Продолжение. Начало тут
Итак, фильм "Голубой лед" заканчивается триумфом главных героев на чемпионате мира по фигурному катанию. Пара представляет произвольную программу, которую называют новым слово в их виде спорта.
Вот так же и Белоусова Протопопов в Гренобле вызвали фурор своей произвольной программой составленной из четырех частей - "Лунная соната", Пятая симфония Бетховена, "Поэма экстаза" Скрябина и Третьего концерта Рахманинова. Вот эта программа. Вот так ее видели тогда на своих черно-белых телевизорах советские люди.
Людмила и Олег на самом пике своего спортивного могущества. В родном Ленинграде они просто боги. Для начальства из Спорткомитета главные советские фигуристы и непререкаемые величины.
В их планах кататься и кататься, тем более, что, по их мнению, и близко им никого нет по исполнительскому мастерству, они законодатели моды в фигурном катании. Их стиль - лирический. содержательный, фактически балет на льду, не перегруженный спортивными элементами - пока главенствует.
В середине 1968 г. Людмила и Олег уходят от своего тренера Игоря Москвина. Произошел скандал между Протопоповым и второй парой Игоря Москвина - Тамарой Москвиной ( женой Игоря Москвина) и Алексеем Мишиным. Тамара и Алексей "подсмотрели" новый вариант тодеса, что придумал Протопопов и включил его в свою программу до того, как сами Белоусова-Протопопов стали его катать.
Впрочем, Белоусовой-Протопову не в первый раз уходить от тренеров. Все свои программы они придумывали и ставили сами. Тренер им требовался для того, чтобы оценить со стороны их катание, ведь видеотехники тогда еще не было.
И на лед чемпионат СССР 1969 г. их выводила уже Елена Чайковская. Чемпионат СССР по фигурному катанию 1969 г. проходил в начале февраля в Ленинграде. Все говорило за то, что на пьедестале почета будут стоять три именно ленинградские пары - Белоусова-Протопопов, Москвина-Мишин, и молодые Смирнова - Сурайкин. Основные соперники лидеров - Жук-Горелик, после Гренобля из спорта ушли.
Из московских пар составить ленинградцам конкуренцию за третье место могли только москвичи Ирина Роднина и Алексей Уланов. Тогда еще совсем молодые фигуристы. Пока у них в зачете бронза на прошлогоднем чемпионате страны и пятое место на ЧЕ 1968 г. Есть еще победа в 1968 г. на "Нувель де Моску", но там не катались ни Белоусова-Протопопов, ни Москвина-Мишин. Но в Ленинграде Роднина и не рассчитывала выиграть у ленинградцев Смирновой-Сурайкина.
Но вот именно с этого чемпионата СССР по фигурному катанию 1969г. и начался космический старт пары Роднина-Уланов в многолетние безоговорочные лидеры советского парного катания.
Перед короткой программой Роднина пришла в женскую раздевалку, поставила коньки на пол и ушла разминаться. Вернувшись, стала надевать коньки. Коньки она всегда начинала надевать с левой ноги, но тут почему-то стала надевать с правой. Натянув ботинок до половины стопы, заметила, что не с той ноги начала обуваться. Сняла ботинок и тут из него посыпалось мелкое толченое стекло от битой лампочки. Одень она ботинок полностью и встань на коньках - вся пятка была бы изрезана в кровь. Кто мог это сделать? Догадки были, но доказательств нет.
Но на этом неприятности не кончились. Перед произвольной программой кто-то бритвой надрезал нитки, которыми крепилась молния на спортивном платье Родниной. Во время исполнения танца платье бы расстегнулось. Роднина вовремя это заметила и быстро пришила молнию. А затем уже во время танца...
И вот выступаем мы в произвольной программе. У нас первая часть – первый каскад, и после него, через два шага, бедуинский прыжок. И вдруг музыка, как раз когда мы этот прыжок делали, сменилась и ускорилась… Я всегда на соревнованиях бегу чуть-чуть быстрее музыки. А тут мы еще только в середине комбинации, а музыка понеслась. То есть в первой части музыка шла на четыре секунды быстрее. И дальше всю программу мы с Улановым ее догоняли. Гнались и догнали.
Оказалось, что пленку с их музыкой радист поставил на неисправный магнитофон. В радиорубке стояло пять магнитофонов, четыре исправных и один неисправный, Станислав Жук специально перед соревнованиями проверил все эти магнитофоны и сказал радисту о неисправности.
Мы подъезжаем к Жуку, и он нам начинает вставлять: вот там вы в музыку не попали! Я возражаю: «Музыка слишком ушла вперед! — И совершенно непроизвольно добавила: — Посмотрите, время какое?» Смотрим, а у нас выступление на восемь секунд раньше закончилось. Жук не дождался оценки, рванул к звукооператорам. Я дважды в жизни видела, как Жук бежит (второй раз это было в Братиславе, когда мы без музыки катались). Он рванул, как тигр, в радиоузел по крутой межтрибунной лестнице.
А следующими выступали Белоусова-Протопопов. Они начали свой танец, а в это время из радиорубки возвращается уже спокойный и довольный Жук, и сообщает, что Протопопову пленку поставили на тот же неисправный магнитофон, который бежит вперед. Роднина с Улановым молодые, резкие. музыку догнали и вошли в ритм, а вот Для Белоусовой-Протопопова кататься мимо музыки оказалось катастрофой, музыку они не догнали.
В итоге чемпионами стали Москвина-Мишин, это было их единственное золото в паре за всю карьеру, вторые Белоусова-Протопопов, третьи Роднина-Уланов.
В своей книге "Золотые коньки с бриллиантами" Белоусова и Протопов объясняли свое неудачное выступление тем, что Белоусова еще не оправилась от гриппа.
Следующим был чемпионат Европы в Гармиш-Партенкирхене. Роднина и Уланов поехали на этот чемпионат без своего тренера Станислава Жука. Олег Протопопов поставил вопрос - если на чемпионат едет Жук, то не едет он. Как раз в это время в "Правде" было напечатано письмо нескольких тренеров, которые обвиняли Жука в пьянстве и в грубом отношении с учениками и коллегами. И Протопопов решил воспользоваться ситуацией. С Жуком у него было давнее соперничество.
Когда-то Белоусова-Протопопов были вечно вторыми после пары Станислав и Нина Жук. В 1962 г. Жук ушел из спорта и готовил Белоусову-Протопова к чемпионату мира 1962г. И Протопопов не упустил возможность съехидничать перед старым соперником по поводу своего второго места на этом ЧМ - " Ну что, Стасик, вот он локоток, близок, да не укусишь." Это к тому, что у Жука было только три серебра ЧЕ, но ни одной медали с ЧМ. И Жук с тех пор поставил задачу обыграть с помощью своих учеников Протопопова.
И, скорее всего, Протопопов, почуяв угрозу со стороны Родниной-Уланова, решил лишить их тренера на ЧЕ 1969г. И это ему удалось. Все-таки второе место на чемпионате страны было расценено и Протопоповым, а тем более руководством спорта, как досадный срыв. Авторитет Протопопова не поколебался. Жук не поехал в Гармиш-Партенкирхен.
Опекали молодых Роднину-Уланова на том чемпионате вместо Жука начальник фигурной команды ЦСКА Виктор Рыжкин, Эдуард Плинер и такая же молодая Таня Тарасова.
А Протопопов все время старался показать молодым кто в доме хозяин. Чуть не дошло до прямого столкновения. На тренировке Роднина-Уланов под свою музыку отрабатывали прыжки. А в центре катка стоит неподвижно Протопопов и как будто не замечает их. Роднина-Уланов разбегаются для прыжка, а у них на пути стоит невозмутимый Протопопов. Прыжок сорван. Тогда уже взыграл украинский характер ( да, да, она себя считает украинкой, а не еврейкой) Родниной
... мы вновь разбегаемся для прыжков. Я умирать буду, ее не забуду: шпагат, тулуп, оллер, двойной сальхов. Мы опять ему кричим, а он в центре тодесы крутит, будто ничего не слышит. Но нам уже, извините, на это начихать. Во-первых, мы за этот год заматерели, во-вторых, мы по-своему за Жука боролись. Мы разбегаемся и начинаем прыгать. И когда я прыгаю шпагат, я вижу зубец своего конька рядом с лицом Протопопова. Он отъезжает. Я прыгаю дальше. Комбинацию полагалось исполнить по диагонали катка. Протопопов уходил в сторону, а я прямо на него делаю следующий прыжок, то есть я уже иду не параллельно с Улановым, а просто хочу Олега прибить — нельзя же так на тренировках себя вести, есть свои незыблемые правила, хотя и неписаные! Есть правила для международных тренировок. Смысл их в том, что если звучит твоя музыка, тебе никто не имеет права мешать. Но прежде чем ты идешь на элемент, ты смотришь, чтобы площадка была пустая. Если ты выполняешь элемент и тебе мешают, это рассматривается как инцидент. Если не выполнять эти правила, мы себя будем травмировать. Не соперника, а в первую очередь себя. Происходило множество подобных эксцессов. Поэтому и правила были выработаны. Не говоря уж о таких простых вещах, что следует прилично себя вести.
Время было суровое. Полгода назад войсками Варшавского Договора была оккупирована Чехословакия. С трибун западногерманского Гармиша в адрес Москвиной-Мишина кричали:"Свободу Дубчеку". Но Роднина-Уланов стали любимцами публики.
В итоге первое место у Родниной-Уланова, хотя после обязательной программы они были третьи, Белоусова-Протопопов вторые. Москвина-Мишин третьи.
Впервые весь пьедестал заняли советские спортсмены. На пресс-конференции присутствовали все три советские пары, но в центре внимания были только Роднина-Уланов, которых просто завалили цветами.
Сколько эта пресс-конференция продолжалась, сказать не могу. Но когда мы наконец с подарками и цветами вошли в нашу раздевалку, помню совершенно отчетливо, как Москвина с Мишиным быстренько переоделись и с Игорем Борисовичем куда-то побежали. А Протопопов стоял ногами на скамейке. Костюм свой снял и стоял в нижнем белье. И поза, и лицо у него были такие, что казалось, будто он повесился!
Мы с Лешкой вылетели оттуда, даже не переодеваясь. Только сняли коньки, засунули их в сумку и, как были в костюмах, так и выскочили при полной тишине. В команде нас никто не поздравил, только на пьедестале руки пожали, а после никто слова не произнес. Мы вошли в раздевалку своей команды – сборной Советского Союза – в полной тишине.
А на следующий день Родниной и Уланову были присвоены звания заслуженных мастеров спорта, а они были лишь кандидатами в мастера. И заслуженный мастер спорта присваивался только победителям чемпионатов мира или Олимпийских игр. За Европу полагался мастер спорта международного класса. Потом, в Москве, Председатель Спор комитета СССР Сергей Павлов пошутил - "Вы же обыграли заслуженных мастеров спорта, значит и сами должны быть заслуженные".
Окончательно Роднина-Уланов повергли Белоусову-Протопопова через несколько недель на чемпионате мира в Колорадо-Спрингс, в США. Высокогорье, и оказалось, что многие спортсмены не успели акклиматизироваться к нехватке кислорода. Наши пары еле передвигались на льду, особенно Протопопов-Белоусова.
Во время проката произвольной программы с одной стороны коридорчика стояли двое черных, вроде как швейцары, в перчатках, с носилками, и такие же двое с другой стороны. Когда пары выходили со льда, они дожидались оценок, потом делали два-три шага в сторону раздевалки и понимали, что свои движения больше не контролируют. В этот момент парочка «швейцаров» ловко раскрывала носилки и на них тебя вносила в раздевалку. А в раздевалке стоял громадный квадратный диван, скорее тахта. И тебя на нее сбрасывали. Через какое-то время мы на ней и приходили в себя. Молодые быстрее, а Белоусовой долго было очень плохо. Всю ночь около нее просидел наш врач. Нас тогда не проверяли, и мне кажется, что они принимали какие-то препараты. Вероятно, это сыграло свою роль, потому что нередко действие стимуляторов рассчитано только на короткий промежуток времени, и во время второй части пошло обратное действие препарата. Сразу оговорюсь – все это исключительно мои догадки.
И вновь победили Роднина-Уланов. Москвина-Мишин вторые. Белоусова-Протоповов третьи. На награждении произошел характерный случай
Судьи, как обычно, долго подсчитывали баллы… Мы же не знали, что в Америке начинают награждать с третьего места. И первыми вызывают Белоусову и Протопопова. Они выехали, сделали поклон и остановились около пьедестала. Следующими вызывают Москвину с Мишиным, они тоже делают поклон и быстренько прыгают на второе место. Наконец, зовут нас. Я спрашиваю: «Лелик, что будем делать?» Он: «Давай встанем на первое, если сгонят, спустимся». И мы забрались на первое место, и Протопопову ничего не оставалось, как встать на третье. Все-таки иногда молодость позволяет делать сумасшедшие поступки. Ну, сгонят – так сгонят. Не сгонят – останемся.
Вот так, всего за один год великие Белоусова-Протопопов опустились с вершины спортивного Олимпа на те позиции, с которых они начинали десять лет назад. Но они не собирались сдаваться. Протопопов был уверен, что все это случайность. На чемпионате СССР Люда болела гриппом, на Европе просто не повезло, а на мире проклятое высокогорье сделало свое черное дело. Надо было готовиться к чемпионату СССР 1970 г. И этот чемпионат вошел в историю советского фигурного катания как самый скандальный опять же из-за противостояния новых лидеров - Родниной-Уланова и старых - Белоусовой-Протопопова.
Но об этом в следующей части.