Найти в Дзене
Дневник москвички

"Материнское сердце", спектакль БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург). Отзыв

Хотя я много раньше слышала о спектакле БДТ «Материнское сердце», я не стремилась на него непременно попасть ввиду тематики, которая казалась мне не слишком интересной. Если бы этот спектакль приехал на гастроли в Москву, тогда да - я постаралась бы пойти, но специально в Петербург - нет, едва ли. Однако, более желаемый мной «Мейерхольд. Чужой театр» был внезапно отменён, вечер в Петербурге освобождался, и, буквально за полчаса с получения того судьбоносного смс от Тикетлэнда, все было мною решено, и один из пяти чудесным образом доступных билетов в БДТ был мною куплен. Как оказалось, не зря! Столь грандиозное впечатление от театра я не получала давно, пожалуй, даже «Гроза» того же БДТ не произвела такого эффекта. Это не просто уровень. Это космос.

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Вполне очевидно, что вынесенное в заглавие материнское сердце означает не только любовь матери-женщины, хотя именно такая героиня в спектакле является главной. Мать здесь — это ещё и Родина-мать, но не та, что зовёт, но та, что заботится, чей собирательный образ и воплощает героиня Нины Усатовой, именуемая окружающими не иначе как «мать», хотя у нее есть свое имя. Поэтому матери есть дело до всего, до любого человеческого горя, встречаемого ею на своем пути, и неважно, что такая теплота редко бывает взаимной. А горя много, и это почему-то кажется нормальным: так, мать Авдотья «жила не хуже других», но одежда ее бедна, а из пятерых детей жив лишь один, и тот в беде, на пути матери больница - этакая квинтэссенция страдания, а все те, кого героиня встречает, несчастливы по-своему. Героиня на своем мотоцикле словно уезжает от надвигающейся бури, будто это возможно, как кажется едва ли достижимой и ее цель спасения безусловно виноватого сына, но, возможно, материнская любовь творит чудеса?.. Потустороннее паясничающее существо, напоминающее в первом и наиболее реалистичном действии, что «мы в театре», кажется не понимающим этот феномен, но все далеко не так просто.

Андрей Могучий не скрывает от зрителя, зачем этот спектакль, и проговаривает проблематику в третьем (если не путаю) акте вполне прямо. Путешествие главной героини важно не из-за ее цели, даже не из-за ее истории или истории прочих персонажей, но как важное наблюдение за самой сутью русской обыкновенной жизни, где никто не счастлив, и часто не осознает этого. Слишком многое делается просто «потому что» и «всегда так было», по инерции, как отношение к пресловутой «птице-тройке» Гоголя, поэтому пришедшую осмысленность собственной жизни, да и жизни вообще, режиссер решает через взгляд на упомянутый и знакомый (наизусть!) со школьной скамьи отрывок, простота, но и неожиданность которого действительно производит впечатление, как удар тяжёлой пряжкой ремня по лбу. «Материнское сердце» в какой-то момент становится рассуждением о смысле жизни, причем, не столько в абстрактном, сколько в прикладном значении. Тем не менее, спектакль не даёт ответа на вопрос, зачем живёт каждый из нас - однозначно верного его не существует, но предполагает, пусть и в общих чертах, как надо жить, или хотя бы относиться к жизни - счастливо. Наконец, не ломать себя, не делать, как должно, а видеть счастье в сегодняшнем дне, сохранять и приумножать его. Встреченные Авдотьей персонажи в конце приходят к принятию счастья и жизни как счастья, даже если оно и не такое, как виделось раньше, а значит, в своем простом предложении спектакль бесконечно прав.

«Материнское сердце» очень активно работает с символами, постепенно переходя от условного реализма первого действия к абсолютному сюру третьего. По мере того, как окружающая действительность становится все менее настоящей, перестает звучать и напоминание о театре от потустороннего персонажа, также превращающегося в героя, а не только наблюдателя. Теперь происходящее в сознании становится важнее того, что творится в реальности, и второе зависит от первого. Поезд из второго действия - не столько железнодорожный транспорт, сколько символ жизненного пути, сойти с которого все равно что сойти с рельсов. Странным, но уместным решением становятся буддистские мотивы вперемешку с Лениным в мавзолее, конечно, вызывающим смех, но выбранным не без умысла. Буддизм, известный своей верой в перерождение и новую жизнь, этим близок к декларациям указанного советского вождя, обещавшего лучшую жизнь к N-ому году, когда-нибудь еще, но не здесь и сейчас, нацеленным на строительство призрачного будущего, но не настоящего. Это совпадает и с логикой русского народа, часто страдающего синдромом отложенной жизни, что соединяет эту фантастическую часть со столь приземленной главной героиней. Любопытно, что спектакль не обвиняет народ в его бедах, но винит вполне конкретного здесь Чичикова, нейтрализовать которого, тем не менее, можно только самостоятельно.

Это невероятный по качеству воплощения спектакль, где очень грамотно использованы все обычные составляющие любой постановки: на общую мысль работают и костюмы, и отлично и сложно поставленный свет, и звук. Используемая актерами гарнитура позволяет не только не орать, но применять звуковые эффекты, тем самым, создавая желаемое зрительское восприятие. Помимо обычного реквизита и декораций, в «Материнском сердце» задействован экран, вписанный в спектакль очень органично, необходимый, а не подменяющий собой оформление спектакля.

Хотя это спектакль с Ниной Усатовой в главной роли, это постановка не под нее, а с ней. «Материнское сердце» - вещь режиссерская, способная жить с любым адекватным составом актеров. Конечно, Нина Усатова очень убедительна, ее роль куда сложнее просто отдания должного мэтру сцены, она одним взглядом создаёт образ всеобщей матери, способной изменить жизни своим прикосновением. Нельзя не отметить потрясающие работы и других актеров. Андрей Феськов в роли представителя потусторонних сил создаёт образ нарочито театрально, и его работа очень сложная: актер вынужден быть все время в движении, в экспрессии, что, полагаю, непросто ещё и чисто физически. Нужно сказать пару слов о прозревшем милиционере в исполнении Виктора Княжева - роль небольшая, но важная. В целом, актерский состав играет очень слаженно и чрезвычайно достоверно.

Этот спектакль меня поразил: как говорится, челюсть упала на пол, и ее до сих пор не поднять. Он очень эффектный внешне и очень эффективный с точки зрения смыслового наполнения, при этом абсолютно современный и технологичный. Несмотря на внушительную продолжительность, смотреть «Сердце» несложно, оно увлекательно и необычно, и очень эмоционально. БДТ ещё раз подтверждает свой запредельный уровень, доступный, возможно лишь паре российских театров.

«Материнское сердце» по мотивам рассказов Василия Шукшина, текстов Николая и Елены Рерих, стихотворений Козьмы Пруткова, сценарий - Светлана Щагина. Режиссер-постановщик Андрей Могучий, сценография и костюмы Александр Шишкин, художник по свету Константин Удовиченко, саунд-дизайн Алексей Титов. Основная сцена, продолжительность 4 часа 20 минут с двумя антрактами (по факту закончили около 23:05 при начале в 19), премьера состоялась 24.04.2022.

Состав: Нина Усатова (Авдотья Громова, мать), Андрей Феськов (Чичиков, аферист, жулик, представитель потусторонних сил), Григорий Чабан (Витька Громов, сын Авдотьи), Виктор Княжев (Милиционер Мельников), Алена Кучкова (Рита), Александра Юдина (Мать в молодости), Демид Мартиросян (Витька Громов в детстве), Александр Ронис (Федор), Лиза Дороничева (Ромка Мельников), Денис Зыков (Участковый / Проводник в поезде), Геннадий Блинов (Старший милиционер), Сергей Галич (Прокурор), Сергей Лосев (Михаил Сергеевич, зав. отделением больницы), Дмитрий Воробьев (Суворов / Учитель литературы), Никита Васильев (Курносый), Алексей Винников (Лобастый), Вадим Колпаков (Софронов), Варвара Павлова (Наташа, медсестра), Анатолий Петров (Андрей), Валерий Дегтярь (Филипп), Евгений Чудаков (Павел), Антон Шварц (Сын Павла), Мария Лаврова (Анна), Александр Кононец (Солдат Илья), Юлия Дейнега (Махатма Ленин), Марьяна Карпова (Подружка Риты / жена Мельникова), Дмитрий Смирнов (шофер), Елена Ярема (Нянечка в больнице), а также артисты в массовых сценах.