Ясная Поляна не входит в городскую черту Тулы, но добраться до неё из города так легко, что мне не хочется считать этот выезд поездкой в Тульскую область. Область изучим когда-нибудь потом. А ещё Ясная Поляна входит в число тех традиционных и, я бы сказал, банальных мест, которые хочется включить в списки обязательных к посещению. Однако ваш (не)путешественник уехал оттуда немного неудовлетворённым. Давайте расскажу, как же так вышло.
Читайте предыдущий эпизод дневника (Тула. Июнь 2023 года. День 1. Эпизод 3/3):
Усадьба Ясная Поляна стала музеем ещё в 1921 году: подчёркнуто уважительное отношение советской власти и лично Ленина к Льву Николаевичу Толстому предопределило «культурную канонизацию» писателя и его внесение в пантеон русских классиков. Усадьбу ежегодно посещают, по некоторым подсчётам, более 200 тысяч человек, то есть каждый день в среднем 500–700 человек пробегает.
На фото лишь некоторые из них скапливаются у въездных башен в усадьбу Толстого. Башни были построены при деде писателя по материнской линии, князе Николае Волконском, в 1820-е годы. Когда-то здесь стояли и ворота, но при Льве Николаевиче их уже не было. Башенки внутри пустые, чтобы в них могли сидеть сторожа.
В связи с тем, что в усадебный дом не пускают без экскурсовода, то придётся подождать сборную экскурсию. А пока прогуляемся по Ясной Поляне и немного погрузимся в её историю.
Сразу после въездных башен можно увидеть Большой пруд. Он очень старый, его вырыли в допетровские времена, когда усадьба только-только появилась и принадлежала дворянскому роду Карцевых. Был такой засечный воевода Григорий Карцев в первой половине XVII века, который служил на южных рубежах Русского царства и владел тут различными поместьями. (О роли Тулы в Большой засечной черте, напомню, я мельком рассказывал в предыдущий день.) Сельцо Ясная Поляна впервые упоминается в 1652 году.
На территории музея-усадьбы установлены таблички, по которым легко ориентироваться, если вы знаете один из шести представленных языков. А если знаете какой-то другой, страдайте!
Нижний, он же Английский парк появился в усадьбе при Николае Волконском. Ясную Поляну купил его отец Сергей Волконский в 1763 году, но купленная им земля была немного нецелостной. Николай же докупил кусочки земли, чтобы создать крупное имение, и занялся масштабным строительством. Правда, не успел реализовать все задуманные им масштабные планы и умер в 1821 году. Но вот Нижний парк сделать успел.
Это Средний пруд и реконструированная купальня. На месте парка был овраг, который перекрыли плотинами и создали три перетекающих друг в друга пруда – Верхний, Средний и Нижний. Рельеф местности получился весьма симпатичным и пасторальным. В Верхнем пруду разводили живую рыбу для барского стола, а в Среднем сделали купальню. То, что мы видим – реконструкция купальни, а по совместительству прачечной, на момент начала XX века. Надеемся, что стирку и купание всё-таки разводили по времени, хотя кто их, графьёв, разберёт.
Симпатично, ничего не скажешь. Мостик ведёт через едва заметную протоку, соединяющую Большой пруд с одной стороны главной усадебной аллеи и Нижний пруд в Нижнем парке с другой стороны.
Это Нижний пруд.
После смерти Волконского имение досталось его дочери Марии, единственному ребёнку в семье. Вскоре Мария вышла замуж за молодого офицера, ветерана войны с Наполеоном Николая Толстого, и так усадьба Волконских стала усадьбой Толстых. Их семейное счастье, к сожалению, длилось недолго, уже в 1830 году Мария умерла, успев родить пятерых детей. А в 1837 году умер и Николай.
В целом усадьба была для Льва Николаевича (да и для других детей Марии, наверное, тоже) напоминанием о матери. Толстой писал в дневнике:
Нынче обхожу сад, и снова, как всегда вспоминаю о матери, о маменьке, которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом.
В Нижнем парке над Верхним прудом Волконским была обустроена оранжерея. В 1867 году она сгорела, Лев Николаевич не стал её восстанавливать и поставил на её месте более скромную теплицу с овощами и цветочной рассадой. Цветы на месте теплицы выращивают и сегодня, при желании за отдельную плату можно зайти и посмотреть.
Довольно скромный по размерам и не особо впечатляющий парк «Клины» во французском стиле. «Клины» – потому что планировка дорожек, которые сходятся в центре, разбивает квадратную площадь парка на восемь треугольников-клиньев.
Для непросвещённых напомню основное отличие французского парка от английского: французский – это когда всё ровно под линейку с циркулем, с прямыми дорожками или с использованием форм эллипса, а английский – это когда мы как будто на природе с её хаосом и «естественностью», хотя на самом деле все тропинки, холмы, ручейки и мостики задуманы хитрым проектировщиком. В яснополянских «Клинах» стиль французского парка, на мой субъективный взгляд, плохо чувствуется в связи с тем, что он довольно сильно зарос деревьями и травой, отчего гармония прямых линий не сразу считывается глазом.
Вот на главной усадебной аллее прямая линия очевидна. Аллея ведёт от въездных башен к усадебному дому, её в старину прозвали Прешпектом, так официально зовут и сейчас. При Волконском здесь росли берёзы, в 1900-е, ещё при Льве Николаевиче, его жена вместо старых берёз решила высадить ели, а в советское время в 1960-е вернули берёзы. Что считать толстовским каноном, если при Толстом росли и берёзы, и ели, решайте сами.
А тем временем подошёл экскурсовод, поэтому давайте прогуляемся по Прешпекту до усадебного дома.
По пути нам встречаются аккуратно высаженные сады. Я не запомнил, где что растёт, какие сорта яблонь и других плодовых деревьев, но где-то всё совсем заросло, где-то новые саженцы. Садов много, для любознательных в Ясной Поляне водят отдельные экскурсии по ним. Сады Ясной Поляны начал развивать Николай Волконский, при Марии Толстой-Волконской и при Льве Николаевиче тут выращивали яблоки, смородину, крыжовник, малину и землянику. При Льве Николаевиче росло несколько тысяч яблоневых деревьев. Яблочный магнат какой-то.
А вот и домик виднеется. Сперва кажется, что перед нами предстанет крупный дом с множеством флигелей, всё-таки усадьба была большой, Волконский стремился отгрохать с размахом образцовую усадьбу. Но реальность полна разочарований, о чём я расскажу в следующий раз.
Это был эпизод 1/3 из дневника «Тула. Июнь 2023 года. День 2: Ясная Поляна». Продолжение здесь:
Все эпизоды цикла: