11.04.2023 г.
Новые встречи и открытия всегда происходят неожиданно. Получаю предложение от моих постоянных спутников по музеям и выставочным залам о творческой встрече со скульптором Георгием Франгуляном.
«Скульптор, народный художник РФ, автор памятников Булату Окуджаве на Арбате, Иосифу Бродскому, Дмитрию Шостаковичу, Араму Хачатуряну и многим другим, приглашает на экскурсию в свою галерею».
Конечно, принимаю предложение. Отправляюсь в старейший район Москвы-Хамовники. Из окна автобуса наблюдаю за московской архитектурой. Остановка перед сквером, далее - величественный храм. Погодинская ул. д.2. Галерея с огромными стеклянными окнами и стеклянной дверью. Сквозь стекло просматривается скульптура и пространство галереи манит внутрь.
Здесь тихо, солнечно и уютно. Свет проникает в большие окна. Видно улицу, спешащих пешеходов и храм напротив. Кругом замысловатые фигуры, торсы, головы из металла, бронзы и дерева. Физически ощущаешь творческое движение авторской мысли.
«FRANGULYAN GALLERY» — частная скульптурная галерея одного из ведущих российских скульпторов — народного художника РФ, академика РАХ Георгия Франгуляна. Пространство было создано с целью знакомства столичной публики с творчеством автора, а также для развития живого диалога между художником и зрителем. Галерея является своеобразным продолжением творческой мастерской скульптора, местом, где можно проследить замысел художника от идеи до воплощения. Галерея «Frangulyan» приоткрывает перед зрителем «кухню» скульптора, творческую жизнь художника, обычно скрытую от посторонних глаз.
Скоро-скоро мы узнаем: каково это быть скульптором, архитектором, философом, учителем, художником…
Выходит СКУЛЬПТОР и начинает неторопливый разговор с гостями. Перед нами «открываются двери в невидимые миры». Работа скульптора – это каторжный труд, приносящий, в итоге, радость и удовольствие не только мастеру, но и окружающим людям на долгие времена.
Конечно, если эта работа гармонична, продумана и композиционно вписана в окружающее пространство; если она связывает воедино городскую среду, монотонные дома, невзрачные скверы.
Когда скульптор видит все в едином архитектурном ансамбле, тогда получается шедевр. А сначала – это идея, лепка модели из глины, потом - в натуральную величину. Если конная статуя, то вылепить надо и коня, и всадника. И все это своими руками, без помощников, шаг за шагом, приближаясь к замыслу. Потом отлить фигуру в металле. Потом установить в нужном месте, потрудившись над фундаментом, пьедесталом.
Потом окажется, что у Заказчика нет средств и не остается ничего, кроме, как подарить памятник городу… И такое бывает.
Дарить приятно по своей воле, но иногда приходится и ради идеи!
Из рассказов автора: …эти деревянные доски я увидел, когда разрушали старый дом. Доски стало жалко. Они были такие добротные. И я им подарил вторую жизнь»
Из интервью: Какие человеческие ценности вы считаете фундаментальными?
ГФ: Честь – она в любой ситуации должна быть путеводной звездой. Отсюда следует отсутствие подлости, воровства и другие христианские ценности. Любовь к людям и к жизни – это главный двигатель нашей повседневности.