«Некрополь «Литераторские мостки» — филиал Государственного музея городской скульптуры, располагается в северо-восточной части Волковского кладбища, основанного указом Сената в 1756 году. Волей истории это место стало знаковым для демократического Петербурга XIX века, а затем и для всей отечественной культуры». (https://litmostki.gmgs.ru/o-nekropole/)
Дорогие читатели!
Сегодня я хочу прогуляться с вами по одному из самых значимых некрополей Санкт-Петербурга.
То ли осенняя меланхолия, то ли время, которое у дачников появляется только с наступлением холодов – но именно ноябрь я выбрала для столь необычной прогулки. Тем более, в этом году в Питере последний осенний месяц радует нас отсутствием сугробов и жутких холодов, даже травка на окраине кладбища была ещё зеленая.
На "Литераторских мостках" похоронены известные русские писатели, скульпторы, актеры, литературные критики, ученые и врачи.
Полный список известных захоронений с краткими биографиями есть на сайте некрополя.
На этой же странице есть подробная интерактивная карта захоронений:
Я для удобства разделила её на кусочки и распечатала:
Маршрут до кладбища довольно прост:
- если вы на автомобиле, то прямо у входа есть хорошая парковка.
Адрес кладбища Расстанная ул., 30, парковка и вход находятся на углу Растанной улицы и Растанного проезда.
- Если же вы выбираете пеший маршрут, то советую доехать до станции метро «Волковская», а далее пройти к «Литераторским мосткам» через Волковское православное кладбище.
Маршрут вы можете посмотреть на этих фотографиях:
По пути вам встретятся красивые захоронения, одно из них (почти на выходе) особенно привлекло наше внимание:
Также у самого выхода уделите минутку воинскому захоронению (неплохо, конечно, взять с собой и пару гвоздичек):
На этом месте захоронены герои, отдавшие жизнь за наш город (листайте галерею):
Сразу за оградой вы увидите церковь Воскресения Словущего. Её можно посетить, храм действующий.
Единственное, что меня немного шокировало, когда мы вошли у нас дважды (!) пытались выпросить средства на помощь храму. Это немного испортило впечатление от места, тем более церковь имеет светлую историю. Во времена СССР она была сохранена в качестве музея, теперь же восстановлена и радует глаз красивым убранством.
Рядом с церковью покоится некогда узник Петропавловской крепости, чиновник и писатель Радищев Александр Николаевич (1749–1802):
Место захоронения было утеряно почти сразу после гибели философа. Обелиск был найден в начале 2000-х годов, и в 2003 году восстановлен.
Недалеко от входа находится могила, не обозначенная на карте кладбища:
У отца Анны Ахматовой была весьма сомнительная биография, так что долго задерживаться на нём я не буду.
Первый памятник, о котором я всерьёз прям решила рассказать, это Александр Александрович Блок (1880-1921):
Знаменитый поэт прожил всего 40 лет. Как указано на сайте, «прах поэта и его родных был перенесен со Смоленского православного кладбища в 1944. Памятник установлен музеем к 25-летней годовщине смерти поэта 7 августа 1946».
У Блока есть замечательно стихотворение для детей, которое называется «Рождество»:
Неподалёку от поэта похоронен знаменитый геолог, открывший не один крупный золотоносный район, Билибин Юрий Александрович (1901–1952):
Как и полагается для человека его профессии, в отделке основания памятника использовался красивый минерал – амазонит (на сайте ошибочно указан «амезонит»).
Перемещаясь в век медицины и великих открытий, я хочу показать вам места, где нашли покой ученые, без которых современная медицина не могла бы существовать:
1. Основатель и руководитель Института мозга и психической деятельности, Психоневрологического (им. Бехтерева) института - Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927).
Ученый скончался скоропостижно, и долго его прах не предавался земле: лишь в 1970 году урна, хранящаяся в институте его имени, была захоронена на "Литераторских мостках". В 1973 году на средства института был установлен памятник из бронзы и лабрадорита. Внушительных размеров голова профессора возвышается на постаменте, опуская суровый взгляд к земле.
2. Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907). Проживший долгую, по меркам 19 века, жизнь ученый не нуждается в представлении.
Ещё на школьной скамье все мы, даже те, кто никогда не мечтал связать свою жизнь с медициной или наукой, зубрили знаменитую периодическую таблицу химических элементов.
Оба его сына и вторая жена покоятся рядом с выдающимся химиком всех времен, чьи похороны в 1907 году превратились в событие национального значения.
3. Следующим в списке будет семейное захоронение Павловых, где в окружении детей и близких захоронен лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов (1849–1936).
Памятник гения медицины (его учение об условных рефлексах – вы же помните «собаку Павлова» - знают, надеюсь, все) испещрен высказываниями, которые актуальны как никогда:
Совсем немного не дожил академик до почтенных 90 лет, сохраняя ясность ума и работая до последних дней.
4. Чуть-чуть пройдя, вы можете увидеть памятник Джанелидзе Юстину Юлиановичу (1883–1950).
Талантливый кардиолог впервые в мире успешно зашил рану восходящей аорты и отдал долгие годы Военно-Морскому флоту. Во время войны спас не одну жизнь, героически боролся за каждого красноармейца. Памятник из бронзы и гранита весьма скромных размеров, что, наверное, соответствует характеру генерал-лейтенанта.
5. Последний ученый из области химии и биологии, к которому я заглянула, был один из создателей теоретической анатомии – Пётр Францевич Лесгафт (1837–1909):
Педагог, чье имя гордо носит университет в Санкт-Петербурге, увековечен в бронзе. Гранитный постамент похож на памятник Джанелидзе, скромен, но важен для благодарных потомков.
Немного не по порядку, но позвольте мне перейти к книгам. Раз уж мы гуляем по литераторским мосткам, далее я хочу рассказать о писателях.
Чтобы начать с основ, давайте сходим к литературному критику, чье захоронение и дало название этому некрополю.
Место захоронения Белинского Виссариона Григорьевича (1811–1848) вскоре стало называться «литературным пантеоном», а дорожка, около которой находится его памятник, получила название «Литераторские мостки»:
Прожив чуть более 35 лет, он оставил свой след в литературе, став настоящим «героем своего времени», в хорошем смысле этой фразы.
Бок о бок с Белинским покоится другой знаменитый критик - Добролюбов Николай Александрович (1836–1861):
В школе на меня произвели большое впечатление его статьи «Луч света в темном царстве» и «Что такое обломовщина». Можно даже сказать, что именно эти произведения в будущем помогли хорошо понять исторические перипетии нашего государства.
Рядом с ними похоронен Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918):
Красивое изречение высечено сбоку на памятнике основателя русского революционного марксизма:
Возвращаясь к литературе некритической по форме, начну, пожалуй, с самого «громкого» захоронения: Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883):
Великий русский писатель умер вовсе не в Петербурге. Зато его похороны, собравшие более 400 тысяч (!) человек, можно считать грандиозными. Тургенев изъявил желание быть после смерти похороненным рядом с Белинским на Волковском кладбище.
Красивыми осенними листьями обрамлена могила автора моих любимых романов. И это не просто природный подарок от флоры Петербурга, а специально высаженное дерево к 200-летию писателя:
Любил дубы Тургенев, любил Родину, даже эмиграция не могла отлучить его от русского читателя.
Не менее известный и любимый современник Тургенева похоронен рядом с ним. Гончаров Иван Александрович (1812–1891) почти безвыездно прожил в моём родном городе, здесь и был похоронен:
Обожаю его Обломова, много раз пересматривала замечательный фильм 1979 с Олегом Табаковым.
Лирическое отступление:
Забавный случай был со мной около 10 лет назад. Была я в столице Карелии среди местных школьников, и при обсуждении одного вопроса я сказала: «Ну, у вас тут и обломовщина». Гробовая тишина и «немигающий рыбий взгляд» ждал меня в ответ! Дети, которые только что закрыли книги с именем Тургенева на обложке, понятия не имели, о чем я говорю. Зато знали, где в их городке можно купить алкоголь и побаловаться кальяном. Без комментариев!
Возвращаясь к «тяжёлой артиллерии» русских классиков мы отправляемся к Лескову Николаю Семеновичу (1831–1895):
Не зря так любят его произведения драматурги: в каждом театральном сезоне как минимум «Леди Макбет» да промелькнет. На мой взгляд, мораль, которую толковал нам Николай Семенович, намного опередила своё время.
Интересную информацию, из которой я узнала о необычайной скромности писателя, я прочитала на сайте некрополя:
«В своем завещании Н. С. Лесков попросил не ставить на его могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста. Если крест этот обветшает и найдётся человек, который захочет заменить его новым, пусть он это сделает и примет мою признательность за память. Если же такого доброхота не будет, значит, и прошло время помнить о моей могиле». Существующий крест установлен в 1946 взамен утраченного в годы блокады первоначального дубового той же формы». Ссылка: https://litmostki.gmgs.ru/exps/leskov-nikolaj-semenovich/
Ещё один эмигрант, без творчества которого сложно представить школьную программу, похоронен совсем рядом с Лесковым.
Писатель Куприн Александр Иванович (1870–1938) успел вернуться на Родину, но вскоре скончался и был похоронен под скромной гранитной плитой, установленной в 1940 году:
И по сей день у могилы автора скандальной, особенно в те времена, повести «Яма» лежат цветы:
Очень похожее надгробие у другого русского писателя с непростой судьбой:
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826–1889) трудился чиновником, возглавлял журнал и даже успел побывать в ссылке.
Интересная история окутывает памятник, установленный на кладбище. У Михаила Евграфовича в кабинете ещё при жизни стоял бюст работы А. Бернштама, который сам Салтыков-Щедрин очень любил. Именно с этого бюста и была отлита голова писателя, которая теперь смотрит на потомков с высоты постамента.
В детстве мне нравились сказки про Алёнушку, и даже на даче висела картина с девушкой, тоскующей у пруда. Девочка из этих произведений – Мамина Елена Дмитриевна, дочь любимого многими писателя, которую он воспитывал сам после смерти жены.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912) похоронен вместе с женой и дочерью:
Большую часть творчества Мамин-Сибиряк посвятил далёкому (для петербуржцев) Уралу, но в последние годы он писал для детей.
Очень красивая ограда привлекла меня к могиле критика и публициста Михайловского Николая Константиновича (1842–1904):
Его тёзка по фамилии, русский инженер, путешественник и писатель, Николай Георгиевич Михайловский (1852-1906), публиковался под псевдонимом Н. Гарин:
Чуть ближе к выходу, вниз по аллее можно прогуляться к могиле публициста и критика Шелгунова Николая Васильевича (1824–1891):
Его похороны превратились в настоящую политическую демонстрацию, продолжив борьбу Николая Васильевича за равенство.
Прямо за ним стоит памятник историка с очень интересной фамилией:
Ватсон Эрнест Карлович (1839–1891), конечно, не имеет никакого отношения к романам Артура Конан Дойла, однако он и его супруга снискали себе славу добросовестных и талантливых журналистов.
Не судите меня строго, но ещё один памятник я посетила тоже из-за фамилии:
Писатель, художественный критик, почетный член Академии художеств, член-корреспондент Петербургской Академии наук Григорович Дмитрий Васильевич (1822–1899) привлек моё внимание из-за любви к фильмам о «Гарри Поттере». Такой фамилией Джоан Роулинг нарекла создателя волшебных палочек. Так что пусть и таким путем, но я оказалась у его надгробия, а также, чтобы не сверкать глупостью, почитала его биографию. Вот такой повод углубиться в знания!
Завершить мир писателей и критиков я бы хотела посещением места захоронения очень важной для ленинградцев женщины:
Её стихи высечены на Пискаревском мемориальном кладбище, её голос спасал сотни тысяч вымирающих в блокаду жителей города!
Берггольц Ольга Федоровна (1910–1975) прожила очень трудную жизнь, все 900 дней блокады была в осажденном Ленинграде, мучаясь от голода, читала в Доме радио свои стихи, полные боли и силы.
Помолчите минуту стоя у её могилки, принесите цветы. Возможно, её слова были последними, которые услышала моя прабабушка, погибая в холодную зиму 1942 года. А для многих «ленинградская Мадонна» стала тем якорем, который помог остаться по эту сторону жизни. Вечная память великой поэтессе!
Чтобы не уходить далеко от темы блокады, позвольте показать вам еще несколько захоронений.
Элиасберг Карл Ильич (1907–1978) и его супруга, пианистка Бронникова Надежда Дмитриевна (1903–1981) похоронены на аллее за церковью:
Может быть, кто-то не знает этого выдающегося дирижера, но о подвиге его слышали, пожалуй, все.
9 августа 1942 года в Ленинграде, в Большом зале Филармонии впервые прозвучала 7-я симфония Д. Д. Шостаковича, написанная находящимся в эвакуации композитором именно для города-героя. Чтобы исполнить в столь трудное время целый концерт потребовались нечеловеческие усилия. Репетиции шли неполным составом: голодающие артисты играли в условиях ужасающих холодов! Артиллеристы ленинградского фронта беспрерывно вели артиллерийский огонь по вражеским позициям, чтобы ни один снаряд не упал на переполненный зал в день премьеры. Исполнение седьмой симфонии стало символом победы Ленинграда над черной тьмой захватчиков! С того дня никто не сомневался: «враг будет разбит, победа будет за нами»!
Буквы почти выцвели (что, надеюсь, будет исправлено), но живые розы говорят о том, что не забыт наш потрясающий Карл Ильич!
Совсем рядом похоронен ученик Шостаковича, знаменитый композитор, профессор Петербургской консерватории, народный артист России Владислав Александрович Успенский (1937–2004):
Его портрет, выполненный на керамике, смотрится совершенно удивительно. Особенно среди старинных памятников 19 века.
Менее известный герой блокадного Ленинграда похоронен среди скульпторов и архитекторов:
Никольский Александр Сергеевич (1884–1953) был замечательным человеком.
Архитектор, действительный член Академии архитектуры СССР, профессор Академии художеств провел всю блокаду в Ленинграде. Именно он является автором Приморского парка Победы, а также проектов множества зданий в нашем городе.
Если вы смотрели фильм «Блокада» с потрясающим Юрием Соломиным в главной роли (а точнее, мини-сериал 1974 года, состоящий из 4-х частей), то вам будет знаком профиль Александра Сергеевича, изображенный на его памятнике:
Именно Никольский является прообразом старичка-архитектора Фёдора Васильевича Валицкого (актер - Владислав Стржельчик), которого не хотели брать на фронт добровольцем, и чей сын оказался таким непорядочным. После просмотра фильма я многое прочитала об этом вдающемся человеке, поэтому и внесла его в обязательный для посещения список на «Литераторских мостках».
Рядом с ним похоронен его менее известный коллега с очень интересным памятником:
Ещё один композитор, чья жена была пианисткой, как и Элиасберг, похоронен на этом кладбище:
Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907–1979) автор любимой песни моего прадеда-подводника «Вечер на рейде» и многих других композиций, таких близких нашему сердцу.
«Подмосковные вечера», «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Соловьи», «На солнечной поляночке» - песни, известные всем. Интересный памятник, отлитый в бронзе, достоин этого замечательного артиста.
Чтобы завершить эту часть прогулки на музыкальной ноте, подойдите к очень интересному памятнику:
Популярнейший композитор нашего времени, без музыки которого невозможно себе представить многие советские фильмы - Шварц Исаак Иосифович (1923–2009). Прожил Народный артист России 86 лет.
Перед тем, как перейти к знаменитым актерам, мы посетили могилу художника-архитектора, автора здания «Корпуса Бенуа» Русского музея, Бенуа Леонтия Николаевича (1856–1928):
Как и у многих, буквы на постаменте практически не читаемы:
Зато изящество памятника хорошо соотносится с его художественным стилем.
Закадровый голос в сериале «Семнадцать мгновений весны», атаман Бурнаш в «Неуловимых мстителях», Свидригайлов в «Преступлении и наказании», генерал Сергеев в «Судьбе резидента»…. Много замечательных советских фильмов, а вот рабочий Путиловского завода, который стал народным артистом СССР – один.
И имя его - Ефим Захарович Копелян (1912–1975):
Чуть дальше по той же аллее похоронены отец и сын, два актера того и нашего времен:
Толубеев Андрей Юрьевич (1945–2008), которым были очарованы поклонницы ещё до его злодейской роли в «Бандитском Петербурге» похоронен напротив своего отца, Толубеева Юрия Владимировича (1906–1979).
«Сосед» Юрия Владимировича – ещё один актер 20 века, отец моей любимой современной актрисы Алисы Фрейндлих:
Фрейндлих Бруно Артурович (1909–2002) умер в довольно почтенном возрасте, так что я надеюсь, что его дочь проживет очень долго.
Много раз я бывала на замечательном спектакле с её участием в петербургском «БДТ». Нет слов, чтобы описать тот восторг, который я испытывала после трёхчасового дуэта Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили!
В 2023 году я написала статью на этом канале, где рассказывала об этом: читайте здесь.
Раз уж зашла речь о театре, то стоит упомянуть о человеке, чьё имя носит моя любимая площадка в городе:
На памятнике Акимова Николая Павловича (1901–1968), известного режиссера Театра Комедии, изображены сцены из его спектаклей:
- верхний сюжет — «Ревизор» Гоголя,
- ниже — «Тень» Шварца,
- далее — байроновский «Дон Жуан»
- и чеховские «Пестрые рассказы»
(информация с сайта https://litmostki.gmgs.ru/exps/akimov-nikolaj-pavlovich/).
Прощаясь с миром театра, я подошла к памятнику Брянцева Александра Александровича (1883–1961):
Театр Юного Зрителя (ТЮЗ) в городе Санкт-Петербурге, где я провела множество счастливых часов в детстве, гордо носит имя своего основателя, продолжая славную историю детского театрального искусства.
Возвращаясь в бренный мир, а также завершая нашу долгую прогулку (но ведь оно стоило того, правда?), я решила напоследок все-таки вернуться в мир науки.
Ольга Берггольц не смогла бы читать свои стихи на весь осажденный город, а «Седьмая симфония» Шостаковича не донеслась бы даже до окопавшихся в пригороде Ленинграда немцев, если бы не изобрели радио.
А идея эта принадлежит физику Александру Степановичу Попову (1859–1905):
Именно он совершил прорыв и поставил «на уши» всё физико-химическое сообщество 25 апреля (7 мая) 1895 г. Теперь 7 мая мы ежегодно отмечаем «День радио» (читайте об этот тут), а могила советского ученого никогда не остается без внимания:
Другой петербургский физик, основатель научной школы и профессор Политехнического университета тоже похоронен здесь:
Иоффе Абрам Федорович (1880–1960) внёс огромный вклад в развитие современной физики.
Чем-то его памятник напомнил мне знаменитый портрет Эйнштейна.
Ученый из совершенно другой области Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) похоронен на аллее, уходящей от церкви, чуть ближе Шварца:
Камень, из которого было изготовлено его надгробие, привезен из поселка Путилово Ленинградской области. Это знаменитый путиловский известняк, который использовался при строительстве Летнего дворца Петра I, Горного института; колоннад в Петергофе, дворца в Стрельне, Петропавловской крепости, Елагина дворца, Большого Гостиного двора, Петропавловского собора и даже крепостей Великого Новгорода и Старой Ладоги.
«Царский камень» на могиле путешественника и антрополога имеет интересную надпись:
- строчки из Евангелия от Матфея 25:23 и 11:28.
- Еще ниже — начальные буквы слов английской песни «Nothing but death can separate us» («Ничто, кроме смерти, не может разлучить нас»): N. B. D. C. S. U.
Разглядеть их сложно, как и найти ошибку: год рождения Николая Николаевича указан не верно.
Химик-технолог Качалов Николай Николаевич (1883–1961), основатель первой в стране кафедры стекла в Петербургском Технологическом университете, похоронен с глыбой стекла:
Завершу я свой рассказ по-русски, именем живописца и графика Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878–1939):
Не могу сказать, что меня впечатляют его красные кони, но на то и поговорка: «На вкус и цвет…». Так что памятник мы посетили, и на этом всё.
В качестве маленького бонуса можете посмотреть галерею красивых памятников, музей всё-таки:
Вышли мы из некрополя, и пошли обратной дорогой по набережной, перейдя реку Волховку по Старообрядческому мосту:
На окраине кладбища множество полу заброшенных захоронений, которые, я надеюсь, не уйдут в забвение.