Найти тему

Герман просто бредил этим фильмом. И говорил, что весь «Ленфильм» вышел из этой кинокартины.

1960 г. Прошла первая волна массовой реабилитации жертв "сталинских" репрессий. Как в 1937 г. ,практически без разбора, выполняя, согласованные с высшим руководством страны, лимиты на репрессии в отношении "врагов народа", органы госбезопасности заполняли острова "Архипелага ГУЛАГ", так и в 1957 г. несколько десятков специальных комиссий во внесудебном порядке разгружали лагеря от 58-й статьи.

И потянулась из лагерей страна сидевшая, чтобы встретиться со страной сажавшей. Естественно, мимо этой темы писатели и драматурги пройти не могли. И начались очень завуалированные попытки, хотя бы поверхностно отобразить то время.

В 1960 г. драматург Леонид Зорин написал пьесу "Друзья и годы". Пьеса в 1961 г. с успехом прошла в Ленинградском государственном академическом театре драмы имени А. С. Пушкина. Главные роли играли Вадим Медведев и Игорь Горбачев. Пьеса охватывала временной отрезок советской истории с 1934 г. по 1960 г. Одной из основных тем была тема предательства одним из главных героев, сотрудником прокуратуры Юрием Державиным, которого играл Вадим Медведев, своего фронтового друга Вадима Лялина. Державин и Лялин, оба работники Московской областной прокуратуры претендуют в 1949 г. на место начальника отдела в Прокуратуре РСФСР. И, чтобы избавиться от конкурента, Державин организует на Лялина донос об антисоветской деятельности друга.

Через два года, в 1962 г., Леонид Зорин написал на тему репрессий киносценарий "Закон". Очень долгое время режиссеры А. Алов и В. Наумов хотели его экранизировать. Если бы тогда это удалось, фильм был бы выдающимся событием в советской общественной жизни. Но, к сожалению, фильм был снят только двадцать пять лет спустя уже одним Владимиром Наумовым и не имел достойного резонанса. Об этом фильме у нас есть статья.

Но вот пьесу "Друзья и годы" экранизировать удалось. Двухсерийный одноименный фильм снял на киностудии "Ленфильм" по сценарию Леонида Зорина кинорежиссер Виктор Соколов. На экраны фильм вышел в августе 1966 года.

Фильм разбит на несколько новелл по временному признаку. Действие начинается в маленьком южном городке на берегу моря. Городок никак не назван. Но снимали фильм в Феодосии и Коктебеле.

Даты новелл очень характерные. 1934 - несколько месяцев до убийства Кирова и начала "Большого Террора". 1937 г. - пик "Большого Террора". 1941 г. и 1945 г. - начало и конец Великой Отечественной войны. 1949 г. - начало новой, послевоенной волны репрессий. 1953г. - смерть Сталина. 1955 г. - начало реабилитации жертв репрессий.

Это были годы. А теперь о главных героях, о друзьях.

Друзья в начале фильма.
Друзья в начале фильма.

Зорин явно перегрузил и пьесу, и сценарий главными героями. И легко запутаться среди них. Есть четыре одноклассника - Таня, Юра, Володя и Гриша. В 34 году им по 23 года и они заканчивают вузы. Таня - филолог, Юра - юрист, Володя - строитель, Гриша - врач.

По ходу действия добавляется еще несколько главных героев.

Еще не запутались в количестве главных героев? Дальше будет еще интереснее. Авторы фильма на фоне эпохи погружают нас в перипетии личной жизни всего этого массива действующих лиц. Первоначально фильм имел название "Карьера", так как в отличие от пьесы на первый план выведена жизнь юриста Юры Державина.

Не самая удачная роль Юрия Яковлева. Он должен был бы играть самого умного, самого красивого из всей компании. В красоту, ум и обаяние которого все встречные девушки влюбляются с первого взгляда. Но нету у Яковлева такого обаяния. Перед нами Ипполит из "Иронии судьбы" в молодости. Скучный, унылый и трусоватый карьерист. Красавец Вадим Медведев идеально подошел бы на эту роль.

Так вот этот юрист Юра сначала крутит любовь с Таней, потом появляется москвичка Людмила с номенклатурным папой. Папу в 37 году сажают и Юра переключается на Надежду, младшую сестру Тани, студентку - юристку. Но жениться он на другой, на москвичке. К началу войны Юра уже работает в Московской городской прокуратуре. А после войны начальником отдела в прокуратуре Московской области. Чтобы занять место начальника отдела в Прокуратуре РСФСР он вместе с Надеждой. которая уже переключилась с женатого Юры на крупного чиновника из Прокуратуры республики, организовывает донос на своего фронтового друга Вадима. Вадима осуждают к лишению свободы.

В 1955 г. Вадим освобождается.

Случайная встреча в метро после освобождения. Юра пытается поздороваться с Вадимом, но тот его просто игнорирует.
Случайная встреча в метро после освобождения. Юра пытается поздороваться с Вадимом, но тот его просто игнорирует.

И это еще только линия Юры. А там еще Таня, провинциальная звезда, не дождавшись Юры выходит замуж на нелюбимого врача Гришу. А Володя строитель женится на Людмиле, у которой репрессировали отца. Володя с Людмилой уезжают поднимать послевоенную деревню, и Людмила там погибает в результате автокатастрофы. Детей у них не было и Володя берет на воспитание сына Вадима Лялина, пока тот сидит в лагере. И это еще не все. В общем, такая наша советская "Санта-Барбара" с шестидесятническим душком. Сейчас бы сняли 5 сезонов по 20 серий в каждом и все бы рыдали.

Но тогда советский зритель как-то без энтузиазма отнесся к этому фильму. Особой популярностью он не пользовался. Обычный советский кинороман, хотя и на очень актуальную тему репрессий. Вышедшая несколькими годами раньше экранизация В. Басов романа Ю. Бондарева "Тишина" на ту же тему вызвала несравнимо больший интерес у зрителей.

Чем это объяснить? Может, перегруженностью фильма героями, затянутостью действия. Может, тем, что зритель не увидел крепкого сюжета. Действие постоянно перескакивает с одного героя на другого, показывается спонтанный поток жизни. Зритель не успевает сосредоточиться на одной сюжетной линии, а авторы уже подбрасывают ему другую. Может, тем, что тема репрессий дана мягкими полунамеками, а к тому времени народ ждал более откровенного описания этой темы. Уже полстраны прочитало или слышало про"Ивана Денисовича." То, что было приемлемо в 1960 г. .

к 1965 г. уже выглядело устаревшим.

Хотя песня Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского из этого очень часто звучала по радио и в выпусках "Голубых огоньков". Следователь военной прокуратуры Вадим Лялин поет вальс в одном из австрийских городков. Почти готовый клип. Его часто показывали по советскому телевидению в киноконцертах.

И звучит в фильме еще одна песня. Музыка и слова народные. Подражание поэзии Сергея Есенина. Именно этой песней режиссер Соколов дает еще один намек на мрачность показываемых лагерных, сталинских времен. Володя-строитель переезжает вместе с женой Людмилой в деревню главным инженером МТС. Они поднимать деревню, а деревенская молодежь из деревни бежит. И молодой колхозник Павел, которому председатель колхоза выдал справку на отход из колхоза поет на своих проводах эту замечательную песню. Павла играет обаятельнейший молодой актер Игорь Пушкарев, который до этого стал знаменитым исполнив главную роль в фильме "А если это любовь".

Песня имеет массу народных вариантов и названий. Но основное название "Письмо жены мужу в лагерь". Обратите внимание, что начало второго куплета звучит как-то замедленно, чтобы невозможно было понять, что песня лагерная. И не исполняется последние два куплета, вот полный текст этого шедевра народной песни.

По бугоркам, по лисьим косогорам
Плывёт, качаясь, бледная луна;
По вечерам поют девчата хором,
И по тебе скучает не одна.

Ты пишешь мне, что ты по горло занят,
Что лагерь ваш угрюм и нелюдим;
А вот у нас, на родине, в Рязани
Вишнёвый сад зацвёл, как белый дым…

С утра в поля гоняем мы скотину,
Цветёт в полях душистая трава,
А под окном кудрявую рябину
Отец срубил по пьянке на дрова.

Получишь ты амнистию большую,
Так напиши, приедешь ли тогда.
А может быть, нашёл себе другую,
И я одна останусь навсегда.

Но знай же ты, что в нашем тихом крае
Жизнь не стоит, она идёт вперёд;
Имей в виду — известный Колька-фраер
Мне день и ночь покоя не даёт!

А потом встык дается показ патриотической оперы о колхозной жизни , а-ля "Кубанские казаки", в Большом театре, на котором присутствуют герои фильма. И им опера нравится.

Вот и все, что сейчас запоминается от просмотра этого фильма. Эти две песни. А в шестидесятые фильм тихо сошел с экранов и о нем забыли.

Но ведь вот что характерно. Сейчас вокруг фильма сложилось мнение, что он получился таким неудачным из-за того, что ленинградское партийное начальство подвергло его жестокой критике, и режиссер вынужден был вырезать несколько важнейших сцен, в частности по еврейскому вопросу. И гнев партийного начальства дошел до такой степени, что некий генерал из партактива после просмотра фильма в Смольном своей палкой крушил коробки с пленкой.

Ничего там такого нет, чтобы вызвать такую резкую реакцию. Специально сравнил фильм и пьесу. Не знаю, что там было по еврейскому вопросу в сценарии, хотя еврейского вопроса в СССР в начале 60-х годов в остром виде не существовало, но фильм практически аутентичен пьесе. При этом режиссер Соколов в своем интервью через много лет рассказывал, что, когда он привез фильм киноначальству в Москву, там картину признали выдающейся, в одном ряду с "Председателем и "Коммунистом". Что фильм произвел в Москве сенсацию и собрал по стране 13 млн. зрителей.

А для студии она стала эмблематичной. Герман перед каждым своим фильмом смотрел «Друзья и годы», и говорил, что весь «Ленфильм» вышел из этого фильма, просто бредил этим.
Но обком так и не простил картину. О «Друзьях и годах» в Смольном сказали «очернительство». А Романов, когда смотрел, слился с диваном, и после просмотра сказал одну замечательную фразу: «Ну, что же это такое! Какая бедность реквизита! Столько раз одни и те же часы!»

То есть претензии к картине были у обкома в вопросе бедности реквизита? И насчет 13 млн. зрителей. Цифра для "сенсации" не очень большая. Но вот сколько не искал в сети по специализированным сайтам, так и не нашел статистики по прокату этого фильма. Есть статистика почти на все советские фильмы и на те, что собрали от 87 млн. зрителей - "Пираты 20 века", до "Среди серых камней" Киры Муратовой в 60 тыс. зрителей. Но вот статистики фильма "Друзья и годы" почему-то нет.

Опять получаются кинобайки о том, как коммунистическая цензура душила таланты и не давала советскому зрителю наслаждаться настоящими шедеврами? Которые сам Алексей Герман- ст. смотрел перед каждой своей картиной.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.