Недавно прочла удивительное "У аутистов, конечно же, нет стыда". ВАУ.
Шок)))
Вообще, конечно, тема аутизма печальная. Вроде как здорово, что теперь любой желающий может вести блоги и как бы просвещать. Это ура.
Но есть нюанс. Просвещают мамы одного конкретного аутиста. И никто не знает, что там у этого аутиста (да, человека со справкой) в отягощении. Гриша, например, речевой аутист. И это... делает его сильно не таким как аутист без проблем с речью. Это прям два разных вида аутистов. И не факт, что кто-то из них вообще имеет аутизм, а не аутистические черты.
В чём разница? В том, что есть заболевания, которые дают аутизацию. Заболевание корректируется, черты аутистические уходят.
И вот значит... мамы... делают далеко идущие выводы про аутизм на основании ЕДИНСТВЕННОГО своего ребёнка...
Если что, я тоже. Но...
Но...
На примере одного человека так обобщать, это прям ВАУ.
Короче. Стыд.
У аутистов нет стыда. Печаль, конечно.
Но...
А у кого он есть?
У нормотипичных детей?
СЮРПРИЗ.
Нету)))
Как?
Так.
Нету у людей ни стыда, ни совести.
Пока что?
Правильно.
Пока этому маленькому человеку не вдолбят, что такое стыд и что такое совесть. И не в качестве лекции, а в качестве бесконечных "КАК ТЕБЕ НЕ СТЫДНО?????" и "ТАК НЕЛЬЗЯ!!!!!!"
И вот в следствии этого, на мой взгляд, и рождается стыд и рождается совесть.
Человек начинает видеть границы.
Это же моральные абстрактные ценности, которые не свойственны вообще никому. Всё это люди себе придумали, чтобы выжить в обществе.
И вот, я думаю, если ребёнку о них не рассказывать на примерах с самого начала его жизни, и не будет у него стыда. Он просто не будет знать, что... надо что-то куда-то прятать, потому что это... должно быть стыдно. Он просто не знает.
---
Отличие, на мой взгляд, у аутичных детей в этой ситуации только одно. Они не очень связаны с обществом. Их мало интересует оценка своих действий. Поэтому и понятие "стыд" и действия, которые надо совершать, могут запоминать очень и очень долго. Но... в итоге запомнят же.
Плюс добавим людей, подобных Грише, с задержками развития. Человек вообще всё усваивает годами. Точно так же и с понятием стыда, совести и всего такого.
Но, я считаю, это не означает, что у него нет стыда))) Он просто немножко тормоз. И всё усваивает с опозданием. Но то, что не освоит, это слишком.
А уж то, что стыд - это некая природная заложенная история - вообще нечто.
---
Добавлю ещё одно.
Возможно, кому-то сильно хочется, чтобы ребёнок прям "прочувствовал" некие эмоции, моральные... ценности. А вот я думаю, что это не обязательно. Однозначно нужны правильные алгоритмы действий.
Это не принято, так делать стыдно (ну, должно быть), не делай. И всё. Сойдёшь за своего.
Правила. Правила. Правила. А уж почему ты их соблюдаешь, от стыда, из соображений совести, из страха, или потому что мамочка тебе когда-то составила список правил, а ты запомнил и соблюдаешь, на мой взгляд, вообще не важно.
---
Юмористический пример от Гриши.
Гриша: - Мама, это неприлично.
Я: - Что?
Гриша: - Неприлично, что у водяного щупальца вместо ног.
ДА ТЫ ЧТО?!!!
---
Гриша, на самом деле, оооооооооочень долго пытался переварить концепцию "так принято". Напоминаю, он же хотел и хочет знать "зачем и почему". А я выяснила, что очень много вещей мы делаем, потому что, ёлки-палки, так принято... И как иначе это объяснить, я не знала. И да, начала очень альтернативно одарённому человеку рассказывать в причинах "так принято". И да... через сто лет он и это понял и понятие "неприлично" тоже понял.
Сюрприз.
Конец.
П.С. Как-то смотрела интервью нарколога с пациенткой. И вот она, человек с алкогольной зависимостью, сказала, что ей помог остановиться и начать лечиться стыд.
Это я про то, что, если кто-то думает, что стыд - это некая, навязанная обществом угнетающая история, так вот нет. Стыд - это защитный механизм для человека. Он реально может спасти.
Понятное дело, если не преувеличивать всё до крайности.
П.С. 2. Ну и вопрос. У ваших аутистов (или не аутистов) есть стыд? Сам зародился? Прививали? Как долго? Нету?
П.С. 3. Добавлю. Я считаю, для осознания стыда, нужно не понимание эмоций-чувств, а интеллект. Это логическая цепочка, которую в начале надо понять головой. А если понимать нечем (Грише долго было нечем это понять), то и чувств никаких не рождается.