Хоть премия Оскар и является, по сути, цеховой премией. Но она все равно стала одной из самых значительных кинопремий мира. Давайте посмотрим несколько наших картин, которые забрали эту статуэтку себе.
Кратко:
- 1942. Разгром немецких войск под Москвой
Номинация: «Лучший документальный фильм». - 1965. Война и мир
Номинация: «Лучший фильм на иностранном языке» - 1975. Дерсу Узала
Номинация: «Лучший фильм на иностранном языке» - 1979. Москва слезам не верит
Номинация: «Лучший фильм на иностранном языке» - 1994. Утомленные солнцем
Номинация: «Лучший фильм на иностранном языке» - 1999. Старик и море
Номинация: «Лучший короткометражный анимационный фильм»
Не кратко:
1942. “Разгром немецких войск под Москвой”
Номинация: «Лучший документальный фильм».
Первая советская картина, получившая «Оскар». Кино сделано по заказу Сталина: он решил запечатлеть переломный момент отступления фашистов от Москвы. Операторы находились по всей линии фронта и сняли подготовку к обороне столицы, сражения, танковые наступления и последствия войны.
В фильме запечатлены работы по укреплению обороны Москвы. Причем работали все — мужчины, женщины и дети. Показаны, как за станками делают боеголовки, как копали траншеи, делали заставы.
Показаны и бои. Танковые сражения, работа артиллерии, пехота. Как берут немцев в плен и ведут конвоем. Запечатлели и то, что немцы натворили. Разрушенные города и сёла. Убитые и замученные люди. Ну и, конечно, показали кадры встречи героев с фронта.
Все это сопровождается небольшими репликами закадрового голоса, поясняющего происходящее, и великолепной музыкой Бориса Мокроусова.
Снимали по всему фронту в 30-ти градусный мороз. В съемках участвовали 18 операторов. Работали на пределе. Кинооператор Роман Кармен в своих воспоминаниях «Но пасаран!»:
Кинорепортеры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не ожидая приказа. Люди работали с предельным напряжением.
Режиссёр фильма Илья Копалин в книге «Рассказ о творческом пути»:
Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.
Фильм нужно посмотреть всем. Не знаю, почему его не показывают в школе. Мне кажется, это лучший учебник истории.
1965. “Война и мир”
Номинация: «Лучший фильм на иностранном языке».
Экранизация классики, которая идет больше 6 часов. Фильм довольно точно передает все 4 тома. И не переживайте, у фильма 4 серии, можно смотреть по частям. Сергей Бондарчук предлагает прожить несколько жизней и поучаствовать в полномасштабных баталиях. Лучшая экранизация эпоса Льва Толстого.
Сюжет: История нескольких дворянских семей во времена войны с Наполеоном.
В фильме есть все. Его трудно оценивать или подчеркивать в нем какие-то запоминающиеся детали. Это настоящая глыба.
Тысячи военных и гражданских костюмов. Тысячи людей в массовки для баталий и балов. Экспериментальная на то время съемка, на которую опираются мастодонты Голливуда и по сей день. В Каннах не хватило мест для просмотра. Настолько это было для всех событием.
Единственное, что может оттолкнуть, это не попадание актеров в возраст персонажей. Особенно у самого Бондарчука.
1975. “Дерсу Узала”
Номинация: «Лучший фильм на иностранном языке».
Совместная работа СССР и японского режиссера Акиры Куросавы. История о дружбе ученого-экспедитора Владимира Арсеньева и охотника из тайги Дерсу Узалы, снятая по одноименной повести. Фильм показывает богатство наших лесов. И непреодолимую дистанцию между ней и современным человеком через дружбу двух людей.
Сюжет: Учёный и писатель Владимир Арсеньев исследует тайгу, где встречает местного охотника Дерсу Узала.
Фильм снимали более 2 лет, чтобы показать разное время года. Можно увидеть и как выживают в проливной дождь, и в снег, даже если ты оказался на ветренном поле рядом с рекой.
В японской традиции фильм с пиететом относится к природе. И к его обитателя, которыми не редко оказываются и люди. Превозносит любовь и заботу о человеке даже к тому, которого не видел и не знаешь. Да и вообще любовь ко всему живому.
1979. “Москва слезам не верит”
Номинация: «Лучший фильм на иностранном языке».
Три девушки ищут в этой жизни счастье. Как сказали жюри Оскара: мы впервые увидели, как живут люди в России. Фильм — как слепок времени, которые еще и отразил его изменчивость. Ведь картина состоит из двух частей, где в первой части история разворачивается в 1958, а во второй — уже в 1978.
Сюжет: Три девушки приезжают в Москву в поисках любви, счастья и достатка. Но только по разному представляют себе путь к цели. Получится ли осуществить заветные желания?
Фильм и от трагедии молодости, и о труде и упорстве, которое никогда не останется бесследным. И о печально складывающихся судьбах, которые все нам знакомы.
Вообще это мой любимый фильм. По одной простой причине. Этот фильм показал здоровые отношения мужчины и женщины. И выкристаллизовался идею, что счастье кроется в нахождении подходящего для себя человека.
1994. “Утомленные солнцем”
Номинация: "Лучший фильм на иностранном языке".
Я бы назвал этот фильм социальным триллером. Счастливый солнечный день. Семейная идиллия. Но пришел один незваный гость, и все это начинается сыпаться на глазах. Семейная трагедия, которая раскрывает трагедию всей страны.
Сюжет: На дачу к сталинскому комдиву приезжает старый знакомый, который затаил обиду.
Нам показывают интеллигентную счастливую семью. Уже ушедшую эпоху застолья на дачах, где пели, играли на инструментах, говорили о жизни и веселились сами. А не смотрели, как это делают в другие люди в экранах.
И обратную сторону той эпохи. Которая как будто больше распиарена у нас сейчас. Для меня этот фильм о том, как нужно любить жизнь. Что даже под угрозой смерти, когда тебе остается 2 часа. Просто пойти и поиграть в футбол с родными. Никогда не знаешь, когда и от кого зайдет черная полоса.
1999. "Старик и море"
Номинация: «Лучший короткометражный анимационный фильм».
Экранизация повести Хемингуэя выполнена в технике живописи по стеклу. Каждый кадр — отдельная картина. В 1 минуте более тысячи сменяющих друг друга картин. Александр Петров выполнял работу 1. 5 года. Яркие образы моря с птичьего полета, виды огромной рыбы и борьбы с ней. старика.
Сюжет: Пожилой рыбак Сантьяго после серии неудач отправился рыбачить в открытом море и встретился там с самой крупной своей добычей.
Больше всего впечатлила борьба с рыбой. Такая правильная анатомия движений старика, которая напоминает настоящую борьбу. Сразу вспомнил Дзюдо, которым я занимаюсь.
Конечно, поражают красотой ожившие пейзажи, но больше всего меня впечатлил полет птицы. Мы смотрим на море ее глазами и летим на встречу рыбе.
Звукорежиссура погрузила в мир кубинских рыбаков. Скрипение гнущегося дерева. Звук веревок, скользящих по рукам. И море, толкающее лодку. Я на полчаса оказался в другом месте.
Думаю, что просмотр картины будет не хуже похода в галерею.
P.S. Подписывайся телеграм-канал — Horbushin. Там я напоминаю о выходе новый статей и видео, а так же делюсь прочитанным и увиденным.