Найти в Дзене

"Голубой лед". ч.3 - "унесенные ветром"

Продолжение. Начало статьи тут

Продолжаем наш рассказ о прототипах главных героев фильма "Голубой лед" - Людмиле Белоусовой и Олеге Протопопове.

Наступил 1970 г., в котором и должно было решиться - вернуться ли 38-ми летний Олег Протопопов и 35-ти летняя Людмила Белоусова на вершину спортивного Олимпа. В прошлом, 1969г., их вчистую переиграли двадцатилетние Ирина Роднина и Алексей Уланов. Идеальная синхронность, каскады поддержек, прыжки в два с половиной оборота, прыжки в правую и левую сторону, новые дорожки шагов, наконец, предельно динамичные, ритмы музыкального сопровождения в целом оставляли столь сильное впечатление, что судьи на первенствах Европы и мира без колебаний отдали корону сильнейшей пары Родниной и Уланову

Но огромная разница в возрасте и отставание в техническом отношении не смущали Олега Протопопова и Людмилу Белоусову, прошлогодние поражения казались им случайными. Но совсем по-другому думало спортивное начальство, и, в частности, руководитель отдела фигурного катания Спорткомитета СССР Валентин Николаевич Писеев. Ставку в спортивных парах решено было делать на перспективную молодежь - москвичей Роднину-Уланова, ленинградцев Смирнову - Сурайкина.

Все должно было решиться в январе 1970г. на чемпионате СССР по фигурному катанию в Киеве. Прошлогодние чемпионы СССР Москвина-Мишин ушли. Тамара Москвина, многократная чемпионка страны в женском одиночном катании, чемпионка в спортивных парах, которой было уже 29 лет, решила родить. Алексей Мишин сел писать диссертацию. Два будущих выдающихся тренера в отечественного фигурного катания.

Основная борьба должна была развернуться между Белоусовой-Протопоповым и Родниной-Улановым. За третье место могли бороться Смирнова-Сурайкин и Карелина-Проскурин.

После короткой программы под музыку "Ямщик не гони лошадей" уверенно лидируют Белоусова-Протопопов. У Родниной-Уланова получился срыв одного из элементов. Во время исполнения поддержки конек Родниной попадает в борозду на льду и элемент не исполнен. Они сразу же откатываются на 8 место. Разница между Белоусовой-Протопоповым 12 баллов.

Произвольную Роднина-Уланов откатали идеально - оценки только 5.9 и 6.0. Они выступали, как занявшие в короткой 8 место, раньше остальных фаворитов. Протопопов перед своим выступлением посадил позади судейской бригады своего человека с магнитофоном, чтобы тот записывал переговоры судейской бригады. Естественно, до него дошли слухи о решении руководства продвигать молодых. Но ведь надо было и самим выступить соответствующим образом в произвольной. А получилось по другому

Следующими вышли Карелина с Проскуриным. Очень неплохо они выглядели с новыми красивыми поддержками. Смирнова с Сурайкиным тоже чисто катаются, Шаранова с Евдокимовым вытерли собой лед везде, где только было возможно. Но что творили Белоусова с Протопоповым… Если он прыгал двойные прыжки, она прыгала одинарные, в поддержках он ее почему-то не поднимал. Провал получился полный. После такого выступления посчитали результаты: мы с Улановым на первом месте, вторые Смирнова – Сурайкин, третьи Карелина – Проскурин. Свист, крик, народ не понимает, почему Протопопова нет в призерах.

Да, зрители не поняли, почему двухкратных олимпийских чемпионов опустили с первого на четвертое место, а молодых Роднину-Уланова подняли с восьмого на первое, да еще и Смирнову-Сурайкина с пятого на второе. Да еще и комментатор Сергей Кононыхин перед произвольной программой стал намекать в эфире, что мол возраст спортивной жизни имеет ограничения, приводя в качестве примера Белоусову-Протопопова, которые катаются уже 15 лет.

В общем, на стадионе возмущенные зрители подняли шум, стали дружно скандировать и требовать выхода на лед Белоусовой и Протопопова. Дирекция Дворца спорта не выдержала и попросила их выйти к публике, успокоить ее. Фигуристы вышли на лед и в благодарность за поддержку низко, по-русски, поклонились зрителям.

Через год на книжных полах магазинов почти одновременно появились две книжки воспоминаний "Золотые коньки с бриллиантами" Протопопова и Белоусовой и их бывшего тренера и непримиримого соперника Станислава Жука "...И серебряный иней". И эпизоду с судейством произвольной программы на киевском чемпионате в этих книжках уделено много места.

Вот что писали Белоусова Протопопов, чувствуется обида и горечь

Мы не помним в истории фигурного катания случая, чтобы пара, оказавшаяся так далеко от лидеров, сумела бы выйти затем вперед. Но сейчас мы ограничимся лишь констатацией этого факта. Кроме И. Родниной и А. Уланова, впервые ставших чемпионами страны, скачок вперед совершили также Л. Смирнова и А. Сурайкин. Им — тоже впервые—вручались серебряные медали. Бронзовые награды достались Г. Карелиной и Г. Проскурину. И тоже — впервые.
Мы же опустились вниз сразу на три ступеньки.
Говорят, что мы допустили слишком много ошибок...
Говорят, что на оценки повлияло то обстоятельство, что наш стиль якобы устарел...
Говорят...
Да стоит ли сейчас повторять утверждения, многие из которых при ближайшем рассмотрении видятся нам либо поверхностными, либо просто преждевременными. Мы не собираемся сегодня все эти утверждения разбирать или анализировать всерьез. Мы можем ответить на них только как спортсмены— ДЕЙСТВИЕМ! Ответить новыми программами. Новыми успешными выступлениями.

А Станислав Жук, который несмотря на то, что Протопопов был его главным спортивным "врагом", очень доброжелательно к паре Белоусова-Протопопов описал случившиеся, пояснил почему Роднина-Уланов так высоко поднялись в произвольной. И даже выразил мнение, что вообще-то победить должны были другие ленинградцы, последователи стиля Белоусовой-Протопопова, Смирнова-Сурайкин.

В сезоне 1970 года оценка за произвольную программу стоила в три раза дороже, чем оценка за обязательную (это действие коэффициента трудности — 3). Поэтому оценку каждого судьи умножали на три, а затем полученную сумму складывали с оценкой за обязательную программу. Вся эта операция повторялась для каждого судьи отдельно. Таким образом, старая сумма мест за первый тур аннулировалась, а в расчет бралась новая сумма мест — за два дня сразу. У пяти судей из девяти наибольшую сумму за два дня получили Ирина и Алексей. Это было главным критерием определения результатов по международным правилам.

И впервые с 1955 года Олег Протопопов и Людмила Белоусова не попали в сборную команду и не поехали на чемпионаты Европы в Ленинград и мира в Любляну. Как и в прошлом году, чемпионами Европы и мира стали Роднина-Уланов. Вторыми на обоих чемпионатах стали Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин.

Но Протопопов и Белоусова не ушли из спорта. Они еще участвовали в чемпионатах СССР 1971 и 1972 гг. Надеялись отобраться на Олимпиаду-72 в Саппоро.

Чемпионат СССР по фигурному катанию 1971 г. проходил в Риге. На нем опять победили Роднина-Уланов. Смирнова-Сурайкин вновь вторые. Третьи те же Галина Карелина и Георгий Проскурин. Белоусова-Протопопов на этот раз уже шестые.

На этом чемпионате кинорежиссер-документалист Игорь Беляев снял полнометражный документальный фильм "Этот удивительный вид спорта". Ни до, ни после о советском фигурном катании таких фильмов не снимали. Интереснейшая картина.

Тут и молодая Таня Тарасова в самосвязанной мохеровой шапочке

гоняет молоденьких Ирину Черняеву, будущую мать Марины Анисиной, и Василия Благова.

-2

Черняева и Благов на чемпионате СССР 1972 г. займут первое место, Роднина-Уланов и Смирнова-Сурайкин в нем участвовать не будут, и закроют дорогу Протопопову-Белоусовой на Олимпиаду-72.

А тут Людмила Смирнова говорит, что никогда не сможет кататься без своего партнера с детства Андрея Сурайкина. А ровно через год выйдет замуж за Алексея Уланова и станет кататься с ним в паре.

-3

Но Смирнова-Уланов так и не смогут обыграть Роднину, которая вместе с Жуком за несколько месяцев сделает из перворазрядника Александра Зайцева, своего нового партнера, чемпиона мира и Европы.

А это Станислава и Нину Жук спрашивают в 1971 г., когда же спортсмены начнут прыгать четверные прыжки. Жук отвечает - лет через тридцать, ну, может, двадцать.

-4

Большой внимание было уделено в фильме Олегу Протопопову и Людмиле Белоусовой. "Нам неинтересно делать всякие там замысловатые повороты, крючки. закорючки, мы делаем в фигурном катании искусство, мы перешли на другой уровень",- начал Олег Протопопов.

-5

" А что с вами будет через 10 лет? В 1980 году, к примеру" - спросил ведущий. "Пока что мы знаем, что будем на Олимпиаде-76. А там видно будет. Может будем в балете на льду, может тренировать, а может снимать фильмы о фигурном катании. Например, с названием "Трилогия о любви".

Вот только в 1979 г. они во время гастролей на Западе попросят политического убежища в Швейцарии.

А потом покажут кадры, как два одиноких человека - Протопопов и Белоусова ,стоят на покрытом льдом берегу Балтийского моря, и к ним прибилась бездомная, бродячая собака. И все это идет под один из драматических саундтреков из американского фильма "Унесенные ветром". Не видел тогда советский зритель этот самый фильм и не знал, что музыкальное оформление нашего документального фильма взято оттуда. А то бы сразу понял, что обозначает эта музыка и кого "унесло ветром". Никакой полнометражный художественный фильм не смог бы передать драму уходящих чемпионов, чем этот документальный отрывок.

-6

А следующими кадрами идет торжество "честолюбивых дублеров", которые надолго займут пьедестал, где пять лет безоговорочно царили Людмила Белоусова и Олег Протопопов.

-7

Они сильны, уверены в будущем, веселы. Чемпионы мира и Европы Роднина и Уланов впервые стали чемпионами СССР. Прямые продолжатели стиля катания Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой - Людмила Сирнова и Андрей Сурайкин завоевали свои первые медали на соревновании такого уровня. И теперь уже у новых лидеров Родниной-Уланова появились свои опасные соперники. Казалось, надолго.

Но об этом в следующей части.