Прогулка по Туле естественным образом завела нас в кремль – главную достопримечательность исторического центра города. Доминанта кремля – Успенский собор 1760-х годов в стиле русского барокко. Он закрыт на реставрацию, которая неторопливо идёт с начала 1990-х годов.
В целом реставрация скорее близка к завершению, чем к началу, ибо внешне храм уже восстановлен и радует глаз. Сложная реставрация внутри, связанная в первую очередь с фресками XVIII века, началась в 2019–2020 годах и всё никак не завершится, хотя обещали открыть то в 2021-м, то в 2022-м. Чует моё сердце, через госзакупки и министерство культуры кто-то изрядно так поправил своё материальное положение...
Читайте предыдущий эпизод дневника (Тула. Июнь 2023 года. День 1. Эпизод 1/3):
Территория кремля в значительной степени занята аккуратными газонами и дорожками, а раньше тут кипела жизнь. Можете оценить плотность застройки на плане осадных дворов слева и нынешнюю застройку территории на модели справа внизу. Красным кружочком слева обведены два реконструированных осадных двора, но сегодня я в них не успею заглянуть, поэтому оставим их на послезавтра.
Памятник Дмитрию Донскому у Успенского собора поставили в 2015 году, в честь 635-й годовщины победы в Куликовской битве. Напомню, что Куликово поле, пусть с этим не согласны разного рода фантазёры-недоисторики вроде Фоменко и Носовского, находится на территории Тульской области.
Другая сохранившаяся храмовая постройка в кремле – здание Богоявленского собора середины XIX века. По отсутствию куполов можно догадаться, что собор недействующий. Да и вместо креста наверху красуется двуглавый орёл.
В конце советской эпохи сюда заселился и пока не планирует уезжать Музей оружия. Первоначально Музей оружия был создан при Тульском оружейном заводе в 1870-е, и статус заводского музея сохранялся за ним до 1990-х годов, лишь тогда он стал самостоятельным учреждением. Несмотря на то, что ныне у Музея оружия новое здание за Упой, старое осталось за ним, превратившись в скромный филиал. Давайте ненадолго зайдём.
Экспозиция очень короткая, всего лишь выставка на один зал под названием «И была на Туле сеча великая». Есть и пространство на втором этаже, но сейчас оно закрыто, ремонт. А на первом можно узнать о важном событии из военной истории Тулы – осаде города крымским ханом Девлет-Гиреем в 1552 году.
Эти ребята – крымско-татарские воины. Справа – лучник, а слева – так называемый улуфели тюфекчи, которого иногда в литературе переводят как «мушкетёра на жаловании». Никакого отношения к французским мушкетёрам тюфекчи не имеют, это просто стрелки с ружьём, крымский хан, как правило, набирал их из местного крымского населения, чаще всего татского. Татами называли жителей южного берега Крыма и гор, которые не подчинялись какому-либо бею, что позволяло хану создавать независимое от прослойки знати войско.
Тульский кремль и другие оборонительные сооружения Большой засечной черты появились в первой половине XVI века, когда стало понятно, что мирного соседства с Крымским ханством Москве можно не ждать. В 1552 году Девлет-Гирей узнал, что Иван Грозный идёт с походом на Казань, и решил воспользоваться тем, что русские войска будут заняты своими военными задачами. Неожиданного нападения не получилось, конное войско Ивана Грозного осталось дежурить в Коломне, а основной отпор татарам дала Тула.
Хм, где-то здесь закралась ошибка. На стекле витрины даётся краткое наименование манекенов, и этот назван так: «Казак с Нижнего Дона начала XVI в.». А в электронном экране рядом эта же фигура описывается совершенно иначе, как изображение Григория Сухотина, гонца тульского воеводы Григория Тёмкина, которого послали к Ивану Грозному донести весть о приближении армии Девлет-Гирея. Сухотин никаким казаком не был, а был, судя по источникам, волостелем в Тарусском уезде, то есть управляющим волостью – главой администрации, как мы бы сказали.
Осада кремля длилась недолго, всего три дня, штурм провалился, а когда стало понятно, что с севера приближается московское войско, Девлет-Гирей собрал вещи и отправился домой. Ушёл он недалеко, на реке Шиворони в 30 километрах отсюда его войско было разбито и остатки обратились в бегство.
В витрине лежит шестопёр – примечательное оружие эпохи Позднего Средневековья, которое чаще было наградным, почётным. Но если таким въехать в морду, мало не покажется. Шестопёр не настоящий, реконструкция 2015 года, как и почти всё на этой выставке. Оригинальное оружие потом посмотрим в главном здании музея.
О, хочу поиграть!
Как это неправильно? Я думал, все стрельцы были в красненьких кафтанах. Оказывается, нет.
На самом деле какие только цвета не носили стрельцы. В зависимости от полка отличались цвета кафтанов, подбоев, петлиц, шапок и даже сапог. Тех же оттенков красного было много: и алый, и малиновый, и вишнёвый. А ещё были оранжевые, жёлтые, светло-зелёные и светло-серые кафтаны.
Что ещё интересного есть в кремле? Торговые ряды, построенные в 1837–1841 годах, органично вписались в архитектуру крепостной стены, они занимают северный угол кремля с внутренней стороны. Раньше, как я понял, их было больше, они стояли и вдоль западного угла, но там развели дикую антисанитарию, отчего городская дума в 1863 году постановила их снести. Сегодня торговые ряды в основном используются по прямому назначению: здесь располагаются сувенирные лавки и кафе.
Между Успенским и Богоявленским соборами в 2019 году проводили археологические раскопки и кусочек раскопа сохранили в виде «Археологического окна», который показывает фрагмент фундамента старого Успенского собора XVII века. Он просуществовал примерно столетие, после чего его разобрали, чтобы построить новый, ныне существующий собор. Раскоп находится под специально построенным стеклянным павильоном, его можно обойти со всех сторон, заодно посмотрев на модельку старого храма, о котором идёт речь.
Схемки собора и раскопа, которые можно соотнести друг с другом, прилагаются. «Рафическая реконструкция», понимаешь.
Краснокирпичное здание перед нами – это бывшая городская электростанция, одна из первых в России. Её построила немецкая контора «Сименс и Гальске» в 1900 году, чтобы подавать электричество в несколько элитных домов Тулы и на центральные улицы города. Понятно, что с тех пор электростанция уже давно не была рабочей, здание пустовало. Точнее, зданий электростанции целых два, оба не влезли в кадр. В 2010-е годы между ними возвели атриум, тем самым объединив в одно.
Так это выглядит изнутри. Обожаю такие проекты. В итоге получилось современное модное пространство, отведённое для нужд музейно-выставочного центра Тульского кремля. Здесь несколько тематических экспозиций, посмотрим их.
Макетик старого кремля ещё со старым собором и полноценной застройкой.
Стрелец в засаде. Что ж, по крайней мере, мы теперь знаем, что он точно не из полка Степана Янова! А из какого, я не подскажу, это надо читать «Заметки о России» шведского путешественника Эрика Пальмквиста, который тщательно описал формы стрелецких полков 1670-х годов. Если, конечно, авторы манекена сами ориентировались на какой-то конкретный полк, а не брали цвета одежды от балды.
Люблю обращать внимание на гербы, поэтому давайте дам расшифровку герба Тульской губернии, который перед вами. К гербу относится и корона, и окружающий геральдический щит венок из золотых дубовых листьев, переплетённых с Андреевской лентой. Сейчас у региона точно такой же герб, только вместо венка – лента ордена Ленина, которым область была награждена в 1957 году. Так и живём: императорская корона и орден Ленина.
А щит отдельно – это герб Тулы, и исторический 1778 года, и современный. Но с одним любопытным изменением. На гербе региона, как старом, так и новом, мы видим три перекрещённых клинка от мечей, а также два золотых молота. А на гербе города два клинка, как гласит описание герба, не от мечей, а от шпаг (визуально разницы почти никакой), а вместо одного клинка – ружейный ствол. Символика понятна: Тула «ковала» русское оружие, как холодное, так и огнестрельное. Почему же ружьё оказалось изгнано из герба региона, загадка.
Больше всего в этом здании мне понравилась экспозиция о локальных конфликтах. Очень часто в краеведческих музеях истории о войне в Афганистане занимают малое место в экспозициях, а тут отдельный зал, да ещё и аккуратно и стильно оформленный, пусть и довольно маленький. Экспозицию открыли в 2020 году.
Точки на карте показывают прямое или косвенное участие советских военных в самых разных конфликтах периода Холодной войны. Я вот, например, не знал, что советские военспецы засветились даже в Алжире, куда их позвало местное правительство с просьбой помочь в разминировании территории после завершения войны за независимость 1954–1962 годов: сапёры Московского военного округа в итоге уничтожили около двух миллионов противопехотных мин.
Не припомню, чтобы в каком-либо музее видел такую хорошую коллекцию предметов с Афганской войны. Особенно запоминаются удостоверения и визитки моджахедов.
Псс, парень, не хочешь немного священной войны против шурави?
Что написано на листовке, не знаю, но и без перевода понятна суть.
Слева в витрине – печально известные мины «Лепесток», которые калечат нижнюю часть ноги наступившего на них человека. Широко применялись в Афганистане, а теперь Украина периодически забрасывает ими Донецк.
Это уже другая выставка, о современных археологических находках в Туле. Макетик схематично изображает оборонительные сооружения Большой засечной черты, где по центру – Тула, а вокруг неё – стандартные однотипные деревянные крепости, которые были построены в Белёве, Одоеве, Перемышле и других городах и местечках. Естественно, это лишь схематичное изображение, а не пропорциональный макет, в реальности между крепостями было гораздо большее расстояние. Ни одна из деревянных крепостей Большой засечной черты не сохранилась.
Такие вот интересности удалось найти в Тульском кремле. Впрочем, в кремль мы ещё зайдём послезавтра, а пока посмотрим, что есть недалеко от него.
Это был эпизод 2/3 из дневника «Тула. Июнь 2023 года. День 1». Продолжение здесь:
Все эпизоды цикла: