О продвижении книг на литературных площадках

402 прочитали

Эта статья в какой-то степени продолжает тему, затронутую в предыдущей: «Нужна ли хорошей книге реклама?». Но речь сегодня пойдёт не о рекламе как таковой, а о продвижении книги, о наборе читательской аудитории или, если хотите, о раскрутке. Причём о максимально бюджетном, а точнее, бесплатном её варианте.

Сегодня иллюстрируют статью котики. Давно их не было на канале.
Сегодня иллюстрируют статью котики. Давно их не было на канале.

И предварительно хочу сделать несколько пояснений, чтобы не было недопонимания или возмущений. Если для вас литература только способ самовыражения, вы пишите исключительно ради удовольствия или в качестве психотерапии, то эта статья не для вас, хотя, возможно, и вы в ней найдёте что-то полезное для себя.

Второе замечание: речь пойдёт только о сетевой литературе, о продвижении книг на литературных площадках. О продвижении и рекламе бумажных книг поговорим как-нибудь потом.

Итак, с чего начать?

Самый очевидный ответ: нужно сначала написать книгу, а потом думать о её публикации и продвижении. Так вот, я проконсультировалась с успешными авторами, в том числе, и сетевой литературы, и поняла, что этот ответ совершенно неверный. Начинать сотрудничать с сетевой площадкой нужно до того, как вы напишете и выложите там свою книгу. А еще лучше сначала выбрать площадку, а затем уже начинать писать книгу. Если книга уже написана, то на время нужно её отложить.

Киска Ириска приветствует вас.
Киска Ириска приветствует вас.

Потому что лучше всего выбирать площадку как читателю, задолго до того, как начнёте выкладывать книгу. А если вы только ещё планируете начать её писать — это вообще прекрасно. Потому что, посетив разные площадки как читатель, вы найдёте ту, где есть интересные для вас темы, жанры, авторы. Вы поймёте, где место вашей будущей книге, где она придётся «ко двору». Вы разберётесь, как и что на этой площадке работает. Поймёте изнутри, а не по советам стороннего человека, например, меня. Потому что у вас могут быть свои предпочтения.

И ещё, став читателям какой-то сетевой площадки (Литгород, Литмаркет, Автор.Тудей, Литрес, «Призрачные миры» и т. д.), вы будете частью «сетевой экосистемы». Вот такой термин я услышала от одного автора. Действительно, каждый литературный портал — это даже не просто сообщество, а особый мир, где есть свои законы, топы, кумиры, лидеры мнений, причём не только среди авторов, но и среди преданных этому ресурсу читателей.

И если вы не варитесь в «этом» супе, если ресурс для вас чужой, то и вы, как автор, будете для него чужим. И тогда с продвижением буду проблемы. Нет, не финансовые. Для только пришедшего автора, совершенно незнакомого на данной площадке, денежные вложения в рекламу — это пустая трата денег. Увидев рекламу вашей книги, её не бросятся сразу читать, а, скорее, только пожмут плечами. Почему? Потому что читатель не хочет рисковать кошельком и тратить деньги на неизвестного автора.

Эта статья в какой-то степени продолжает тему, затронутую в предыдущей: «Нужна ли хорошей книге реклама?».-3

Второй этап продвижения

Итак, вы выбрали площадку, покрутились на ней как читатель, возможно, протестировали одновременно ещё пару площадок. Теперь можно выкладывать книгу? Если вы ее уже написали или писали, пока тестировали литературные порталы, то можно. НО.

Публиковать сразу всю книгу эксперты сетевой литературы категорически не советуют. С готовыми книгами можно идти на Литрес, но там такая высокая конкуренция, что легко потеряться, и эта площадка подходит для тех авторов, у которых уже есть читательская аудитория.

Выкладывать книгу целесообразнее поглавно. Даже если книга написана, то лучше разбить её на кусочки так, чтобы выкладка заняла 2-3 месяца. Но, опять же, как говорят эксперты, лучше книгу выкладывать в процессе написания, читатели это понимают и принимают как захватывающую игру, когда не только они не знают, что там будет дальше, но, вероятно, и сам автор. Поэтому ждут следующей выкладки, в комментариях гадают, как выкрутится герой и как разрешится конфликт. То есть читатели проявляют активность, делятся загадками и захватывающими моментами в книге с другими читателями, что положительно влияет на продвижение, поднимает книгу в рейтинге.

И ещё один момент. Если автор не просто разделил готовую книгу на кусочки, а пишет продами, то он старается зацепить читателя, пробудить в нём потребность в следующем кусочке. О приёме клиффхэнгер слышали? Вот именно он поддерживает интерес. И читателям это тоже нравится, они увлекаются интригой. А в готовой книге часто глава заканчивается ни на чём, потому что читатель сразу видит следующую. При выкладке продами, этого не бывает. И читатель, не испытывая интерес, может просто уйти.

Примерно так я обычно работаю. Но сделать такую фотографию мне не чем))
Примерно так я обычно работаю. Но сделать такую фотографию мне не чем))

Продвижение на этом этапе во многом зависит от механизмов выбранной площадки. Например, на Автор.Тудей важно выкладывать проды часто и регулярно, тогда книга будет мелькать в топах. На Литгороде есть механизм «рекомендалок», когда авторы после пароды могут дать небольшую рекламу книг своих коллег. То есть эти механизмы тоже требуют изучения сетевой площадки.

Третий этап – это собственно раскрутка

На этом этапе эффективность продвижения во многом зависит от вовлечённости автора в жизнь литературного портала. То есть, если его знают на портале как активного, увлечённого читателя, то поддержат и как писателя. Поддержка других, особенно топовых авторов многого стоит. Вот на этом этапе запускается сарафанное радио. Но с нуля его запустить сложно, другое дело, если вас уже знают как читателя и вы знаете авторов, возможно, общались с ними в комментариях к их книгам. То есть успешность этого этапа во многом зависит от того, как вы прошли первый.

На третьем этапе возможны и денежные вложения, например, в таргетированную рекламу, в первую очередь, на самой площадке. Это нужно, чтобы проинформировать читателей о том, что начата выкладка новой книги. Но главное здесь не финансы, как подчёркивают эксперты, а именно включённость в жизнь литературного портала. В полном соответствии с поговоркой: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Если это не для вас, то сложностей будет больше.

Эта статья в какой-то степени продолжает тему, затронутую в предыдущей: «Нужна ли хорошей книге реклама?».-5

Выкладывая первую книгу и работая с ней, вы набираетесь опыта, завоёвываете определённый рейтинг и как читателя, и как писателя. Поговорка «чукча не читатель, чукча — писатель» — это не для сетевой литературы. Да и разобраться, почему тот или иной автор популярен и успешен, тоже интересно и полезно. Поэтому набираться опыта стоит, в том числе, читая произведения других авторов, которые вам близки как писателю. И именно на выбранной площадке. Как в любом сообществе, на литпорталах, прежде всего, поддерживают не денежных авторов, а своих. Кстати, размещать можно на разных площадках, если у вас не эксклюзив, то есть произведение с особым статусом. И посмотреть, где аудитория активнее.

Ну, и нужно понимать, что первая книга — это только начало пути. Ни в одной сфере, ни в одной профессии неопытный новичок не имеет большого авторитета. Поэтому если вы хотите серьёзно заниматься сетевой литературой, то настраивайтесь на долгий путь.

А если этот путь не для вас, то можно выбрать другой — заключить договор с издательством на бумажную книгу или издать её на свои деньги.

Кстати, если кого-то заинтересует история публикации романов "продами" можно почитать вот эту статью: "Роман-фельетон, или Откуда к нам пришла прода".