Питер Брейгель Старший (мужицкий) является одним из ярчайших представителей нидерландской школы. Вокруг происхождение художника до сих пор идут споры, а биография его туманна и противоречива.
По мнению Е.П. Рачеевой, Брейгель родился примерно между 1525-1530 гг. в окрестностях нидерландского города Бреда в деревушке Брейгел, от которой и получил свою фамилию . Однако Л. Байрамова приводит иные данные и указывает, что позднейшие исследователи доказали, что никакой деревушки Брейгел поблизости от города Бреда не было, хотя деревня Большой Брейгель существовала в провинции Лимбург; ей исследовательница и отдаёт предпочтение в качестве места рождения мастера.
Одним из основных мотивов в творчестве Брейгеля было изображение крестьян, на основании чего некоторые исследователи делают вы- вод, что художник имел простолюдинское происхождение, однако во времена поздне- феодального общества, в котором жил Брейгель, социальные лифты уже почти не работали, а, учитывая дальнейшую биографию художника, получившего довольно хорошее образование у придворного художника Карла V, а потом и женившегося на его дочери. Вряд ли родившись крестьянином Брейгель мог бы себе такое позволить.
Свой творческий путь Питер Брейгель Старший начал со знакомства с Иеронимом Коком – торговцем гравюрами и основателем издательского дома. Именно гравюры стали первыми известными работами художника. В те времена, более известным художником северного возрождения был Босх, именно с подражания стилю знаменитого мастера средневекового сюрреализма начался поиск Брейгеля собственного
стиля. Брейгель настолько умело освоил Босховский язык, что гравюру «Большие рыбы поедают мелких», выполненную Брейгелем в 1557 г., даже принимали за произведение Босха. Однако Брейгель не остановился на этом, постепенно впитав иносказательность и символизм Босха, он начал двигаться к собственному стилю, в котором порой достигал даже более элегантного символизма, не поражающего зрителя своей активной сюрреалистичной образностью в лоб, как это часто было у Босха. Стиль Брейгеля становился более мягким и вместе с тем, более серьезным и реалистичным нежели у Босха. В более поздних работах, мы понемногу можем увидеть этот переход.
В последней из ниже представленных работ Брейгеля «Детские игры» или «Игры детей» уже довольно отчетливо в сравнении с предыдущими двумя можно увидеть, при внешне ,казалось бы, большой схожести по композиции, чуть более спокойный и реалистичный тон повествования. На последней работе откровенно нереалистичной вакханалии происходит все меньше, полностью исчезли мифологические существа, и религиозные атрибуты.
И хотя картина все еще перегружена событиями и людьми, мы понимаем что такое в принципе вполне могло бы быть на средневековых улицах при определенных обстоятельствах. Все сцены изображенные на полотне, если каждую взять по отдельности, вполне реалистичны и взяты из жизни. При этом, иносказательная составляющая так же сохранена. На картине мы видим взрослых и детей вперемешку изображенных за своими обычными делами, дети играются, а взрослые занимаются своими «взрослыми» делами, хотя это не труд, а в большинстве своем такое же праздное времяпрепровождение , однако между ними будто нет никакой разницы. Порой даже не поймешь где тут взрослые, а где дети. Все переплелось и слилось в один бесконечный «праздник жизни». Взгляд на площадь с высоты как бы отстраняет зрителя от происходящего, заставляет взглянуть на события то ли со стороны птицы то ли со стороны Бога, для Которого вся наша суета, которой мы придаем столько значения (как дети своим играм), выглядит такой же бессмысленной и тщетной. Однако все вместе эти бессмысленные события и являют собою жизнь в ее бесконечном течении и движении. И все это в целом прекрасно и вечно.
В середине 60х годов 16-го века в Нидерландах наступили смутные времена. Наследник Нидерландских владений Филипп II который являлся королем Испании начал наводить свои порядки в наследных владениях. Однако местные элиты воспринимали его как чужака, который к тому же начал притеснять их права, а именно насаждать инквизицию и вводить налог на товарооборот(Алькабалу). К тому времени в Нидерландах уже во всю расцвели ростки Реформации и протестантская прослойка была весьма сильна. Филипп II же был ярым католиком и поборником католической церкви, это все привнесло в конфликт еще и религиозный окрас из-за которого как известно в истории конфликты приобретали еще гораздо более бескомпромиссный и кровавый характер.
Конец 16-го века ознаменовался грандиозными кровавыми событиями, вошедшими в историю как «Нидерландская революция». Король Филипп II отметился кровавыми погромами против протестантов которые привели к разрастанию спирали эскалации. События тех лет не могли не затронуть Брейгеля ведь это были его родные земли.
нам доподлинно не известно какого вероисповедания придерживался Брейгель, но скорее всего художник все таки сочувствовал протестантам. Это можно понять по таким косвенным признакам как увлечение изображением простых людей и их быта, от чего он и получил свое прозвище «мужицкий», не идеализируя при этом образы, как это было принято в ту эпоху, а находя красоту в изображении нескладных, неказистых, простых людей. Такая концепция в принципе довольно близка протестантизму, идеи которого были как раз таки в том, чтобы веру и Слово Божие сделать не только лишь привилегией ученых мужей священнослужителей знающих латынь, на которой были написаны все священные текста того времени, но и явить Его простым людям, создавая переводы Библии на общедоступных языках. Да и в целом протестантские движения того времени, а особенно популярный в Нидерландах Кальвинизм стремился к простоте и аскетизму. Картина Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме» особенно примечательна в плане отношения художника к событиям происходившим на его родине.
Художник являет нам классический религиозный сюжет отписанный в Евангелии от Матфея, в котором царь Ирод, в страхе потерять свою власть в преддверии рождения Мессии, который по пророчеству должен стать царем, приказал убивать всех младенцев, дабы сохранить свой престол. Однако, в этой картине события перенесены в другое время, в хорошо знакомую Брейгелю Фламандскую деревню, где изображены солдаты герцога Альбы, посланного Филиппом II для войны против протестантизма, убивающие младенцев, и терроризирующих местное население. Брейгель таким образом сравнил Филиппа с Иродом, и явно показал свое отношение ко всему, что происходило в те времена. Неизвестно почему, но со временем художнику пришлось изменить изображения младенцев на картине на всевозможных домашних птиц и тюков с сеном, а флаг с гербом Габсбургов, к роду которых принадлежал Филипп II закрасить. По этому поводу ходят много различных мнений, то ли заказчиков так сильно ужасали данные сцены, то ли сам художник испугался преследований, доподлинно неизвестно. Правда уже сын художника, Брейгель младший сделал копию этой картины и младенцев вернул, однако герб на знамени все же сделал золотым Иерусалимским крестом, дабы показать принадлежность событий к древним временам.
Ко второй половине 60х годов, период с мрачными картинами Брейгеля, постепенно сменяется на более лирический. В его работах все чаще большую роль начинает играть пейзаж, Брейгель обращается к опыту совершённым ещё в период работы с Иеронимом Коком во время поездки в Италию. Во время того путешествия Брейгель, как и Дюрер, делал большое количество зарисовок и гравюр с итальянскими пейзажами, альпийскими ландшафтами, детали которых в дальнейшем мастер будет вписывать в равнинные фламандские пейзажи, создаваемые в Брюсселе. Переезд в Брюсель и последующая женитьба возможно постепенно излечило его душу, в дали от погромов, которые все такж бушевали на его Родине. В этот период были созданы такие произведения как «Охотники на снегу». На картине, не смотря на прекрасный пейзаж, все же еще ощущается тревожность. Здесь мы видим и сожжение книг, чтобы согреться, и скудную добычу охотников возвращающихся домой, явно не лучшие времена настали для этих людей. Тем не менее красивый пейзаж, и люди которые не смотря ни на что вместе трудятся и сосуществуют, вселяет некоторую надежду на будущее.
И, наконец последний период жизни Брейгеля связан с большим увлечением обычными бытовыми сценами с изображением простых людей. Мало кто в те времена дерзнул бы изображать подобного рода сцены. Люди стремились к идеальному и прекрасному ведь прозаической страшной, грязной, обыденности и так хватало. Но художник умел разглядеть и, что самое важное, показать красоту в простых вещах и простых людях, задолго до передвижников. К этому периоду относятся такие работы как «Крестьянский танец» и «Крестьянска свадьба».
Этот период хоть и был весьма коротким во много и опре- делил восприятие Брейгеля и его особенности, реализм совмещенный с лирическим символизмом, поиск большого смысла в простом и обыденном. Последняя работа Брейгеля «Притча о слепых» по сути подводит итог многолетнего творческого поиска художника. Здесь есть все то, о чем было написано выше, и даже любовь к изображению пословиц, как отображению народной мудрости и жизни человека, к изображению которых он не раз обращался в своем творчестве. Фигура Питера Брейгеля Старшего была довольно интересной и многогранной, и хоть его биографию мы мало знаем, об этом с уверенностью можно сказать по его картинам, которые всегда были наполнены сложными смыслами.
Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!
А нам будем приятно)
Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт