quia tuum est regnum et potestas et gloria in saecula
ибо твоё есть царство и сила и слава вовеки
Это произведение из тех, которые и не особо понравились, и не оставляешь в своей библиотеке, но и в тоже время не перестаешь думать о нем.
Раньше с этим писателем я не была знакома - в институте мы должны были читать его произведение "Тихий американец", но я не успела его изучить. Поэтому это первый мой роман Грэма Грина, но он оставил мощное впечатление, такие книги не забываются.
Роман разворачивается на фоне кровавого противостояния между мексиканским государством и католической церковью в бурных 1920-х годах. . Запрет на религиозную практику, конфискация церковного имущества и преследование священников стали обыденностью. На этом фоне появляется образ центрального персонажа – священника, которого история окрестила "пьющим падре".
Писатель использовал здесь прием создания "слабого героя". Кроме алкоголя, в его жизни есть еще одна тайна - ребенок, которого он зачал в каком-то душевном порыве с индианкой в селении. Это многогранный герой, человек, сломленный жестокостью происходящего, одиночеством и горем. Алкоголь стал его утешением, притупляющим остроту боли и отчаяния. Однако, несмотря на личные недуги, несмотря на свое падение в глазах многих, он продолжает служить.
Падре Хосе прошел в широкие, в классическом стиле ворота с выбитой поверху черными буквами надписью «Silencio» [молчание (исп.)] – прошел в то место, которое люди когда-то называли «Божьей нивой». Оно напоминало участок за стройки, где каждый владелец строил как ему взбредет в голову, не считаясь с соседями. Большие каменные склепы были самой разной высоты и самых разных форм; на некоторых крышу украшал ангел с замшелыми крыльями; в других сквозь стекло окошка виднелись на полках ржавеющие металлические венки. Будто заглядываешь в кухню дома, жильцы которого выехали, забыв опростать цветочные вазы. Тут было что-то родное, близкое – ходи куда хочешь, что хочешь разглядывай. Жизнь отступила отсюда навсегда.
Его приходы - затерянные в горах деревни, населённые простыми людьми, лишёнными духовной поддержки. Он рискует жизнью, проводя тайные мессы, крестя детей, исповедуя грехи и причащая верующих. Каждая божественная литургия — это акт смелости, демонстрация несокрушимой веры, противостоящей безумию государственного террора.
На падре объявлена настоящая охота. Кроме него есть еще второстепенный персонаж, за которым охотятся власти - разбойник, и в сюжете священник и бандит встают на одну ступень, приравниваются. Но к служителю божьему применяются жестокие меры - убивают жителей селения, если они не выдадут его. Когда еще на земле преступники имели меньше вины, чем священники? Невольно вспоминается Голгофа, Иисус и Варавва.
Бегство через горный хребет в соседний штат, где за нелегальные мессы угрожает лишь штраф, а не расстрел, — это не отказ от принципов, а тактический манёвр. Приют у богатого покровителя — не знак слабости, а возможность восстановить силы и продолжить миссию. Однако предложение остаться и служить в местной церкви он отвергает. Его призвание — быть со своими прихожанами. Получив весть об умирающем человеке в горах, он не колеблется.
Священник знает, что это тот самый преступник, и подозревает, что это ловушка для него самого.
Самомнение так и лезло из него; он не представлял себе, что является всего лишь частицей мира предательств, насилия, похоти – мира, в котором весь его срам ничего не значил. Сколько раз приходилось священнику выслушивать такие признания! Человек так ограничен: он даже не способен изобрести новый грех – все это есть и у животных. И за этот мир умер Христос! Чем больше видишь вокруг себя зла, чем больше слышишь о нем, тем большей славой сияет эта смерть. Легко отдать жизнь за доброе, за прекрасное – за родной дом, за детей, за цивилизацию, но нужно быть Богом, чтобы умереть за равнодушных, за безнравственных.
Знание о неминуемой гибели не останавливает его. Это является кульминацией его жизни, последним подтверждением верности своим обетам. Засада и арест — трагический, но логичный эпилог для героя, выбравшего путь самопожертвования.
Его казнь — символ жертвы церкви в период гонений. Финальная сцена — появление нового священника в том же потайном месте, где скрывался главный герой, — символизирует непрерывность веры, её способность переживать даже самые жёсткие гонения. Это надежда на то, что вера выстоит, что люди будут иметь доступ к духовной поддержке, несмотря на преследования.
Этот новый священник — продолжение дела своего предшественника, символ непрерывности борьбы за веру и правду в стране, разрываемой гражданской войной и религиозными конфликтами.
Очень интересное произведение и для самого писателя, которого всю жизнь волновали и терзали вопросы веры. Само понимание "плохого католика" списано с автора. Со своей женой он повенчался, как того требовали обычаи, но это активизировало темные его стороны - он изменял жене, ходил по публичным домам, курил опий, любил закрутить роман с замужними женщинами. Он сам говорил про себя:
Мне нужно было обрести религию...которая померилась бы силами со злом во мне...
При этом он позже критикует Ватикан и Папу.
Хочу отметить еще и переводчика - Наталью Альбертовну Волжину, последовательницу "кашкинской" школы, она подарила нам переводы таких великих произведений, как "Наш общий друг", "Собака Баскервилей", "Белый клык", мой любимый роман "Гроздья гнева".
А вы читали какие-то произведения этого писателя?
_____________________________________________________________________________________
Что еще почитать на канале: