Найти в Дзене

Портсигар, которому позавидовал бы Джеймс Бонд. Прогулка по Туле от Казанской набережной до нового Музея оружия

Ну что, понравилось вам в Тульском кремле? Мне понравилось. Однако пора двигаться дальше. У выхода из кремля через башню Пятницких ворот с 2018 года стоит памятник городовому и какому-то неизвестному пацану. На сайте Управления МВД по Тульской области узнаём следующее: В глазах ребёнка читается восхищение выправкой, шашкой и пистолетом стража порядка. В улыбке плутовство и восторг. Он подражает городовому, так же шагает и руку держит у пояса. Весь облик мальчишки, сконцентрированный на человеке в форме, словно говорит: «Ты мой пример для подражания. Я хочу быть таким как ты!» А я сначала подумал, что он всего лишь копейку на хлеб у дяди городового просит... Читайте предыдущий эпизод дневника (Тула. Июнь 2023 года. День 1. Эпизод 2/3): Со стороны реки Упы к кремлю примыкает Казанская набережная. Её благоустроили к 500-летнему юбилею Тульского кремля, который широко праздновался в 2020 году. Вот, скажем, хороший элемент оформления – забор вдоль местной тяговой подстанции, которую никуда

Ну что, понравилось вам в Тульском кремле? Мне понравилось. Однако пора двигаться дальше. У выхода из кремля через башню Пятницких ворот с 2018 года стоит памятник городовому и какому-то неизвестному пацану. На сайте Управления МВД по Тульской области узнаём следующее:

В глазах ребёнка читается восхищение выправкой, шашкой и пистолетом стража порядка. В улыбке плутовство и восторг. Он подражает городовому, так же шагает и руку держит у пояса. Весь облик мальчишки, сконцентрированный на человеке в форме, словно говорит: «Ты мой пример для подражания. Я хочу быть таким как ты!»

А я сначала подумал, что он всего лишь копейку на хлеб у дяди городового просит...

Читайте предыдущий эпизод дневника (Тула. Июнь 2023 года. День 1. Эпизод 2/3):

-2

Со стороны реки Упы к кремлю примыкает Казанская набережная. Её благоустроили к 500-летнему юбилею Тульского кремля, который широко праздновался в 2020 году. Вот, скажем, хороший элемент оформления – забор вдоль местной тяговой подстанции, которую никуда не убрать, но которую решили огородить не бессмысленной решёткой, а красивым арт-объектом.

-3

Вместо русских народных выражений на заборе – экспресс-курс по истории Тульского кремля. Он знакомит с разными событиями, в том числе осадой Тулы в 1607 году во время Смуты. В тот период Тула была городом мятежников – местом, где укрылось войско восставшего против законной власти Ивана Болотникова. Тула оборонялась долго, с июня по октябрь, но силы были неравны и Болотников капитулировал после обещания царя Василия Шуйского сохранить свободу руководителям и участникам восстания. Спойлер: обещание было нарушено, Болотников казнён. Вот и верь после этого царским клятвам.

-4

Тем временем мне пора читать лекцию в филиале Исторического музея в Туле. Этот филиал появился совсем недавно, в 2020 году, заняв здание купеческого особняка Белолипецких по улице Металлистов. Улица идёт практически параллельно Казанской набережной, и из музея есть отдельный выход во дворик со стороны набережной. Во дворике о принадлежности филиала нам напомнит схематичная модель главного здания Исторического музея на Красной площади в Москве.

-5

У филиала нет постоянной экспозиции, только два выставочных зала. По сути, его можно было бы назвать выставочным центром. Сейчас здесь гостит выставка «Николай II. Семья и престол».

Я обратил внимание на картину Николая Дмитриева-Оренбургского «Цесаревич Николай Александрович и великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович на балконе барака командира лейб-гвардии Преображенского полка в большом лагере под Красным селом» (около 1890). Простите за длинное название, такой уж официоз.

А картина заинтересовала тем, что как раз сегодня я читал лекцию в рамках программы к этой выставке о романе цесаревича Николая с балериной Матильдой Кшесинской. Так вот, их роман фактически начался во время эпизодических встреч в Красном селе, как раз летом 1890 года, когда, вероятно, была написана эта картина: во время летних военных учений при лагере работал театр, где офицеров и великих князей развлекали труппы Императорских театров, в том числе подающая надежды молодая балерина Кшесинская.

-6

Самый интересный экспонат на выставке – настоящий раритет. Это рама-реликварий с прядью волос цесаревича Алексея. Когда в Екатеринбург во время Гражданской войны зашли белые, они инициировали следствие о расстреле царской семьи, которое вёл следователь Омского окружного суда Николай Соколов. Соколов нашёл (то ли в доме Ипатьева, то ли где-то ещё) прядь волос цесаревича Алексея.

Впоследствии Соколов подарил эту прядь эмигранту князю Николаю Орлову, а Орлов в начале 1940-х годов поместил её в реликварий, изготовленный в Белграде другим эмигрантом, художником Всеволодом Гулевичем специально для местного Музея памяти императора Николая II. Значительная часть экспонатов этого музея была передана из Белграда в СССР в 1947 году. Так предмет стал храниться в Москве.

Несколько лет назад провели экспертизу хранящихся в реликварии волос. Они действительно романовские, совпадают с генами императрицы Александры Фёдоровны, но определить, действительно ли они принадлежат Алексею или, допустим, его сёстрам, сложно.

-7

В целом выставка произвела странное впечатление. По своей задумке она должна показать Николая II не как политического деятеля, а как личность в окружении семьи. Этим объясняется подбор экспонатов, которые на 80–90 процентов состоят из фотографий, что создаёт впечатление «семейного альбома».

Однако некоторые подобранные для выставки цитаты озадачивают, как будто в них осознанно заложена критика политической деятельности Николая II. И я был бы совершенно не против такой критики, сам придерживаюсь мнения, что это был бездарный император, погубивший свою страну. Но слишком уж это противоречит атмосфере выставки, которая не должна быть дискуссионной и критичной, а, напротив, кажется комплиментарной, «тёплой и ламповой».

В состоянии этого лёгкого недоумения посмотрим другую выставку.

-8

Выставка «Драгоценные ордена из коллекции Исторического музея» заняла всего один зал, но в нём поместили разнообразную коллекцию орденов и медалей из разных стран мира. И если российские и европейские награды как-то не зацепили (ощущение, будто видел их уже десятки раз), то награды стран Америки и Азии – это что-то новое. Когда такое увидишь, да к тому же в Туле!

На фото – звезда ордена Розы второго класса, бразильского ордена XIX века. Орден Розы учредил император Педру I в 1829 году в память о своей женитьбе на Амелии Лейхтенбергской, внучке Жозефины Богарне. Её отец Евгений Богарне был сыном Жозефины от первого брака, формально усыновлённым Наполеоном. Педру сравнивал красоту Амелии с розой, отсюда название ордена. В центре звезды можно увидеть переплетение монограмм Р и А, означавших имена императорской четы.

Несмотря на то, что государственным орден Розы перестал быть после революции 1891 года, которая ликвидировала Бразильскую империю, династия Браганса формально продолжает претендовать на бразильский престол и использовать орден в качестве своей династической награды.

-9

Слева – звезда и знак ордена Короны Сиама II степени начала XX века. Сиам, если вдруг кто-то забыл, – это Таиланд, монархия там до сих пор, и поэтому орден тоже существует до сих пор с изменённым названием, как орден Короны Таиланда.

Кстати, Таиланд отказался от своего прежнего названия в 1940-е годы, потому что слово «Сиам» исторически было навязано иностранцами. И никого там почему-то не смущает, что слово «Таиланд» не менее иноязычное, ибо в основе своей английское: «Thailand» («страна тайцев») с «land» внутри закрепилось в большинстве языков мира, и никто не просит называть страну «Пратхет Тай», как она звучит на самом деле (именно так читается «ประเทศไทย»).

Справа – звезда и знак ордена Миллиона слонов и Белого зонтика, тоже начало XX века. Какое чудесное название высшей государственной награды Королевства Лаос. Да и оформлен не менее чудесно. Название ордена отсылает к названию средневекового лаосского государства Лан Санг Хом Кхао – «Королевству миллиона слонов и белого зонта». С 1975 года награда не вручается, поскольку Лаос с тех пор – коммунистическая «народно-демократическая республика».

-10

Я отвлёкся на чтение лекции, а на улице был такой дикий дождь, что нормально погулять было нельзя. Поэтому переместимся сразу на другой берег Упы в новое здание Музея оружия. Нет, это не бывший цирк, как можно было подумать, это богатырский шлем русского воина. Новый музей открылся в 2012 году, экспозиция занимает три этажа и охватывает историю отечественного и зарубежного оружия с Позднего Средневековья до наших дней.

Моя коллега по Историческому музею Екатерина, работающая в тульском филиале, любезно предложила провести небольшую экскурсию по Музею оружия, поскольку ранее сама здесь работала. В связи с этим фотографий я сделал не так много, поскольку было интересно послушать талантливого экскурсовода, не отвлекаясь на щелканье телефоном.

-11

Тем не менее, некоторые вещи покажу. Уже знакомый шестопёр, только на этот раз настоящий, XVI–XVII веков. И почему-то с пятью «перьями», но назван в этикетаже всё равно шестопёром. Предлагаю переименовать в пятипёр.

-12

Ударно-кремниевый охотничий штуцер из Европы XVIII века. Любопытно, что канал ствола у него треугольный в сечении. Как я понимаю, такие экземпляры встречаются редко.

-13

Запоминающийся ударно-кремниевый пистолет из Османской империи XVIII – первой половины XIX века. Такие пистолеты делали на Балканах, отчего парочку штук в своё время сербский князь подарил российскому императору Николаю I. Ложа пистолета (то есть приклад и цевьё, покрывающее ствол) украшена оранжевыми коралловыми вставками, которые привозили из Сицилии.

Вряд ли многие меня поймут, но при взгляде на этот пистолет у меня возникли какие-то далёкие ассоциации с дизайном оружия из сериала «Звёздные врата: Атлантида». Как будто это станнер рейфов.

-14

Так называемая пулелейка – прибор для изготовления пуль в полевых условиях.

-15

Посмотрите, какая прелесть. Такие маленькие детёныши револьверов, но уже умеют стрелять! Природа удивительна.

Эти миниатюрные револьверы действительно умеют стрелять. Их изготовили местные тульские оружейники в 1890-е годы. При выстреле пуля из них может пробить бумажную мишень на расстоянии до пяти шагов.

-16

А вот это наш размерчик. Пятиствольная револьверная пушка Гочкиса, тоже с Тульского оружейного завода 1890-х годов. Гочкис – это французская оружейная компания «Hotchkiss et Cie», которая в конце XIX века специализировалась в основном на артиллерийских орудиях. Револьверные пушки устанавливались на военные корабли. Поначалу Россия закупала их у Франции, но с 1886 года стала выпускать свои в Туле.

-17

Несмотря на централизацию управления советской промышленностью и унификацию продукции, в области военных разработок в СССР нередко «конкурировали» различные конструкторские бюро. Поэтому не одним Калашниковым может гордиться страна, хотя далеко не всё, что придумали блестящие умы инженеров и конструкторов, было пущено в производство.

Это опытный образец автомата Коробова ТКБ-059. Герман Коробов был талантливым тульским изобретателем середины – второй половины XX века, на его счету не одна разработка стрелкового оружия. Увы, но ничего из его экспериментов не оказалось востребованным, ибо сложно было перебить простоту и эффективность АКМ. Автомат ТКБ-059 выделялся (выделялся бы, если бы выпускался!) сверхбыстрой стрельбой, позволявшей делать до 1400–1800 выстрелов в минуту.

-18

Такой темп достигался благодаря трём стволам, работавшим одновременно. Страшная штука, если подумать.

-19

Джеймс Бонд позавидовал бы советским шпионам, если бы увидел этот пистолет-портсигар. Его автор – другой тульский изобретатель Игорь Стечкин, создавший немало пистолетов в 1950–1990-е годы. Данное устройство, созданное им в 1950-е по заказу спецслужб, легко помещается в нагрудный карман, а выстрел выходит почти бесшумным и при этом мощным: пуля с пяти метров пробивала три сосновые доски.

Стечкин, доведя разработку до ума, принёс её сам на Лубянку, не предупредив об этом охрану. И его пропустили, не подумав, что под оболочкой портсигара скрывается настоящее оружие. А вот как Стечкин рассказывал об «испытаниях» пистолета:

Большое начальство появилось. Я рассказал, показал всё. Разговор пошёл: как будет слышен этот выстрел? В принципе это звук закрытой книги: вот, если хлопнуть вот так вот книгу. И я говорю: давайте попробуем. Достают том, какое-то дело. Толщины, как календарь годичный. Поставили на стул. Мне говорят: ты стрельнешь в него, а мы в коридоре постоим. Они вышли в коридор, я зарядил, значит, сделал три выстрела в этот том. Слышу, что они там разговаривают, курят. Потом открывается дверь: «Ну что, стрельнуть-то когда?» Я говорю: отстрелял уже. Они говорят: мы не слышали. Я говорю: вот дырки.
-20

С такими умами участвовать в Холодной войне было не страшно. Где вы теперь, гениальные умы прошлого?..

Краткий вывод за день. Сегодня мы увидели очень много мест, памятников и музеев, которые появились в Туле совсем недавно, за последние 10–12 лет. Приятно осознавать, что культурное пространство в XXI веке развивается, и, возможно, через десять лет в Туле будет ещё интереснее.

А завтра мы заглянем в Ясную Поляну.

Это был эпизод 3/3 из дневника «Тула. Июнь 2023 года. День 1». Продолжение здесь:

Все эпизоды цикла:

Тула. Июнь 2023 года | Дневник (не)путешественника | Дзен