В художественной литературе жанра фантастики и фэнтези важную роль играет мир, отличающийся от нашего. Именно мир создаёт то полотно, на котором разворачивается сюжет, и часто необычная реальность привлекает не меньший интерес читателей, чем сами описываемые события. По хорошо продуманному миру можно будет потом написать несколько произведений, даже если они не связаны героями и сюжетами.
Учитывая важность разработки фантастического мира, хочу предложить вам своеобразный конструктор. Такой метод в психологии творчества называется морфологическим ящиком. Это эвристический метод систематизации и перебора вариантов решения поставленной задачи с целью нахождения оптимального.
Суть метода в том, что в объекте, который мы хотим преобразовать, выделяются наиболее значимые параметры или характеристики и их варианты. В результате комбинирования получается новый объект с уникальными свойствами. Но это с точки зрения инженерного творчества. А вот в литературе такой метод позволяет создавать интересные и оригинальные миры, фантастических существ, средства передвижения, оружие и т. д. И называется метод — конструктор. Это простое название, на мой взгляд, для литературного творчества больше подходит, так как понятнее.
Итак, в статье я предложу вам конструктор фантастического/фэнтезийного мира. Разобравшись в принципе, потом вы сможете метод использовать и для других целей.
Основа
Итак, сначала мы выделим наиболее важные параметры мира:
- соответствие определённой исторической эпохе;
- социальное устройство и власть;
- фантдопущение, то есть элементы фантастики и фэнтези, которые делают мир отличным от обычного;
- враги и антагонисты общемирового характера, с которыми придётся иметь дело героям;
- другие, нечеловеческие расы и живые существа.
А дальше мы включаем фантазию и прописываем разные характеристики этих параметров. Я, чтобы не загромождать текст и для удобства выбрала 5 параметров и 8 разных характеристик каждого. Но вы можете дополнить, сколько вам угодно. Тут нет ограничений.
Что у меня получилось.
Историческая эпоха и реалии мира
- Архаичное общество: родовые общины, племенные союзы, деревенские реалии. Примитивное хозяйство и отсутствие техники.
- Условное средневековье: постоянные войны, замки, средневековые города, мечи и доспехи, кони и повозки.
- Гламурный век (близко к реальности XVIII века): пышные платья с кринолинами, шпаги и дуэли, придворные интриги и заговоры, блеск придворных дам и свобода нравов.
- Викторианская эпоха: поместья аристократов, светские рауты, строгие правила поведения, в первую очередь, женщин; банкиры и закрытые мужские клубы.
- Век первых паровозов, декадентство (близко к Серебряному веку), кружки творческой интеллигенции и революционеров.
- Современный мир: развитые технологии, развитая коммуникация и транспорт.
- Мир будущего 1: высокоразвитые технологии, биороботы, освоение иных планет, цифровизация досуга (РеалРПГ) и т. д.
- Мир будущего 2: постапокалипсис, оставшиеся после катастрофы люди пытаются выжить; использование технологического «наследства» погибшей цивилизации. Близко к миру «Дюны» Ф. Герберта.
Власть и социальное устройство
- Народная вольница, охлократия (власть толпы) и право сильного.
- Общинная демократия, избранные вожди и старейшины.
- Абсолютная монархия и наследование власти по мужской линии.
- Ограниченная монархия, по сути, правит высшая аристократия, а король/королева — это только ширма.
- Власть бизнес-элиты, статус человека определяется его участием в сфере бизнеса. Богатые правят миром.
- Демократия и избирательное право для всех. Во главе государства — совет избранных народом представителей. Может быть засилье бюрократии.
- Клановое устройство общества, где власть принадлежит главам кланов.
- Кастовое устройство общества, где властью обладают представители высшей касты.
Фантдопущение
(О том, что это такое, можно подробно прочитать в другой статье).
- Наличие магии. Магические способности есть у всех.
- Магические способности есть у всех, но отличаются связью со стихией (маги огня, маги воды, некроманты и т. д.).
- Магические способности есть только у высших каст и передаются по наследству.
- Магические способности есть у избранных/жрецов, но приобретаются при помощи ритуалов, перерождения и т. д.
- Техномагия: сочетание магии и техники (транспорт, коммуникации, бытовая техника работают на магии).
- Техномагия: сочетание магии и космических полётов.
- Магии нет, но есть открытые/найденные уникальные технологии. Полёты в космос, подводные и подземные города.
- Земляне оказались во власти пришельцев и избранные могут пользоваться их технологиями.
Враги и антагонисты
- Борьба кланов.
- Борьба аристократов и народа.
- Политические интриги, узурпатор, захвативший власть.
- Тёмные маги, стремящиеся захватить власть.
- Фантастические существа, выходцы из мира тьмы/с изнанки мира.
- Инопланетяне.
- Мутанты и твари (зомби, вампиры), появившиеся вследствие научных или магических экспериментов.
- Тайный орден.
Животный мир и иные разумные
- Обычные земные животные.
- Оборотни или метаморфы: животные, способные менять облик.
- Живые существа, наделённые магией, например, перемещающиеся порталами, пауки, собирающие в паутину магию, выделяющие свет животные и т. д.
- Мутанты-химеры, например, крысосы (крысы+осы) из мира Валенсии А. Одуваловой.
- Живые сущности, рождённые фантазией автора, например, гигантские призрачные бабочки или фиолетовые хищные белочки.
- Одушевлённые, т. е. вещи, объекты, в которые вселились демоны, тёмные духи или даже божественные сущности. Пример: Пугало из «Стража» А. Пехова.
- Иные разумные расы, наделённые магией, например, гномы, демоны, эльфы, дриады, вампиры и т. д.
- Призраки, т. е. души умерших.
А теперь собираем всё это в таблицу, и получается вот такой комплект «ящичков».
С этой таблицей удобно работать, комбинируя разные характеристики по различным параметрам и создавая образ мира. Например, вот так:
Можно пометить не одну характеристику в столбце, например, сделать более разнообразным животный мир или врагов. Потом полученный комплект параметров можно будет доработать, дополнить или поменять на другой. Вообще, даже если вы не планируете писать книгу в жанре фэнтези, такой тренинг полезен для развития творческого мышления, да и неплох, как игра, в которую можно играть с друзьями или с учениками. Можно не только пользоваться готовым шаблоном, но и разработать свой, например, добавить национальный колорит или какие-то особенности техники.