Данные — это кровь современной экономики, мы собираем данные без оглядки, компании обжираются данными на всякий случай, пытаются хранить все, что только возможно. А ведь еще появились AI-алгоритмы, их нужно обучать на больших массивах данных, на рынке бытует мнение, что искусственный интеллект совершит прорыв, создаст массу рабочих мест. Верится в это с трудом, скорее в условиях дефицита людей нам придется привыкать к тому, что нас будут обслуживать алгоритмы. С одной оговоркой, так произойдет в богатых странах, Россия относится к их числу. В бедных странах все будет по старинке, там человеческий труд будет стоить примерно ноль, чашку еды в день. Расслоение стран в мировом масштабе продолжится с ростом вычислительных мощностей, процесс неизбежен, и его невозможно даже притормозить. Но речь не об этом.
В России дефицит дата-центров, он никуда не исчез, также как дефицит людей, которые готовы и могут обслуживать оборудование. Примечателен материал на эту тему от Никиты Цаплина, вы можете найти его вот здесь.
Герман Греф грезит огромными дата-центрами для которых нет ни места, ни возможности обеспечить их электричеством. Все это хорошо показывает отсутствие на рынке возможности развивать это направление до бесконечности. Объемы данных растут быстрее, чем мы строим дата-центры. И те же AI-алгоритмы — это зачастую трюк, чтобы добыть из данных те или иные закономерности, хранить не сырые данные, а только выжимку из них, самое полезное.
Плач Ярославны на рынке случился из-за того, что выросла стоимость кредитов, строить дата-центры невыгодно, при текущем уровне цен они не демонстрируют достаточной рентабельности. Поверхностный вывод, который слышен из уст разных людей: значит, стройка прекратится или станет не такой агрессивной, как в предыдущие годы. С чего вдруг? В России большое число госкорпораций, которые готовы и тратят деньги на свои дата-центры, они никуда не исчезли. Изменилась стоимость входного билета на этот рынок, и теперь он будет занят крупными ребятами, а мелкие и средние начнут вымирать в отсутствие поддерживающих бизнесов. Ровно такая же ситуация происходила в США, где нет монополии, но возникли крупные игроки, так как только эффект масштаба обеспечивает сносную экономику. То, что мы идем ровно по тому же пути, нельзя оценивать как нечто плохое или хорошее, все зависит от точки зрения и от того, кто вы, насколько будет затронут ваш бизнес.
Стоимость хостинга в России вырастет, она уже растет, и причин для этого масса — электричество, зарплаты, цена оборудования, которая постоянно растет для всех. Избежать этого невозможно, но дата-центры в лучшем положении, чем операторы связи, так как последние под пристальным вниманием ФАС, она не дает менять цены, хотя это жизненно необходимо.
Мне постоянно говорят, что операторы богатые, у них все прекрасно и никаких проблем в индустрии нет. Пользуясь случаем, посмотрим результаты «Ростелекома» за третий квартал 2024 года, компания показала убыток в 6.7 млрд рублей (годом ранее — прибыль 13.6 млрд).
Давайте взглянем на другой показатель — чистый долг. Он вырос на 26%, до 628.8 млрд рублей. Свободный денежный поток? Ушел в минус на 5.2 млрд рублей. Когда такие результаты у чемпиона нашего рынка, то что можно говорить обо всех остальных, компаниях другого масштаба? Крупный бизнес имеет диверсификацию, разные направления, что позволяет снизить удар от падения доходов от телекома. Но сама ситуация критическая, мы уже проходим точку невозврата, следующим летом сети начнут сыпаться. Сбои будут нарастать постепенно, а деградация качества связи станет заметной уже весной.
Для Ростелекома убыток третьего квартала во многом связан с долговой нагрузкой, она выросла за счет новой ставки и выплат, которые делает компания. Она продолжает занимать деньги, но цена этих заимствований значительно выше.
Весь рынок живет в этом положении, цена денег изменилась для всех без исключения. Живописать, что все упадет, мы будем жить в землянках, не стану, такого точно не случится. Но то, что начинается переформатирование рынка, очевидно. И все компании, не имеющие достаточного запаса прочности, начнут тонуть. Более того, частные акционеры или владельцы компаний, которые ориентированы на получение барышей, не являются стратегами, радостно изымают деньги и несут их в банки, там сейчас гарантированный доход выше, чем в бизнесе, рентабельность которого резко снизилась.
Если выйти из своего информационного пузыря, то неожиданно окажется, что стоимость дата-центров растет во всем мире, нет мест, где их можно поставить дешево, так как все упирается в электричество. Уже идут разговоры о строительстве атомных электростанций исключительно под обслуживание дата-центров. Взгляните на Малайзию, где происходит бум строительства дата-центров, так как правительство создало уникальные условия. Страна уже сталкивается с отсутствием водных ресурсов для охлаждения дата-центров, ровно так же есть дефицит электроэнергии. Первое и второе взаимосвязано. Мы как человечество упираемся в пределы роста для накопления цифровых данных, в этом направлении не предвидится никаких видимых прорывов. А они жизненно необходимы, иначе стоимость цифровой экономики станет непосильным бременем для большинства стран. И тут не получится дистрибутировать свою цифровую экономику широко в мир, продавать ее неумелым странам. Также много ограничений на пути такой экспансии. Верю, что мы найдем те или иные пути, так всегда происходило в истории, но вначале будет не один и не два кризиса, которые нужно будет преодолеть. Передел рынка хостинга в ближайшие годы станет случившимся фактом, а стоимость услуг будет постоянно расти, нет никаких предпосылок для сохранения цен на том же уровне, не говоря о падении.
Полная версия свежего выпуска авторской рубрики БИРЮЛЬКИ Эльдара Муртазина на сайте https://mobile-review.com: