаенко и Г. Н. Рождественского. Ранее окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных в классе хорового дирижирования у В. О. Семенюка и С. Д. Гусева, оркестрового дирижирования у О. М. Агаркова и Академическое музыкальное училище при Московской консерватории.
Ведет концертно-педагогическую деятельность в России и за ее пределами. Является экспертом в области классической музыки. Участвует в работе жюри международных конкурсов. Автор музыкальных сборников, публикаций, рецензий. Член Международного Союза музыкальных деятелей. Уделяет большое внимание вопросам развития академического музыкального искусства в регионах.
О СИМФОНИИ
Четырехчастное монументальное симфоническое полотно Д. Д. Шостаковича звучит около 1 часа и 15 минут.
Концепция «ЛЕНИНГРАДСКОЙ» симфонии безусловно требует серьёзной подготовительной работы для оркестра, солирующих музыкантов и дирижёра.
Увеличен состав оркестра: 8 валторн, 6 труб, 6 тромбонов, 2 арфы, ударные, фортепиано, как можно больше струнных...
И конечно же необходимо огромное слушательское соучастие. Длящееся более часа сочинение отражает ВОЛЮ К ПОБЕДЕ и непреодолимую СИЛУ ДУХА русского народа!
Первое исполнение 7-й, «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в Куйбышеве - Самаре 5 марта 1942 в городском Дворце культуры. Оркестром Большого театра СССР дирижировал Самуил Абрамович Самосуд.
Знаменитое исполнение 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде состоялось позже, 9 августа 1942 года. Оркестром радиокомитета дирижировал Карл Ильич Элиасберг.
Редкая архивная видео запись. Дмитрий Шостакович рассказывает о своей новой симфонии и играет фрагмент первой части.
Композиторы в Тульской области или «сапожники без сапог».
Р. Ю. Моисеев о дирижёрах - участниках ВОВ 1941-1945 годов.
К юбилею Дмитрия Шостаковича.
В 2026 году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Д. Д. Шостаковича.
2025-2026 г. насыщены юбилеями. Надеемся, что Тульская филармония (руководитель - заслуженный работник культуры Е. Ю. Руднева) сможет порадовать слушателей исполнением кантатно-ораториальных и симфонических произведений СВИРИДОВА, ЧАЙКОВСКОГО И ГЛАЗУНОВА, ТАНЕЕВА И ШОСТАКОВИЧА в исполнении Филармонического оркестра и хора.
Значительное расширение и появление в репертуаре коллективов филармонии еще не испонявшихся в Туле
- - «Поэмы памяти Есенина» Свиридова,
- - Кантаты «Москва» Чайковского,
- - «Иоанн Дамаскин» Танеева
- - «Колокола» Рахманинова,
- - Реквиемов Моцарта, Верди, Брамса, Шнитке и др.
- - а'капельных светских и церковных хоровых циклов Танеева, Калинникова, Свиридова, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Брамса,
- - симфоний с участием хора,
- - монументальных симфонических полотен Бетховена, Брукнера, Малера, Р. Штрауса, Глазунова, Прокофьева и других композиторов, -
а также, серьезная, кропотливая работа в коллективах, определит дальнейшее развитие Тульской областиной филармонии на многие годы.
Дополнительно по теме
Текст народной песни. «Пишет, пишет Карло Шведский». Пётр I «потчует» Карла XII.
Опубликовано в сборнике «Памятники русского музыкального искусства» (вып. 2 под редакцией Юрия Всеволодовича Келдыша).
ЛЮБОВЬ К МУЗЫКЕ НАЧИНАЕТСЯ СО ШКОЛЫ
Яркий представитель - продолжатель высокого искусства и культуры г. Новомосковска Тульской области, Ансамбль скрипачей Детской музыкальной школы №1 «ВДОХНОВЕНИЕ» отметил свой юбилей при аншлаге.
Бессменный руководитель ансамбля - талантливый организатор и не менее талантливый педагог БОЙКО Елена Ивановна.
© ClassicalMusicalArt