Найти в Дзене

Конструктор мира: пособие для авторов фэнтези и фантастики

В художественной литературе жанра фантастики и фэнтези важную роль играет мир, отличающийся от нашего. Именно мир создаёт то полотно, на котором разворачивается сюжет, и часто необычная реальность привлекает не меньший интерес читателей, чем сами описываемые события. По хорошо продуманному миру можно будет потом написать несколько произведений, даже если они не связаны героями и сюжетами. Учитывая важность разработки фантастического мира, хочу предложить вам своеобразный конструктор. Такой метод в психологии творчества называется морфологическим ящиком. Это эвристический метод систематизации и перебора вариантов решения поставленной задачи с целью нахождения оптимального. Суть метода в том, что в объекте, который мы хотим преобразовать, выделяются наиболее значимые параметры или характеристики и их варианты. В результате комбинирования получается новый объект с уникальными свойствами. Но это с точки зрения инженерного творчества. А вот в литературе такой метод позволяет создавать интер
Оглавление

В художественной литературе жанра фантастики и фэнтези важную роль играет мир, отличающийся от нашего. Именно мир создаёт то полотно, на котором разворачивается сюжет, и часто необычная реальность привлекает не меньший интерес читателей, чем сами описываемые события. По хорошо продуманному миру можно будет потом написать несколько произведений, даже если они не связаны героями и сюжетами.

Учитывая важность разработки фантастического мира, хочу предложить вам своеобразный конструктор. Такой метод в психологии творчества называется морфологическим ящиком. Это эвристический метод систематизации и перебора вариантов решения поставленной задачи с целью нахождения оптимального.

Суть метода в том, что в объекте, который мы хотим преобразовать, выделяются наиболее значимые параметры или характеристики и их варианты. В результате комбинирования получается новый объект с уникальными свойствами. Но это с точки зрения инженерного творчества. А вот в литературе такой метод позволяет создавать интересные и оригинальные миры, фантастических существ, средства передвижения, оружие и т. д. И называется метод — конструктор. Это простое название, на мой взгляд, для литературного творчества больше подходит, так как понятнее.

Итак, в статье я предложу вам конструктор фантастического/фэнтезийного мира. Разобравшись в принципе, потом вы сможете метод использовать и для других целей.

Основа

Итак, сначала мы выделим наиболее важные параметры мира:

  • соответствие определённой исторической эпохе;
  • социальное устройство и власть;
  • фантдопущение, то есть элементы фантастики и фэнтези, которые делают мир отличным от обычного;
  • враги и антагонисты общемирового характера, с которыми придётся иметь дело героям;
  • другие, нечеловеческие расы и живые существа.

А дальше мы включаем фантазию и прописываем разные характеристики этих параметров. Я, чтобы не загромождать текст и для удобства выбрала 5 параметров и 8 разных характеристик каждого. Но вы можете дополнить, сколько вам угодно. Тут нет ограничений.

 Угланов Александр художник-славянист
Угланов Александр художник-славянист

Что у меня получилось.

Историческая эпоха и реалии мира

  1. Архаичное общество: родовые общины, племенные союзы, деревенские реалии. Примитивное хозяйство и отсутствие техники.
  2. Условное средневековье: постоянные войны, замки, средневековые города, мечи и доспехи, кони и повозки.
  3. Гламурный век (близко к реальности XVIII века): пышные платья с кринолинами, шпаги и дуэли, придворные интриги и заговоры, блеск придворных дам и свобода нравов.
  4. Викторианская эпоха: поместья аристократов, светские рауты, строгие правила поведения, в первую очередь, женщин; банкиры и закрытые мужские клубы.
  5. Век первых паровозов, декадентство (близко к Серебряному веку), кружки творческой интеллигенции и революционеров.
  6. Современный мир: развитые технологии, развитая коммуникация и транспорт.
  7. Мир будущего 1: высокоразвитые технологии, биороботы, освоение иных планет, цифровизация досуга (РеалРПГ) и т. д.
  8. Мир будущего 2: постапокалипсис, оставшиеся после катастрофы люди пытаются выжить; использование технологического «наследства» погибшей цивилизации. Близко к миру «Дюны» Ф. Герберта.

Мир "Дюны"
Мир "Дюны"

Власть и социальное устройство

  1. Народная вольница, охлократия (власть толпы) и право сильного.
  2. Общинная демократия, избранные вожди и старейшины.
  3. Абсолютная монархия и наследование власти по мужской линии.
  4. Ограниченная монархия, по сути, правит высшая аристократия, а король/королева — это только ширма.
  5. Власть бизнес-элиты, статус человека определяется его участием в сфере бизнеса. Богатые правят миром.
  6. Демократия и избирательное право для всех. Во главе государства — совет избранных народом представителей. Может быть засилье бюрократии.
  7. Клановое устройство общества, где власть принадлежит главам кланов.
  8. Кастовое устройство общества, где властью обладают представители высшей касты.

Фантдопущение

(О том, что это такое, можно подробно прочитать в другой статье).

  1. Наличие магии. Магические способности есть у всех.
  2. Магические способности есть у всех, но отличаются связью со стихией (маги огня, маги воды, некроманты и т. д.).
  3. Магические способности есть только у высших каст и передаются по наследству.
  4. Магические способности есть у избранных/жрецов, но приобретаются при помощи ритуалов, перерождения и т. д.
  5. Техномагия: сочетание магии и техники (транспорт, коммуникации, бытовая техника работают на магии).
  6. Техномагия: сочетание магии и космических полётов.
  7. Магии нет, но есть открытые/найденные уникальные технологии. Полёты в космос, подводные и подземные города.
  8. Земляне оказались во власти пришельцев и избранные могут пользоваться их технологиями.

Мир фэнтези.
Мир фэнтези.

Враги и антагонисты

  1. Борьба кланов.
  2. Борьба аристократов и народа.
  3. Политические интриги, узурпатор, захвативший власть.
  4. Тёмные маги, стремящиеся захватить власть.
  5. Фантастические существа, выходцы из мира тьмы/с изнанки мира.
  6. Инопланетяне.
  7. Мутанты и твари (зомби, вампиры), появившиеся вследствие научных или магических экспериментов.
  8. Тайный орден.

Фантастический мир Inga Nielsen
Фантастический мир Inga Nielsen

Животный мир и иные разумные

  1. Обычные земные животные.
  2. Оборотни или метаморфы: животные, способные менять облик.
  3. Живые существа, наделённые магией, например, перемещающиеся порталами, пауки, собирающие в паутину магию, выделяющие свет животные и т. д.
  4. Мутанты-химеры, например, крысосы (крысы+осы) из мира Валенсии А. Одуваловой.
  5. Живые сущности, рождённые фантазией автора, например, гигантские призрачные бабочки или фиолетовые хищные белочки.
  6. Одушевлённые, т. е. вещи, объекты, в которые вселились демоны, тёмные духи или даже божественные сущности. Пример: Пугало из «Стража» А. Пехова.
  7. Иные разумные расы, наделённые магией, например, гномы, демоны, эльфы, дриады, вампиры и т. д.
  8. Призраки, т. е. души умерших.

А теперь собираем всё это в таблицу, и получается вот такой комплект «ящичков».

-6

С этой таблицей удобно работать, комбинируя разные характеристики по различным параметрам и создавая образ мира. Например, вот так:

-7

Можно пометить не одну характеристику в столбце, например, сделать более разнообразным животный мир или врагов. Потом полученный комплект параметров можно будет доработать, дополнить или поменять на другой. Вообще, даже если вы не планируете писать книгу в жанре фэнтези, такой тренинг полезен для развития творческого мышления, да и неплох, как игра, в которую можно играть с друзьями или с учениками. Можно не только пользоваться готовым шаблоном, но и разработать свой, например, добавить национальный колорит или какие-то особенности техники.