Проект "Гуляем по Москве" продолжает удивлять. Вы знаете, где у Москвы "музыкальное сердце"? Об этом феномене нам рассказала на экскурсии (бесплатно!) "Музыкальное сердце Москвы" гид-экскурсовод, музыковед и выпускница Московской консерватории Юлия Дмитрюкова. Кто, как не она, лучше знает об этом!
Начинаем экскурсию на Театральной площади у фонтана Большого театра.
Про здание Большого театра много сказано и написано. Можно добавить, что оно было построено архитектором Осипом Бове в 1825 году. Сгорев до основания в 1853 году, кроме знаменитых колонн, здание было вновь построено архитектором Альбертом Кавосом (дедом Александра Бенуа). С 1856 года Большой театр, не меняясь, украшает Театральную площадь Москвы.
Мы не только ходили и смотрели, но слушали фрагменты опер, оперетт, симфонических концертов и песен. Это был мини-спектакль на исторических музыкальных подмостках.
Спешащие пешеходы с интересом прислушивались - откуда звучит волшебная музыка и пение хора девушек? А мы слушаем рассказ о композиторе Алексее Верстовском, который ещё до Михаила Глинки, написал первую русскую оперу "Аскольдова могила". Рассказ сопровождался музыкальным фрагментом из оперы. Послушайте, это очень красиво! Хор девушек:
Ах, подруженьки, как грустно
круглый год жить взаперти!
Из-за стен лишь любоваться
на широкие поля!
Нам и песни не веселье:
от тоски мы их поём! (посмотрите видео, сначала реклама, а потом невероятная красота!)
Театральную площадь окружают театры. Помимо Большого, здесь здание Новой сцены Большого театра, Государственный академический Малый театр, Российский академический молодежный театр (РАМТ). Каждое здание достойно отдельного рассказа, но мы пойдем дальше.
Свернём на улицу Большая Дмитровка к Колонному залу Дома Союзов. Бывший Дом Благородного Собрания был построенный ещё в конце XVIII века архитектором Михаилом Казаковым, в стиле классицизм.
В Колонном зале Дома Союзов в советское время проводились самые значимые музыкальные и государственные мероприятия. Теперь своей концертной политики у хозяев здания нет, но от случая к случаю, зал сдается в аренду.
Улица Большая Дмитровка уже украшена к Новому году. На календаре ноябрь. Тем, кто спешит в Московский театр Оперетты, создают радостное настроение. Это здание - памятник архитектуры XIX века. Внутри - уникальный интерьер и расписной плафон кисти Константина Коровина. Здесь представляют классическую оперетту и мюзиклы. От мюзиклов "Моне-Кристо" и "Анна Каренина" - не в восторге, не мой формат(.
Сворачиваем в Камергерский переулок. Он знаменит тем, что здесь жил композитор Сергей Прокофьев. Таким щёголем, как и в жизни, шагающим с нотами по переулку, воплотил его образ в памятнике скульптор А. Ковальчук в 2016 г. Квартира-музей композитора в Камергерском переулке, д. 6.
В доме № 5/7 жил известный русский оперный певец, лирический тенор Леонид Собинов. Мы слушаем начало романса " Средь шумного бала..."
Дикция его ясна, как кристалл, — «точно сыплется жемчуг на серебряное блюдо».
Проходим мимо великолепного здания в стиле модерн Московского Художественного театра им. А.П. Чехова, архитектор Федор Шехтель, к памятнику основателей театра К. Станиславскому и В. Немировичу-Данченко.
Памятник был отлит из бронзы в Италии в 2014 году, постамент из финского гранита изготовлен в Вероне. Скульптор и архитектор А.В. Морозов. Станиславский опирается на стилизованный античный алтарь с масками Комедии и Трагедии. Текст, выбитый на латыни, переводится как начало монолога героини пьесы Чехова «Чайка» Нины Заречной: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени…». Теперь буду знать!
А мы пересекаем Тверскую улицу и оказываемся в тихом Брюсовом переулке. Здесь совершенно не слышно шума городского. Нет машин. Уютный комплекс домов 8-10, стр.1 , построенный в 1956 году, в котором жили и живут великие музыканты.
Жилой дом в народе назвали «Дом 100 роялей». О том, кто здесь жил можно судить по мемориальным доскам на фасаде...
Рядом разместился «Московский дом композиторов» со своей студией звукозаписи, концертным залом, нотной библиотекой, рестораном и пр.
Здесь же можно прогуляться в тишине сквера у памятника прославленному армянскому и советскому композитору Араму Ильичу Хачатуряну. Автор памятника Георгий Франгулян мне известен с тех пор, как побывали у него в мастерской на авторской встрече. Об этом можно прочитать здесь:
Запомнился его рассказ о том, как важно вписать памятник в окружающее пространство. Это задача архитектора проекта. Если все сделано правильно, то памятник будет органично смотреться на своем месте, что я и отметила для себя. Слова подтвердились на деле!
Композитор парит, как на крыльях, среди музыкальных инструментов, звуков, нотных партитур. А мы слушаем музыку вальса Хачатуряна к драме М. Лермонтова "Маскарад". Такая пронзительная и красивая осень вокруг...
Совсем рядом- напротив Храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, памятник другому знаменитому музыканту - Мстиславу Ростроповичу.
Скульптор Александр Рукавишников и архитектор И. Воскресенский (2012 г.) тоже безукоризненно вписали его в окружающее пространство. Нам сказали, что это единственный в мире памятник играющего виолончелиста.
В фигуре чувствуется творческое напряжение музыканта. Он действительно играет!
Рядом еще один тихий сквер и дорога, ведущая к консерватории и Дому артистов Большого театра.
Дом легендарный. Брюсов переулок 7. Первые жильцы заселились в 1936 году. Архитектор Алексей Щусев. Сталинский ампир.
О том, кто здесь жил, можно судить по мемориальным доскам на фасадах.
Оперные певцы: Надежда Обухова, Антонина Нежданова, Иван Козловский, Мария Максакова, Ирина Архипова; артисты балета: Ольга Лепешинская, Екатерина Гельцер, главный художник Большого театра Федор Федоровский и многие другие.
На прощанье мы слушаем "Вокализ" Сергея Рахманинова, который он посвятил Антонине Неждановой.
Сохранились воспоминания певицы: «В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное, произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами."
Вечером, после экскурсии, я направилась в консерваторию на концерт, о котором писала недавно...
Кто открыл для себя "музыкальное сердце Москвы" можете поставить "лайк"!) Спасибо за внимание!