Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Не только Гоголь. Мистика в русской литературе

Мы знаем, что Гоголь - хрестоматийный автор "ужастиков", первый и главный мастер "хоррора" в русской литературе. Но есть немало отечественных авторов, успешно проявивших себя в этом непростом и интересном жанре. И авторов не самоназванных, не экспериментаторов-самоучек, нет. Спроси любого, будем надеяться, и сегодняшнего школьника, кто главный автор мистических произведений в русской литературе, и ответ будет дан незамедлительно – Гоголь. Маленький, тщедушный, выстраданный ребенок, первый мальчик после двух умерших во младенчестве. Его мама молилась святому Николаю о живом здоровом малыше, и родившегося сына назвали в его честь. Будучи очень болезненным с детства, вынужден был, конечно, заниматься классическим самокопанием, развлечением cамого себя, прогуливаться не вовне, а внутрь, по своему микрокосму, и так узнавать тайны макрокосмоса. Мальчик со странностями — и это уже первый привет дальнейшему мистицизму как художественному методу. Впервые человек, пишущий по-русски, появился
Иван Крамской "Русалки"
Иван Крамской "Русалки"

Мы знаем, что Гоголь - хрестоматийный автор "ужастиков", первый и главный мастер "хоррора" в русской литературе. Но есть немало отечественных авторов, успешно проявивших себя в этом непростом и интересном жанре. И авторов не самоназванных, не экспериментаторов-самоучек, нет.

Спроси любого, будем надеяться, и сегодняшнего школьника, кто главный автор мистических произведений в русской литературе, и ответ будет дан незамедлительно – Гоголь. Маленький, тщедушный, выстраданный ребенок, первый мальчик после двух умерших во младенчестве. Его мама молилась святому Николаю о живом здоровом малыше, и родившегося сына назвали в его честь. Будучи очень болезненным с детства, вынужден был, конечно, заниматься классическим самокопанием, развлечением cамого себя, прогуливаться не вовне, а внутрь, по своему микрокосму, и так узнавать тайны макрокосмоса. Мальчик со странностями — и это уже первый привет дальнейшему мистицизму как художественному методу.

Впервые человек, пишущий по-русски, появился из области малороссийской культуры. Представьте: явился вдруг в Петербурге писатель, чьи авторские способности позволяют вынести наиболее яркие стороны украинского фолка, сформировать словесно тот загадочный, экзотический мир, о котором у даже просвещенной публики представления весьма скудные. Гоголь вынес на всеобщее обозрение то, что для него с детства является абсолютно естественным, повседневным, будничным. Все украинские сказки, весь местный фольклор вдруг обретает высокохудожественную, а не только метафизическую форму. Отныне это не просто череда архетипов, ситуаций, связей, исторических матриц народа, но и художественные произведения. С новым языком, новыми формами и персонажами.

Кадр из фильма "Вий" 1967г.
Кадр из фильма "Вий" 1967г.

Но, прежде всего, вспоминая великого и ужасного Гоголя с его "Вием", "Майской ночью или утопленницей" и т.д., нельзя забыть и о его кумире и современнике - Пушкине. Ведь это его "Пиковую даму" неоднократно экранизировали, воспроизвели в жанре оперы и т.п. - мистическую историю о злом роке, расплате за грех, одержимости и трагической смерти, что отсылает к каким-то глубинным исконным, древним страхам. Повесть Александра Пушкина «Пиковая дама», как раз-таки вдохновившая Петра Чайковского на создание оперы, обыгрывает любимую писателем тему неизбежности судьбы. Молодой инженер по имени Герман не привык рисковать и предпочитает понемногу копить состояние. От приятеля он слышит историю о старой графине, которой когда-то открылся секрет трёх выигрышных карт. Решение любым способом выведать у неё этот секрет приводит к роковым последствиям с призраками и злым роком. В его произведениях все герои – не картонные человечки, не плоские рисунки, не грубые схемы. В них живут и чувствуют, мыслят и действуют живые люди, объемно и ярко выписанные условным мазком художника. Пушкин отказался от непримиримости дуализма, когда или «пафосно» или «профанно». Он связал одно с другим, постоянно удерживая необходимую гармонию.

Вспомним и Алексея Константиновича Толстого, чья повесть "Упырь", изданная еще в 1841 году, по художественным приёмам и сюжету может посоперничать с современными мистическими триллерами. В книге дворянин Руневский во время бала обращает внимание на молодого, но при этом уже совсем седого гостя по фамилии Рыбаренко. Новый знакомый уверен, что на балу присутствует как минимум несколько вампиров и делится с Руневским своей историей, произошедшей в Италии. Повествование построено так, что читатель, глядя на ситуацию с разных точек зрения, должен сам решить, правду ли говорит Рыбаренко или же он просто безумен, а всему есть логическое объяснение.

-3

Опять же, если отталкиваться от фигуры Гоголя как зачинателя и мастера жанра, на ум приходит и выходец с родных ему земель, родившийся в Киеве Михаил Булгаков. Из-под его пера вышли до сих пор раздираемая противоречивыми трактовками "Мастер и Маргарита" и "Дьяволиада" и др. Интересно, что Булгаков вырос в семье врачей и представителей духовенства - как будто впитал в себя все понимание и физиологии, и духа людского. Булгаков как мастер создавал новые миры, вместе с тем порою отображая и мир существующий — но сквозь призму собственного восприятия, напитанного и врачебным делом, и духовными изысканиями.

А воспринял он многое как раз от своего соотечественника Гоголя, движущегося на волне последнего или, если хотите, предпоследнего дыхания классицизма, этого эха сначала Античности, а затем Просвещения. Гротескность и условность комичных персонажей, утрированно нелепых, просто т. н. «маленьких людей», как и у Гоголя, перемежается у Булгакова глубиной и объемностью их черт.

Уже его - Булгакова - современник, пусть и старше на 20 лет, - Леонид Андреев. Этот автор, как порой кажется чувствительному читателю, словно и сам продал душу дьяволу. Охваченный одновременно общими мистическими веяниями Серебряного века, собственной алкогольной зависимостью, мрачностью души, суицидальными наклонностями, Андреев написал поистине страшные своим каким-то глубинным ужасом "Он", "Иуда Искариот", "Елеазар", "Тьма", "Дневник Сатаны".

Уже в начале советского периода протоиерей Валентин Свенцицкий написал пугающее произведение - «Антихрист. Записки странного человека» - которое называли предвестником "Дневника Сатаны" Леонида Андреева. Произведение представляет собой диалог двух сил, и читать его, прямо скажем, непросто.

Леонид Андреев у картины
Леонид Андреев у картины

...В трудные времена людям (это доказано) больше свойственно предпочитать развлечения, связанные с чем-то, что может пощекотать нервы. Триллеры, ужасы, как минимум - детективы. Но обязательно с тайной, тревогой, роковыми решениями, яркой концовкой. Это возвращает нас к мифическому, магическому мышлению, во-первых, прошлого в смысле наших предков, нашей истории. А, во-вторых, прошлого как нашего детства. Когда была сказка, все было возможно и обратимо. Видимо, грянули уже в 19 веке такие времена, что людям требовалось отвести взгляд от реальности в нечто отстраненное. Мол, пусть там нам щекочут нервы, потому что в реальности на это уже нет сил...

Юлия Милович-Шералиева

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/