Если кому-то кажется, что хорошая книга в рекламе не нуждается, и в XIX веке произведения классиков никто не рекламировал, а читатели получали о них информацию телепатически, то это ему только кажется. Реклама книг была и в XIX веке, правда, тоже далеко не всех. Об этом можно прочитать в другой статье. Вот в комментариях к той статье меня и попросили рассказать об основных направлениях современной книжной рекламы или, как сейчас принято говорить, о продвижении книг на книжном рынке.
Сразу обращу ваше внимание на две вещи. Во-первых, разговор пойдёт о рекламе книг, изданных в бумаге, за счёт издательства или за свой — это не принципиально. О продвижении электронных книг на литературных площадках можно почитать в другой статье. Она хоть и не новая, но принципы рекламы не изменились. Во-вторых, приводить пример различных форм рекламы я буду на своих книгах, причём не только ради пиара (хотя и это не лишнее), просто, рассказывая о книге какого-то автора, я её невольно рекламирую, а такое не нравится всем остальным. Так что весь огонь принимаю на себя. Ну, и в комментариях не будет замечаний о том, что я пишу то, о чём не знаю. Так вот — знаю, потому и пишу.
Суть книжной рекламы, так же как и её задачи, с XIX века не изменились. А задач этих две: во-первых, предоставить читателю информацию о вышедшей книге. Сейчас это стало особенно актуально, если учесть, что, по данным книжной палаты, в 2023 году было издано более 96 тыс. наименований книг. Не только художественных. Понятно, что потеряться в этой массе совсем несложно. Вторая задача книжной рекламы — привлечь к книге внимание целевой аудитории, заинтересовать именно своего читателя.
Задачи не изменились, но изменились и весьма существенно средства донесения информации до потенциального читателя. Интернет сильно повлиял на характер информационных потоков, причём изменения происходят так быстро, что многие, в том числе и далеко не молодые авторы, просто теряются. Попробую систематизировать каналы, по которым осуществляется продвижение книг в XXI веке.
Реклама издательств
Многие считают, что раз издательство книгу издало и заинтересовано в продаже тиража, то оно и должно заниматься рекламой. Вроде бы логично, но тут есть ряд сложных моментов. Утверждение, что издательства всю рекламную деятельность свалили на читателей, неверно. Не всю, а лишь часть. Объём этой части зависит и от издательств, и от книги. У издательств есть площадки, где они могут безболезненно для себя рекламировать книги. Это издательские страницы в соцсетях, сайты, каналы на Дзен и другие собственные ресурсы. Но особенность этих площадок в том, что читатель получает информацию по требованию, то есть он должен сам зайти на сайт издательства или в его телеграм-канал и поинтересоваться новинками в нужном ему жанре. Поэтому значительная часть информации до читателей не доходит, и чем больше издательство, тем больше эта часть.
А вне своих площадок издательства могут размещать рекламу только за деньги, следовательно, очень избирательно. К тому же крупные издательства, типа Эксмо, не слишком стремятся тратить деньги на рекламу, так как книг выходит очень много. Поэтому они выбирают одну-две новинки и предлагают остальным авторам позаботится о рекламе самим. Но ещё раз отмечу, это не значит, что рекламы нет, просто её недостаточно.
Таргетинг и контекстная реклама
Таргетинг — это реклама, ориентированная на целевую аудиторию. Она настраивается специально и показывается в зависимости от интересов, возраста, профессиональной деятельности и т. д. Такая реклама характерна для соцсетей или для литературных площадок. Там, например, человек, пишущий в блоге о путешествиях, может увидеть книги о путешествиях, а молодые женщины — рекламу любовных романов. Для автора, который хочет получить такую рекламу своей книги, эта услуга платная. В соцсетях есть возможности для настройки таргетинга, и есть люди, которые умеют этим заниматься. Тоже за деньги.
Контекстная реклама также связана с интересами человека, точнее, с его поисковыми запросами. Например, если вы интересовались книгами какой-то тематики, то за вами подобные книги будут гоняться по всему интернету. Если поинтересовались моделью унитаза, то, соответственно, будут гоняться унитазы. Думаю, все с этим сталкивались. В российском сегменте интернета большинство контекстной рекламы принадлежит яндексу. Эта реклама тоже платная, её чаще всего оплачивают издательства, но и сам автор тоже может оплатить.
Букблогеры
Это относительно новый, но активно развивающийся канал рекламы. Букблогеры — это люди (или компании), размещающие в блогах отзывы на книги, занимающиеся информированием читателей о книжных новинках, в том числе рекламой и продвижением книг. Они, как правило, имеют свои блоги, каналы, сайты, группы в соцсетях. Их рассказы о книжных новинках привлекают к ним внимание читателей, число их подписчиков растёт, соответственно, появляется доход и от размещения сторонней рекламы, как у любых популярных блогеров.
Букблогеры предлагают платные услуги рекламирования книг, но далеко не всегда. В ряде случаев они заинтересованы в контактах с автором для собственного продвижения, особенно если книги автора популярны. Например, ко мне несколько раз обращался портал DBOOKSA. Они размещали у себя на сайте рекламу моей книги, а мне предлагали у себя в группе ВК и на Дзен разместить ссылку на их пост. И у меня действительно есть такая статья со ссылкой на рекламу DBOOKSA. То есть своеобразный взаимозачет.
Есть не только единичные блогеры, но и довольно серьёзные площадки, занимающиеся информированием читателей и продвижением книг. К ним бы я, в первую очередь, отнесла портал LiveLib/ Лайвлиб. Они проводят много разных мероприятий и для авторов, и для читателей, размещают рецензии и отзывы на книги, организуют конкурсы. В частности, ежегодно этот портал проводит конкурс на лучшую книгу года по версии читателей. То есть никакого компетентного жюри нет, за книги голосуют сами читатели. В этом году в таком конкурсе среди научно-популярных книг участвовала и моя книга «Славянская нечисть», и даже вышла в полуфинал. Кстати, я об этом узнала случайно, и неожиданный успех порадовал. Но конкурс ещё не закончился. Я знаю, кто-то из моих подписчиков собирался купить эту книгу. Если вам она понравилась, то можете сходить и «нажать на кнопочку» голосования. Ну, или вам просто хочется сделать приятное автору канала. Идти вот сюда:
Букблогеры могут организовать онлайн-встречи с автором, записать интервью с ним, то есть получить себе на сайт хороший контент. А автор, соответственно, получит дополнительную рекламу. Подобные взаимовыгодные контакты у меня с Youtube-каналом «Дилетант» (191 тыс. подписчиков). Совсем недавно мы с его ведущим обсуждали мои книги по славянской магии и нечисти. Беседу в записи можно посмотреть на Youtube-канале, если удастся туда войти.
И на самый конец статьи, для тех мужественных читателей, кто её осилил, я оставила главное отличие современной книжной рекламы. Это формирование личного бренда автора. В XIX веке такая задача тоже была, и авторы в меру сил свой бренд продвигали: кто-то писал критические рецензии в разных журналах, кто-то ругал власть, кто-то пахал землю. То есть пиарились, кто как мог. Сейчас возможностей оказаться на виду значительно больше и, соответственно, возросла роль писателя. Автор может рассказывать о себе на своей странице, в блоге, здесь на Дзен. Может пообщаться со своими читателями не только в реале, но и виртуально, что в XIX веке было недоступно. К продвижению своего бренда, кстати, активно призывают и издательства, организуя презентации книг, книжные ярмарки, литературные встречи, лектории и семинары.
Этот красивый баннер не просто так. 26 ноября в 19.00 по Москве начнется мой онлайн-лекторий по русским календарным ритуалам и обрядам. Лекторий проводится на площадке издательства МИФ. На его программу можно посмотреть и записаться вот по этой ссылке: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/courses/slavmagic/ Всего 4 лекции — один раз в неделю. Но лекторий платный.
Ну, что же... Не ругайтесь. Эта статья посвящена рекламе. Вот она такая и получилась. Но больше саморекламы не будет до февраля. А там ждем кое-что интересное.