Найти в Дзене

Реклама книг: что изменилось с XIX века

Если кому-то кажется, что хорошая книга в рекламе не нуждается, и в XIX веке произведения классиков никто не рекламировал, а читатели получали о них информацию телепатически, то это ему только кажется. Реклама книг была и в XIX веке, правда, тоже далеко не всех. Об этом можно прочитать в другой статье. Вот в комментариях к той статье меня и попросили рассказать об основных направлениях современной книжной рекламы или, как сейчас принято говорить, о продвижении книг на книжном рынке. Сразу обращу ваше внимание на две вещи. Во-первых, разговор пойдёт о рекламе книг, изданных в бумаге, за счёт издательства или за свой — это не принципиально. О продвижении электронных книг на литературных площадках можно почитать в другой статье. Она хоть и не новая, но принципы рекламы не изменились. Во-вторых, приводить пример различных форм рекламы я буду на своих книгах, причём не только ради пиара (хотя и это не лишнее), просто, рассказывая о книге какого-то автора, я её невольно рекламирую, а такое
Оглавление

Если кому-то кажется, что хорошая книга в рекламе не нуждается, и в XIX веке произведения классиков никто не рекламировал, а читатели получали о них информацию телепатически, то это ему только кажется. Реклама книг была и в XIX веке, правда, тоже далеко не всех. Об этом можно прочитать в другой статье. Вот в комментариях к той статье меня и попросили рассказать об основных направлениях современной книжной рекламы или, как сейчас принято говорить, о продвижении книг на книжном рынке.

Сразу обращу ваше внимание на две вещи. Во-первых, разговор пойдёт о рекламе книг, изданных в бумаге, за счёт издательства или за свой — это не принципиально. О продвижении электронных книг на литературных площадках можно почитать в другой статье. Она хоть и не новая, но принципы рекламы не изменились. Во-вторых, приводить пример различных форм рекламы я буду на своих книгах, причём не только ради пиара (хотя и это не лишнее), просто, рассказывая о книге какого-то автора, я её невольно рекламирую, а такое не нравится всем остальным. Так что весь огонь принимаю на себя. Ну, и в комментариях не будет замечаний о том, что я пишу то, о чём не знаю. Так вот — знаю, потому и пишу.

Суть книжной рекламы, так же как и её задачи, с XIX века не изменились. А задач этих две: во-первых, предоставить читателю информацию о вышедшей книге. Сейчас это стало особенно актуально, если учесть, что, по данным книжной палаты, в 2023 году было издано более 96 тыс. наименований книг. Не только художественных. Понятно, что потеряться в этой массе совсем несложно. Вторая задача книжной рекламы — привлечь к книге внимание целевой аудитории, заинтересовать именно своего читателя.

Задачи не изменились, но изменились и весьма существенно средства донесения информации до потенциального читателя. Интернет сильно повлиял на характер информационных потоков, причём изменения происходят так быстро, что многие, в том числе и далеко не молодые авторы, просто теряются. Попробую систематизировать каналы, по которым осуществляется продвижение книг в XXI веке.

Реклама издательств

Многие считают, что раз издательство книгу издало и заинтересовано в продаже тиража, то оно и должно заниматься рекламой. Вроде бы логично, но тут есть ряд сложных моментов. Утверждение, что издательства всю рекламную деятельность свалили на читателей, неверно. Не всю, а лишь часть. Объём этой части зависит и от издательств, и от книги. У издательств есть площадки, где они могут безболезненно для себя рекламировать книги. Это издательские страницы в соцсетях, сайты, каналы на Дзен и другие собственные ресурсы. Но особенность этих площадок в том, что читатель получает информацию по требованию, то есть он должен сам зайти на сайт издательства или в его телеграм-канал и поинтересоваться новинками в нужном ему жанре. Поэтому значительная часть информации до читателей не доходит, и чем больше издательство, тем больше эта часть.

А вне своих площадок издательства могут размещать рекламу только за деньги, следовательно, очень избирательно. К тому же крупные издательства, типа Эксмо, не слишком стремятся тратить деньги на рекламу, так как книг выходит очень много. Поэтому они выбирают одну-две новинки и предлагают остальным авторам позаботится о рекламе самим. Но ещё раз отмечу, это не значит, что рекламы нет, просто её недостаточно.

Этот подросшая кошечка по имени Мара. Она любит рекламировать книги.
Этот подросшая кошечка по имени Мара. Она любит рекламировать книги.

Таргетинг и контекстная реклама

Таргетинг — это реклама, ориентированная на целевую аудиторию. Она настраивается специально и показывается в зависимости от интересов, возраста, профессиональной деятельности и т. д. Такая реклама характерна для соцсетей или для литературных площадок. Там, например, человек, пишущий в блоге о путешествиях, может увидеть книги о путешествиях, а молодые женщины — рекламу любовных романов. Для автора, который хочет получить такую рекламу своей книги, эта услуга платная. В соцсетях есть возможности для настройки таргетинга, и есть люди, которые умеют этим заниматься. Тоже за деньги.

Контекстная реклама также связана с интересами человека, точнее, с его поисковыми запросами. Например, если вы интересовались книгами какой-то тематики, то за вами подобные книги будут гоняться по всему интернету. Если поинтересовались моделью унитаза, то, соответственно, будут гоняться унитазы. Думаю, все с этим сталкивались. В российском сегменте интернета большинство контекстной рекламы принадлежит яндексу. Эта реклама тоже платная, её чаще всего оплачивают издательства, но и сам автор тоже может оплатить.

Ну, и тут я аж в трех экземплярах на презентации в Библио-Глобусе. За подобные виды рекламы автор не платит, его приглашает издательство, книжный магазин, библиотека и т. д.
Ну, и тут я аж в трех экземплярах на презентации в Библио-Глобусе. За подобные виды рекламы автор не платит, его приглашает издательство, книжный магазин, библиотека и т. д.

Букблогеры

Это относительно новый, но активно развивающийся канал рекламы. Букблогеры — это люди (или компании), размещающие в блогах отзывы на книги, занимающиеся информированием читателей о книжных новинках, в том числе рекламой и продвижением книг. Они, как правило, имеют свои блоги, каналы, сайты, группы в соцсетях. Их рассказы о книжных новинках привлекают к ним внимание читателей, число их подписчиков растёт, соответственно, появляется доход и от размещения сторонней рекламы, как у любых популярных блогеров.

Букблогеры предлагают платные услуги рекламирования книг, но далеко не всегда. В ряде случаев они заинтересованы в контактах с автором для собственного продвижения, особенно если книги автора популярны. Например, ко мне несколько раз обращался портал DBOOKSA. Они размещали у себя на сайте рекламу моей книги, а мне предлагали у себя в группе ВК и на Дзен разместить ссылку на их пост. И у меня действительно есть такая статья со ссылкой на рекламу DBOOKSA. То есть своеобразный взаимозачет.

Есть не только единичные блогеры, но и довольно серьёзные площадки, занимающиеся информированием читателей и продвижением книг. К ним бы я, в первую очередь, отнесла портал LiveLib/ Лайвлиб. Они проводят много разных мероприятий и для авторов, и для читателей, размещают рецензии и отзывы на книги, организуют конкурсы. В частности, ежегодно этот портал проводит конкурс на лучшую книгу года по версии читателей. То есть никакого компетентного жюри нет, за книги голосуют сами читатели. В этом году в таком конкурсе среди научно-популярных книг участвовала и моя книга «Славянская нечисть», и даже вышла в полуфинал. Кстати, я об этом узнала случайно, и неожиданный успех порадовал. Но конкурс ещё не закончился. Я знаю, кто-то из моих подписчиков собирался купить эту книгу. Если вам она понравилась, то можете сходить и «нажать на кнопочку» голосования. Ну, или вам просто хочется сделать приятное автору канала. Идти вот сюда:

-4

Букблогеры могут организовать онлайн-встречи с автором, записать интервью с ним, то есть получить себе на сайт хороший контент. А автор, соответственно, получит дополнительную рекламу. Подобные взаимовыгодные контакты у меня с Youtube-каналом «Дилетант» (191 тыс. подписчиков). Совсем недавно мы с его ведущим обсуждали мои книги по славянской магии и нечисти. Беседу в записи можно посмотреть на Youtube-канале, если удастся туда войти.

И на самый конец статьи, для тех мужественных читателей, кто её осилил, я оставила главное отличие современной книжной рекламы. Это формирование личного бренда автора. В XIX веке такая задача тоже была, и авторы в меру сил свой бренд продвигали: кто-то писал критические рецензии в разных журналах, кто-то ругал власть, кто-то пахал землю. То есть пиарились, кто как мог. Сейчас возможностей оказаться на виду значительно больше и, соответственно, возросла роль писателя. Автор может рассказывать о себе на своей странице, в блоге, здесь на Дзен. Может пообщаться со своими читателями не только в реале, но и виртуально, что в XIX веке было недоступно. К продвижению своего бренда, кстати, активно призывают и издательства, организуя презентации книг, книжные ярмарки, литературные встречи, лектории и семинары.

-5

Этот красивый баннер не просто так. 26 ноября в 19.00 по Москве начнется мой онлайн-лекторий по русским календарным ритуалам и обрядам. Лекторий проводится на площадке издательства МИФ. На его программу можно посмотреть и записаться вот по этой ссылке: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/courses/slavmagic/ Всего 4 лекции — один раз в неделю. Но лекторий платный.

Ну, что же... Не ругайтесь. Эта статья посвящена рекламе. Вот она такая и получилась. Но больше саморекламы не будет до февраля. А там ждем кое-что интересное.