Найти в Дзене

Устройство турбокомпрессора для "чайников". Правильная эксплуатация. Оборудование для ремонта.

Я помню появление автомобилей с турбонаддувом в Москве и те понты, неизбежно охватывающие их владельцев, и те гонки на Кутузовском... И, конечно, ремонт турбин у условного "дяди Васи", коих у каждого из нас было по парочке в ближайших гаражах. Денег и нервов это стоило очень немалых, но и понты вещь бесценная! Копили, перезанимали, гоняли и снова убивали свои турбины, и движки иногда... вечный круговорот вокруг сервисов. Но тогда, да и многие сейчас не очень понимают устройство турбокомпрессора и его роль в двигателе. Давайте попробуем на простом языке разобраться. Перебирая множество схем и фотографий турбин в разрезе я остановился на этом рисунке, как на наиболее простом и понятном. Тем не менее, некоторых пояснений требует и он. Начнем с того, что красным цветом и стрелками показано движение горячих выхлопных газов из двигателя в турбину и из неё в выхлопную трубу. (Специалистов сейчас покоробило... систему выпуска выхлопных газов, надо было написать. Но мы же договорились о простом

Я помню появление автомобилей с турбонаддувом в Москве и те понты, неизбежно охватывающие их владельцев, и те гонки на Кутузовском... И, конечно, ремонт турбин у условного "дяди Васи", коих у каждого из нас было по парочке в ближайших гаражах. Денег и нервов это стоило очень немалых, но и понты вещь бесценная! Копили, перезанимали, гоняли и снова убивали свои турбины, и движки иногда... вечный круговорот вокруг сервисов. Но тогда, да и многие сейчас не очень понимают устройство турбокомпрессора и его роль в двигателе. Давайте попробуем на простом языке разобраться.

Рисунок из сети. Сам я не художник, а этого добра навалом - только выбирай.
Рисунок из сети. Сам я не художник, а этого добра навалом - только выбирай.

Перебирая множество схем и фотографий турбин в разрезе я остановился на этом рисунке, как на наиболее простом и понятном. Тем не менее, некоторых пояснений требует и он.

Начнем с того, что красным цветом и стрелками показано движение горячих выхлопных газов из двигателя в турбину и из неё в выхлопную трубу. (Специалистов сейчас покоробило... систему выпуска выхлопных газов, надо было написать. Но мы же договорились о простом, понятном всем языке? Вот будем стараться так и продолжать!). А синим цветом и стрелками показано движение уличного воздуха в турбину и из неё в двигатель. Отсюда и названия: часть турбины в которой движутся выхлопные газы из двигателя называется "горячей", а часть, в которой движется воздух с улицы - "холодной". Холодная она условно, так как нахождение под капотом вблизи горячих деталей делает её очень даже тёплой, Тем не менее, деление турбины на "холодную" и "горячую" части оправдано и удобно.

Цифрой "1" на схеме показана направляющая лопатка так называемой "геометрии":

Гифка из сети
Гифка из сети

А вот так она работает, изменяя поток выхлопных газов, направляемых на крыльчатку вала (на схеме обозначена цифрой "2").

На гифке вы видите на заднем плане движущееся по кругу кольцо. Именно оно приводит в движение лопатки. А само кольцо управляется актуатором - жёлтая цилиндрическая чашка на схеме сверху и тягой (зелёные стрелки вверх-вниз). Актуатор - блок управления силой наддува турбины. Если упрощённо - "педаль в пол" - давление и поток воздуха в двигатель из турбины и мощность больше.

Турбина - очень простой и понятный агрегат. Настолько надежный, что некоторые производители ставят на неё ресурс, сопоставимый с ресурсом самого двигателя. И действительно, при правильной эксплуатации в турбине нечему ломаться. Тем не менее поломки случаются. И все они от невнимательности или излишней "бережливости" владельцев.

Вал турбины вращается в масляном "мешке" внутри картриджа со скоростью 3000 об/мин.

Картридж турбины. Фото из сети.
Картридж турбины. Фото из сети.

Слева крыльчатка вала, которая входит в "горячую" часть, а справа - крыльчатка компрессора (холодной части). Посередине мы видим отверстие масляного канала. То есть в эту часть турбины из двигателя поступает масло, смазывая вал и все втулки для обеспечения тех самых высоких оборотов вращения.

Отсюда вывод: чтобы турбина жила долго масло в двигателе надо использовать с правильной вязкостью, рекомендуемой производителем, а не заливать что попало подешевле!

У экономных масло не поступает в нужном объёме в турбину, идёт перегрев и выход из строя вала и всех втулок картриджа.

-4

Вал, синий от перегрева! Это самая частая болезнь турбины. Также важно своевременно менять масляный фильтр, так как любой "мусор" в масле - конец турбине! И, если уж используете масло, не соответствующее рекомендациям производителя, то прогревайте автомобиль прежде чем начать движение! До турбины с её тонкими масляными каналами смазка дойдёт в последнюю очередь, а работа "на сухую" - конец турбине! Даже если правильное масло - не спешите, а главное - не "топите в пол" до полного прогрева!

Если не проблемы с маслом, то турбину губят механические повреждения. Если ДТП и её просто смяло, это одно. Но несвоевременная замена воздушного фильтра двигателя и "мусор" в воздушном потоке приводят к повреждению крыльчатки компрессора, её дисбалансу и износу вала и всех трущихся частей картриджа даже при правильном масле.

А какого качества выхлопные газы выходят из двигателя? И тоже в турбину, в её "горячую" часть. Проблемы с форсунками и работой клапанов может привести к загрязнению сажей:

-5

и избыточной температуре в "горячей" части турбины. Крыльчатка вала может просто расплавиться, разрушив попутно и направляющие лопатки "геометрии":

-6

Видны механические повреждения лопастей.

И не стоит забывать а "выхлопной трубе"! В ней есть сажевый фильтр и катализатор, загрязнения которых приводят к избыточному давлению на всём протяжении выхлопа, в том числе и в "горячей" части турбины. А это тот же перегрев и выход из строя.

Да, турбокомпрессор - надежный агрегат. Но в том случае, если все окружающие его детали и механизмы работают штатно, а владелец проводит необходимое регламентное обслуживание и не скупиться на правильные расходные материалы и жидкости.

Но очень часто встречается "случайная поломка". Это когда владелец начинает замечать потерю тяги двигателя и какой-то непривычный шум/гул из под капота. Как опытный и продвинутый автомобилист он, зачастую с друзьями, такими же опытными во всех смыслах людьми лезет под капот слушать и смотреть... Турбину не слышно из-за воздушного фильтра - он убирает фильтр и просит друга/подружку "поддать газку"...

Те, кто никогда не имел дела с турбинами не представляют себе силу этого "пылесоса"! Всё, что плохо лежит в радиусе 50-70 см от "всоса" рискует в нём же и оказаться. А там крыльчатка компрессора:

Это фото моё. Фотографирую в процессе съёмки видео о ремонте агрегатов.
Это фото моё. Фотографирую в процессе съёмки видео о ремонте агрегатов.

нежная деталь с выступающим валом и крепёжной гайкой. Всё это рискует разлететься вдребезги от прилетевшего гаечного ключа, например. Или заклинить от ветоши или рабочей перчатки, лежащей до эксперимента неподалёку.

Ну и как же чинить этот "надежный" сам по себе агрегат? Я скажу просто - в проверенном сервисном центре, в котором есть правильные инструменты, специализированное оборудование и опытные мастера.

Какое оборудование? Как минимум:

  • балансировочный стенд (описание и живая работа на картридже здесь)
  • диагностический стенд (описание стенда и настройка турбины здесь)

Без него качественный ремонт невозможен. Привычный Вам и проверенный годами сервис может снять турбину и даже перебрать её, заменив вышедшие из строя детали. Но получить работоспособную турбину с заводскими параметрами по потоку к разных режимах без этих стендов не сможет. Сервисы везут картриджи и турбины к нам. Даже перебирать сами перестали - невыгодно. Цена на ремонт в более чем приемлема. И оборудование, и руки имеются!

Мне же остаётся только напомнить тем из Вас кто не знает - в компании "Вольтаж сервис" есть всё необходимое оборудование и инструменты для диагностики и ремонта:

  • стартеров,
  • генераторов,
  • рулевых реек,
  • карданных валов,
  • турбин,
  • топливной аппаратуры (форсунки ТНВД),
  • промывки и ремонта системы кондиционирования,
  • моторчиков печек (не всех моделей),
  • рулевых редукторов,
  • шлангов гидравлических систем и гидроусилителей.

А самое главное - есть профессиональные мастера с большим опытом!

Обращайтесь на сайт: https://www.astarter.ru/ или по телефону: +7 (495) 660-39-12 по любым вопросам, связанным с ключевыми узлами и агрегатами автомобиля!

-8