Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как советский разведчик спас целый пароход с семьями советских дипломатов. Что произошло на «Кейхи-мару» в сентябре 1941 года?

С ростом агрессивности японских официальных лиц после начала Великой Отечественной войны, советским правительством было принято решение о вывозе семей советских дипломатов на Родину. 15 сентября 1941 года советский разведчик подполковник Михаил Иванович Иванов, действующий в Японии под прикрытием должности секретаря консульского отдела посольства, получил приказ – сопровождать третью группу эвакуации.

Михаил Иванов после войны в Испании / Подполковник Михаил Иванов
Михаил Иванов после войны в Испании / Подполковник Михаил Иванов

Первые две были вывезены в июле и августе. А вот с третьей японцы решили «помотать нервы». Дважды назначались и откладывались сроки отъезда. И вот наконец в третий раз была назначена дата – середина сентября. К этому времени в Японии стало совсем тяжело. В газетах и по радио говорили о необходимости боевых действий против СССР. Под звуки боевых гимнов по улицам маршировала японская молодёжь. Проводились митинги.

Перед самым отходом парохода «Кейхи-мару», на который загрузили женщин и детей, легальная резидентура получила информацию – готовиться провокация. Японские военные собирались взорвать пароход, обвинив СССР в том, что из-за его мины погибли женщины и дети. К счастью, это не удалось.

Но плавание японцы превратили в тяжёлое моральное испытание. Ночами, в период шторма, они несколько раз поднимали по тревоге женщин и детей. Якобы обнаруживалась советская мина и требовалась эвакуация. Потом мину тащили на буксире в ближайший порт и плавание продолжалось. И всё начиналось заново.

Пароход во время шторма
Пароход во время шторма

Естественно, что женщины и дети постоянно нервничали и плакали. К их испытаниям добавлялось штормовое море и кишечные инфекции из-за несвежей пищи и воды на судне. Одни жёны дипломатов умоляли Иванова вернуть их к мужьям, другие требовали высадить в ближайшем корейском порту. Михаил Иванович с трудом справлялся с паникой.

Потеряв всякое терпение, он предпринял решительные действия. Отправил телеграммы в наше посольство в Токио и в пароходство во Владивостоке, заявил протесты представителю судовой компании и капитану. А самое главное, категорически запретил без согласования с ним будить женщин и детей, тем более – спускать их в шлюпки.

В ближнем порту Северной Кореи удалось наконец накормить пассажиров нормальной едой и оказать медицинскую помощь. 22 сентября у острова Русский их встретило советское спасательное судно. Иванову сразу предложили перебраться к своим. Но он отказался, пока последний пассажир «Кейхи-мару» наконец не сошёл на родную землю во Владивостоке. Иванов спас всех.

Михаил Иванов (слева) и посол Федоренко в Японии в 50-е годы
Михаил Иванов (слева) и посол Федоренко в Японии в 50-е годы

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

В разведуправлении флота Иванов узнал, что оказывается вся команда парохода перед выходом в море была сменена на японских разведчиков. По совету коллег Михаил Иванович вернулся в Токио по железной дороге. Ему предстояли ещё очень серьёзные дела.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.